Время анархии. Кто такой анархист? Но мы же не можем вернуться к такому образу жизни

Сегодня, просто идя по улице, можно заменить множество представителей различных субкультур. У всех их есть какие-то отличительные внешние знаки, и все они придерживаются определенных принципов и взглядов. Чем же отличаются от всех анархисты и, вообще, кто такой анархист и каково значение этого слова?

Анархисты – те люди, которые придерживаются свободного мышления, включающего в себя такие нормы и теории, которые выступают против проявления любого вида принудительного государственного управления. Грубо говоря, если вкратце ответить, кто такой анархист, то это человек, выступающий за полную свободу мыслей и действий (но в рамках лично установленного порядка).

Анархисты против любой эксплуатации человека, которая предполагается при любом действующем государственном строе. В то же время вместо существующего строя предполагается установление сотрудничества индивидуумов. Основой любого такого сотрудничества есть следующие принципы: личная заинтересованность, взаимопомощь, добровольное согласие, ответственность.

Чем занимаются анархисты?

Деятельность анархистом можно проклассифицировать как активную и пассивную. Пассивная состоит в том, что человек просто придерживается принципов анархизма, читает соответствующую литературу, ходит на собрания, где обсуждаются последние политические события.

Активная деятельность же направлена на изменение существующего порядка. Анархисты выпускают специальные буклеты для агитации новых членов в свое сообщество, пытаются заниматься политической деятельностью, решают проблемы местного характера.

Как стать анархистом?

Вникать в любое движение стоит с подробного изучения его сути – только в этом случае вы сможете понять полный смысл идей и принципов, заложенных в него. Начните читать соответствующую литературу. Начать можно с Кропоткина и Бакунина.

Далее займитесь поиском уже существующих движений анархистов. Если таковые есть, то примкните к ним, а если отсутствуют, то создайте свое. Стоит отметить, что в сегодняшнее время популярности социальных сетей создание новой группы по интересам не составляет ничего сложного.

Потом уже придется самостоятельно решить в каком направлении двигаться. Есть несколько вариантов развития: просто расширять список участников движения, поддерживающих принципы анархизма; пытаться добиться политического влияния.

Известные анархисты

К знаменитым анархистам первым делом относят, как ни странно Нестора Махно, который активно боролся как с белыми, так и с красными в двадцатые годы 20 века.

Если взглянуть глубже в историю, то к первым анархистом считают Диогена Синопского. Он всячески презирал любое проявление власти и то же время считал, что всем можно управлять одной лишь добродетелью.

Главным теоретиком мирового анархического движения считается М. Бакунин, который в 19 веке сумел не только создать единое мировоззрение во многих странах Европы, но и сформировать полностью автономные организации.

Также известным теоретиком данного движения был Петр Кропоткин. Он выступал за создание вольных коммун без участия любого проявления власти. Управляться такие коммуны должны были бы всеми людьми на основе принципов добра, мудрости и веры.

Важно сказать, что активно начинают задаваться вопросом, кто такие анархисты и что они делают, во времена, когда давление государственного режима становится уже непосильным для обычного человека. Люди полностью перестают верить в институт власти и ищут выход в других, более оптимальных, для себя направлениях управления государством.

Сегодня у нас сложилась настороженное отношение к анархизму. Он с одной стороны считается разрушительным и хаотичным, а с другой - даже модным. Между тем эта политическая идеология всего лишь пытается избавиться от принудительной власти одних людей над другими.

Анархизм пытается дать человеку максимальную свободу, ликвидировать все типы эксплуатации. Общественные же отношения должны основываться на основе личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности.

Анархизм призывает ликвидировать все виды власти. Не стоит считать, что такая философия появилась в XIX-XX веках, корни такого мировоззрения лежат еще в трудах античных мыслителей. С тех пор появилось немало видных анархистов, которые развили теорию и облекли ее в современные формы. О самых выдающихся философах такого толка и пойдет речь.

Диоген Синопский (408 г. до н.э.-318 г. до н.э.). Этот философ появился в богатой семье в городе Синоп на побережье черного моря. Будучи изгнанным из родного города за мошенничество, 28-летний Диоген прибыл в Афины, тогдашний центр мировой философии. Будущий мыслитель стал самым знаменитым учеником школы Антисфена, поражая всех своими отточенными речами. Учитель признавал только то государство, которое состоит из хороших людей. После смерти Антисфена его взгляды были развиты Диогеном, который радикализировал взгляды киников. А ведь это учение отрицало рабовладение, законы, государство, идеологию и мораль. Сам философ проповедовал аскетизм, носил самую простую одежду и ел самую простую еду. Именно он и жил в бочке, не нуждаясь в большем. Диоген считал, что добродетель куда важнее законов государства. Он проповедовал общность жен и детей, высмеивал богатство. Диоген смог даже восхитить самого Александра Македонского, попросив у него всего лишь не загораживать солнце. Школа киников заложила основы анархизма, а просуществовала она в Римской империи до VI века, став модной во II столетии. Презирающий же власть, частную собственность и государство Диоген, стал по сути первым нигилистом и первым мыслителем-анархистом.

Михаил Бакунин (1814-1876). Бакунин родился в богатой семье, но военная его карьера не сложилась. После переезда в Москву молодой Бакунин стал изучать философию и активно участвовать в салонах. В Москве мыслитель познакомился с революционерами, с Герценом и Белинским. А в 1840 году Бакунин уехал в Германию, где сошелся с младогегельянцами. Вскоре в своих статьях философ начал призывать к революции в России. Вернуться на родину Бакунин отказался, так как его ждала там тюрьма. Философ призывал людей освободиться от всего, что мешает им быть самим собой. Неслучайно Бакунин стал активным участником европейских революций середины XIX века. Его видели в Праге, Берлине, Дрездене, он играл важную роль на Славянском съезде. Но после ареста анархист был приговорен сперва к смертной казни, а потом и к пожизненному заключению. Из сибирской ссылки мыслитель бежал, добравшись до Лондона через Японию и США. Анархист вдохновил Вагнера на создание образа Зигфирида, с него писал своего Рудина Тургенев, а в «Бесах» Достоевского Бакунина олицетворяет Ставрогин. В 1860-1870 годах революционер активно помогает полякам в ходе их восстания, организует анархические секции в Испании и Швейцарии. Активная деятельность Бакунина привела к тому, что Маркс с Энгельсом стали интриговать против него, боясь утраты влияния на рабочее движения. А в 1865-1867 годах революционер окончательно стал анархистом. Исключение Бакунина из Интернационала в 1872 году вызвало резкое противодействие рабочих организаций Европы. Уже после смерти мыслителя анархистское движение континента получило мощный импульс. Нет никакого сомнения, что Бакунин являлся важной фигурой мирового анархизма и главным теоретиком этого течения. Он не только создал единое мировоззрение, но и сформировал самостоятельные организации. Бакунин считал, что государство является самым циничным отрицанием всего человеческого, мешая солидарности людей. Коммунизм он ненавидел, так как тот отрицал свободу. Бакунин выступал против партий, авторитетов и власти. Благодаря его деятельности анархизм широко распространился в России, Италии, Испании, Бельгии, Франции.

Петр Кропоткин (1842-1921). Этому теоретику удалось создать мировое движение анархо-коммунизма. Интересно, что сам Кропоткин являлся выходцем из древней княжеской семьи. Будучи молодым офицером, он поучаствовал в географических экспедициях в Сибири. В 25 лет уйдя в отставку, Кропоткин стал студентом Петербургского университета, опубликовав около 80 работ в области географии и геологии. Но вскоре студент увлекся не только наукой, но и революционными идеями. В подпольном кружке Кропоткин познакомился в частности с Софьей Перовской. А в 1872 году мужчина поехал в Европу, где и сложились его анархистские взгляды. Князь вернулся с нелегальной литературой и начал формировать свою программу нового строя. В ней планировалось создать анархию, заключавшуюся в союзе вольных коммун без участия власти. Бежав от преследования властей, князь уехал в Европу. Как член Интернационала, он под надзором полиции разных стран, но вместе с тем его защищают лучшие умы Европы - Гюго, Спенсер. Будучи ученым, Кропоткин пытался обосновать анархизм с помощью научных методов. Он видел в этом философию общества, доказывая, что взаимная помощь лежит в основе развития жизни. В 1885-1913 годах выходят основные работы Кропоткина, в которых он говорил о необходимости свершить социальную революцию. Анархист мечтал о свободном обществе без государства, где люди помогали бы друг другу. В феврале 1917 года философ вернулся в Россию, где его восторженно встречали. Однако в политику Кропоткин не окунулся, отказавшись и от сотрудничества с единомышленниками. До последних своих дней князь убеждал в идеалах добра, веры, мудрости, пытаясь призвать к смягчению революционного террора. После смерти философа проводить его в последний путь пришли десятки тысяч человек. Но при Сталине его последователи были разогнаны.

Нестор Махно (1888-1934). Крестьянский сын с раннего детства привык к самой сложной и грязной работе. В молодости Махно вступил в союз анархистов-хлеборобов и даже поучаствовал в террористических актах. К счастью, 22-летнего парня власти не решились казнить, отправив на каторгу. Находясь в заключении в Бутырке, Нестор Иванович познакомился с видными российскими анархистами - Антони, Семенютой, Аршиновым. После Февральской революции политический заключенный Махно вышел на свободу. Он возвращается в родное Гуляйполе, где изгоняет государственные органы и устанавливает собственную власть и передел земли. Осенью 1918 году Махно объединив несколько партизанских отрядов, избирается батькой и начинает бороться с захватчиками. К декабрю 1918 году под властью анархиста уже шесть волостей, которые сформировали республику Махновия. А в феврале-марте 1919 года Махно активно воюет с белыми, помогая Красной армией. Но к весне назрел конфликт с большевиками, ведь батька отказывался пускать чекистов в свой вольный район. Несмотря на охоту, анархист к октябрю 1919 года сумел создать войско в 80 тысяч человек. Партизанская борьба с красными продолжилась и в 1920 году. А в 1921 году окончательно потерпев поражение, батька ушел в Румынию. С 1925 года Махно жил во Франции, где издавал анархистский журнал, публиковал статьи. Тут он установил связи со всеми ведущими лидерами этого движения, мечтая создать единую партию. Но тяжелые ранения подорвали здоровье Махно, он умер, так и не доведя своего дела до конца. Великий анархист в условиях революции сумел на Украине бросить вызов еще и диктатурам партий, монархических и демократических. Махно создал движение, которое намеревалось построить новую жизнь на принципах самоуправления. Махновщина стала антиподом большевизма, который не смог с этим смириться.

Пьер Прудон (1809-1865). Прудона называют отцом анархизма, ведь именно этот общественный деятель и философ и создал по сути теорию этого явления. В молодости он мечтал стать литератором, получив небольшой опыт типографского дела. Главная работа всей его жизни, о собственности и принципах правления и общественного порядка, вышедшая в 1840 году, была встречена прохладно. В это время Прудон знакомится с интеллигентами-интеллектуалами, которые мечтают о новом устройстве общества. Его постоянными собеседниками становятся Маркс и Энгельс. Революцию 1848 года мыслитель не принял, осудив за нежелание менять общество и за соглашательство. Прудон пытается создать народный банк, став членом Национального собрания пытается изменить систему налогов. Издавая газету «Le peuple» он критиковал порядки в стране и даже нового президента Наполеона. За свои революционные статьи Прудон даже был заключен в тюрьму. Новая книга философа «О справедливости в революции и церкви» заставила его бежать их страны. В эмиграции Прудон пишет трактаты по международному праву, по теории налогов. Он утверждает, что единственной возможной формой социального устройства является свободная ассоциация с соблюдением свобод и равенства в средствах производства и обмена. В конце жизни Прудон признал, что его анархические идеалы остаются недостижимыми. И хотя философ сформировал новое мировоззрение, его модель общества не предусматривала такого привычного для революций террора. Прудон считал, что человечество сможет перейти к новому миру постепенно и без потрясений.

Вильям Годвин (1756-1836). Этот английский писатель в свое время очень сильно повлиял на формирование анархизма. Вильяма изначально готовили к карьере в духовенстве. Однако куда больше теологии его заинтересовали общественно-политические проблемы. В 1780-1790-х годах под влиянием работ французских просветителей Годвин в Англии сформировал школу социальных романистов. В 1783 году произошел его окончательный разрыв с церковью, в Лондоне писатель стал идейным вождем социальных романистов. В эпоху Французской революции Годвин смог внести в политическую азбуку страны новые веяния. Члены его кружка симпатизировали событиям в соседней стране, сам он в своих трактатах начал рассматривать проблемы неравенства и возможности введения справедливой анархии. Та работа писателя даже стала предметом рассмотрения правительства и была изъята из обращения. Идеи Годвина похожи на взгляды анархистов-коммунистов начала XX века. Писатель считал, что существующее устройство общества и является главным источником мирового зла. По мнению Годвина государство просто помогает одним людям угнетать другим, собственность является предметом роскоши и пресыщения. По мнению философа государство несет человечеству вырождение, а религия только помогает порабощать людей. Причина же всех бед человека - незнание истины, открытие которой поможет добиться счастья. На пути к светлому будущему Годвин предлагал отказаться от насилия и революций. В последнюю часть жизни из-за реакции в Англии и материальных проблем философ оставил литературу и занятие общественными проблемами.

Макс Штирнер (Шмидт Каспар) (1806-1856). Этому выдающемуся мыслителю приписывают создание анархизмо-индивидуализма. Получив диплом по филологии, молодой учитель начинает посещать пивную Гиппеля в Берлине, где собиралась либеральная молодежь «Вольной группы». Среди завсегдатаев можно отметить хотя бы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Каспар тут же окунулся в споры, начал писать оригинальные философские труды. С первых же шагов он заявил о себе, как об индивидуалисте-нигилисте, жестко критикуя демократию и либерализм. За свой высокий лоб анархиста прозвали «Лбом», а вскоре он взял себе псевдоним Штирнер, что дословно означает «лобастый». В 1842 году мыслитель отметился своими статьями об образовании и религии. Главный же труд его жизни, «Единственный и его собственность», вышел в 1844 году. В этой работе Штирнер развил идею анархизма. По его мнению человек должен искать не социальную, а личную свободу. Ведь любое социальное преобразование направлено на удовлетворение чьих-то эгоистичных замыслов. В 1848 году в Германии вспыхивает революция, ее философ принял прохладно, не примкнув не к одному из союзов. Штирнер резко критиковал Маркса, коммунизм и революционную борьбу, а его идеи заметно повлияли на Бакунина и Ницше. Анархист с усмешкой писал об участниках восстания, которые купились на очередную ложь и восстанавливали потом то, что сами и разрушили. Умер философ в нищете и безвестности, но в конце 1890-х его труды обрели актуальность, он стал считаться пророком левого нигилизма. В представлениях анархиста общество представляет собой союз эгоистов, каждый из которых видит в другом лишь средство для достижения своих целей. Важно, чтобы в обществе конкурировали личность, а не капиталы, как это происходит сейчас.

Эмма Гольдман (1869-1940). Среди анархистов встречались и женщины. Эмми Гольдман хотя и родилась в Каунасе, прославилась, как знаменитая американская феминистка. Приобщилась Эмма к радикальным идеям еще в юности, проживая в России. В Америке она попала в 17 лет, пережив неудачный брак, развод и тяжелой фабричной работой. В 1887 году девушка попала в Нью-Йорк, не познакомилась с группой анархистов. В 1890-х она активно разъезжала по Америке, читая лекции. За такую пропаганду радикальных взглядов женщину неоднократно арестовывали и даже сажали в тюрьму. С 1906 года Эмма выпускает журнал «Мать Земля», где публикует свои работы по анархизму, феминизму, сексуальной свободе. Совместно со своим другом Александром Беркманом она основала первую школу интимного просвещения. Благодаря деятельности анархистов в Америке стали популярными коммунистические красные идеи, Эмма открыто призывала к бунту и неподчинению государству. Она поднимала профсоюзы на борьбу с капиталистами. В итоге власти просто взяли и депортировали 249 наиболее радикальных активистов из страны, отправив их в Россию. Но при новом режиме анархисты чувствовали себя неуютно, быстро разочаровавшись в большевиках. Американские гости стали открыто критиковать тоталитарные методы новой власти, в результате их выдворили уже и из России. В 1930-х Эмма ездила по Европе и Канаде с лекциями о женском вопросе, в Америку ее пустили только при условии отказа от политических тем. «Красная Эмма» 30 лет не сходила со страниц газет. Блестящий оратор, критик и журналист, она сумела пошатнуть основы американской государственности.

Рокер Рудольф (1873-1958). В юности Рудольф понял, что значит быть сиротой и нищим, на себе ощутил неравенство, царящее в обществе. В 17 лет юноша активно включился в работу социал-демократической партии, но в 1891 году покинул ее, присоединившись к анархистам. В 1892 году Рокер переехал в Париж, где вошел в общество европейских радикалов. А в 1895 году преследуемый властями анархист переехал в Лондон, где стал учеником самого Кропоткина. Тут немец вступило в Федерацию еврейских анархистов Великобритании, одной из самых влиятельных организаций такого толка в Европе. К концу 1890-х Рудольф возглавил еврейское рабочее анархистское движение в Англии. Он настолько хорошо выучил идиш, что даже начал писать на нем стать. Евреи признали в этом немце своего духовного лидера. Почти 20 лет Рудольф выпускал анархистскую газету «Друг рабочих», пока ее не закрыла полиция за антимилитаристские взгляды в годы Первой мировой войны. В начале 1900-х Рокер открыл анархистский клуб, печатал брошюры, став видным теоретиком этого движения. В 1918 году после арестов и тюрьмы в Англии Рокер переехал в Германию, где активно включился в революционные события. Анархист критикует диктаторскую революцию в России и призывает построить в Германии новое общество, путем захвата синдикатами экономической власти. Но в 20-х активисты Берлинского Интернационала подверглись репрессиям, а к 1932 году анархо-синдикалистов в Германии уже никто не поддерживает. Рокер поборолся еще с фашизмом, критиковал сталинизм, а затем переехал в США, где продолжил публиковаться. Однако в 1940-х деятельность анархистов пошла на спад, и возродить это движение в Европе Рокер уже не смог.

Эррике Малатеста (1853-1932). А этот видный теоретик анархизма работал в Италии. Уже в 14 лет Эррике оказался под арестом из-за своего письма королю, жалуясь на несправедливость жизни в стране. В 1871 году начинающий революционер познакомился с Бакуниным, который и воодушевил его своими идеями. Так Малатеста стал горячим приверженцем анархизма и членом Международного Интернационала. В 1877 году вместе с несколькими единомышленниками итальянец с оружием в руках выступает против короля и даже объявляет о свержении власти в нескольких деревнях Кампании. Бежав из страны, анархист пропагандирует свое учение в разных странах Европы, борется с колонизаторами Египта, создает группировку в Аргентине. Жизнь Малатесты напоминает приключенческий роман - погони властей, аресты, побеги, перестрелки. В 1907 году итальянец признается одним из лидеров Международной анархической конференции в Амстердаме, признанным теоретиком, как и Кропоткин с Бакуниным. После очередных арестов по обвинению в ограблениях и убийствах Малатеста вернулся в Италию, где принял активное участие в антиправительственных манифестациях. Первую мировую войну, в отличие от Кропоткина, Малатеста не принял. Удивительно, но он предрекал, что явной победы ни одной из сторон не будет, а после потери ресурсов установится шаткий мир. Страны же начнут готовиться к новой, более убийственной войне. Его слова стали пророческими. В 1920 году Италия стояла на пороге социальной революции - рабочие начали захватывать фабрики. Однако нерешительные профсоюзы свернули забастовку. С 1922 года Малатеста включился в борьбу против Муссолини. В 1924-1926 годах фашистская цензура даже давала выходить легально анархистскому журналу. До последних лет жизни Малатеста участвовал в деле своей жизни, публикуя статьи и брошюры в Женеве и Париже.

Слово «анархия» заимствовано у французов и обозначает «безвластие». Корни этого слова происходят от греческого «anarhia» - «без руководителя».

Анархия - это хорошо или плохо?

У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия - свобода и безвластие. По сути, анархия - это внутренняя свобода, а анархист - человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.

В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.

Таким образом они надеются нарушить государственную систему, но вызывают только отвращение у общества. Нельзя сказать, что эти организации не являются анархичными. На самом деле анархия - это целая философская система. Нет однозначно правильного ответа на вопрос: анархия - это хорошо или плохо.

Истоки анархизма

Идеи анархизма были сформулированы еще задолго до нашей эры. Первые философы, которые задумались о таком понятии, как анархия, были Диоген в Древней Греции и Лао-Цзы в Древнекитайском государстве. Они первые, кто сформулировал, что анархия - это форма правления.

Теория современного анархизма начинается с 1793 года, когда Уильям Годвин написал свой труд «Политическая справедливость». В 1844 году Максом Штирнером была определена базовая ценность анархиста - эгоизм.

В русской литературе понятие анархии появилось в XIX веке. В то время многие политические деятели и мыслители стали рассматривать идею анархии как новый тип политического сознания. Некоторые считали, что принцип данного понятия необходимо внедрять в деятельность самого государства, а другие мыслители и философы доказывали, что анархия и государство - понятия несовместимые.

Профессор Б. А. Кистяковский считал, что государство - это инструмент по преодолению анархизма.

Князь Е. Н. Трубецкой, философ и юрист, в анархии видел только беспорядки. Он также считал, что анархизм нарушит принцип иерархии государства в общественном сознании. По его мнению, анархия - это хаос.

С. Л. Франк, профессор университетов (Московского и Саратовского), юрист, называл анархизм своеобразным взрывчатым веществом для разрушения «здравого государственного смысла».

Петр Кропоткин

Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм - это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.

Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.

Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.

Итальянский ученый Ломброзо и его работы

До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение - это не всегда регресс.

Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты - это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.

Понятие анархии в марксизме

Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.

В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.

В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов - это государственная власть.

Так что же такое анархия?

Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.

Анархизм — политическая идея, которая основывается на свободе. Главная его цель - уничтожить все типы принуждения и подавления. Он предлагает заменить сотрудничеством личностей власть, которая существует за счёт подавления одних людей другими, а также благодаря привилегиям одних по отношению к другим.

Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.

Анархия - это такой образ жизни. Анархизм - это политический строй.

Получается, что свобода и анархия - это схожие понятия.

Структура анархичного общества

На самом деле как таковой структуры анархичного общества нет. Главные концепции анархизма - это взаимопомощь и сотрудничество, а не борьба за собственность и конкуренция. Они считают, что общество существует ради благ индивидуума, но не наоборот. Анархия - это свобода. Свобода мысли, образа жизни. Те, кто считает, что анархия - это плохо, не правы.

При анархии, чем выше организация, тем меньше ответственности ей дается снизу. Конечно, это утопия, общество должно дойти до такого уровня сознания, когда ему не нужна будет чья-либо помощь в управлении. Истории известны анархичные государства, правда, существовали они достаточно давно.

Анархия - это что за субкультура, и какой она бывает?

Существует несколько направлений анархизма:

Анархо-индивидуализм

Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.

Мутуализм

Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.

Социальный анархизм

Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.

Коллективистский анархизм

Другое название данного направления - революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.

Анархо-коммунизм

Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.

Анархо-синдикализм

Представитель - Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.

Постклассический анархизм

Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.

Зеленый анархизм

Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др. Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии.

Вместо заключения

Таким образом, можно сказать, что анархия - это философия масс народа в кризисные периоды. В спокойное время политика анархизма не оказывает особого влияния на сознание людей.

Анархия - это что такое? Это то, что поднимает людей против государства ради улучшения условий существования: политических, экономических и социальных.

Анархизм – это не философия; это не теория, не какое-либо интеллектуальное учение и так далее. Анархизм значит доверие ко всему и спокойствие во всем. Слово Анархизм пришло к нам из греческого ἄναρχος , что буквально означает "безвластие". Соответственно, анархизм – это общество, построенное на свободном, безо всякого принуждения, всеобщем взаимодействии, гарантирующем свободу мысли и действий.


Анархизм – это не детвора, забрасывающая в окна камни и провоцирующая полный хаос. Это весьма практичное, хотя и противоположное популярным, убеждение. На протяжении истории существовали сотни тысяч обществ, которые функционировали в соответствии с анархическими принципами, включая даже туземные племена. В сравнении с авторитарными иерархическими системами они, как правило, были и являются более стабильными и обеспечивают своих членов гораздо более высокими стандартами жизни. Анархизм – это самоорганизация, созданная на основе взаимного согласия ее участников. Это не правление толпы, статизм или тирания.


Анархизм не выступает и против религии, несмотря на то что многие выдающиеся анархисты были атеистами. Анархизм, однако, выступает против церковной тирании так же яростно, как и против государственной. Вера – личное дело каждого. Если бы Анархизм был против веры, он бы противоречил своему собственному постулату полной свободы мысли и действия.

Шаги

  1. 1 Решите, хотите ли вы быть анархистом или нет. А это значит, изучите анархизм ! Первый шаг – прочесть базовые характеристики этого мировоззрения. Познакомьтесь с идеями некоторых наиболее выдающихся теоретиков и писателей анархизма.
  2. В 19 веке это
  3. В 20 веке это
    Изучите разные школы мысли: либертарианский социализм, анархо-коммунизм, синдикализм, платформизм, пост-левый анархизм, мютюэлизм, индидженизм, анахо-феминизм, зеленый анархизм и другие. Возьмите под контроль собственную жизнь на максимально высоком уровне. Вы не принадлежите никому, кроме себя самого, и никакая власть над вами не является законной, пока вы сами ее не приняли добровольно: сотрудничайте. Мыслите независимо: поразмышляйте над философией анархистов. Побуждайте свое окружение к независимому мышлению и сами мыслите независимо и избегайте крайностей и чудачеств. Рассматривайте данную статью, как идеи для размышления, а не правила для вступления в ряды анархистов. Анализируйте созданные вокруг вас институты цивилизации и научитесь видеть разницу между тем, в чем вы действительно нуждаетесь (пища, вода и так далее) и тем, что не так уж необходимо (телевидение, сплетни о знаменитостях, брэндовая продукция и так далее). Найдите единомышленников , придерживающихся тех же принципов, что и вы, и сформируйте небольшую неформальную сеть друзей. Вам понадобится опираться друг на друга, это неизбежно (это называется "сообщество"). Вы можете учиться друг у друга, учить друг друга и расширять свою сеть контактов. Участвуйте в акциях протестов, непосредственных действиях и стихийных мероприятиях против всего того, что ограничивает ваши базовые свободы или порождает несправедливость. Но помните, протест ничего не меняет, если за ним не стоит созидающего движения. Реальность основывается на консенсусе. Правительство – это социальная структура, а мир таков, потому что мы верим в то, что он таков. Поэтому работа революционера заключается в том, чтобы изменить консенсус в отношении того, что есть, и того, что возможно. А это значит многие часы работы по организации сообщества, на собраниях, с людьми, с которыми вы, возможно, не согласны, и которые вам, по большому счету, не нравятся. Это не так просто, но это единственное и самое важное, что может делать каждый из нас. Открыто выступайте против правительства и отстаивайте права на свободу слова, мысли и действия! Если вы тайный анархист и проявляете себя только дома, вы никак не помогаете борьбе за создание анархического общества. В отличие от капиталистических политических партий, у нас нет огромной сети средств массовой информации, круглосуточно работающей над распространением идей, а это значит, что если мы хотим изменить мир, нужно делать это самим. Для начала стоит рассказать об этом друзьям и соседям. Гордитесь тем, что вы анархист, своим движением и историей. Анархизм до сих пор остается единственным удачным средством противостояния капиталистическому экоциду, представляющему угрозу для всей жизни на нашей планете. Распространяйте факты и разоблачайте заблуждения. Не позволяйте своим коллегам, друзьям или семье считать вас либералом, консерватором, коммунистом и так далее. Текущий "мейнстрим" в политических силах является частью проблемы, гордитесь тем, что вы стоите в стороне, и трудитесь над тем, чтобы большинство голосов принадлежало анархистам. Это единственный способ претворить в жизнь реальные перемены – если люди поймут, в чем идея, и увидят стоящий за ней здравый смысл. Встречайтесь со своими единомышленниками. Раздавайте буклеты и рассказывайте людям свои идеи. Научитесь не спорить, а убеждать. Помните, что всем на нужно одно: мир, процветание и так далее, так что начинайте всегда с тех пунктов, по которым вы можете прийти с человеком к согласию. Вы будете особенно эффективны, если своими вопросами поможете им самим выйти на нужные ответы и выводы. Убедитесь, что люди понимают, что анархизм – это не про хаос и варварство, что это политическая и социальная идеология, отстаивающая самоорганизацию и неиерархичную политическую и экономическую систему, базирующуюся на прямой демократии. Будьте готовы отвечать на обвинения. На обвинения в утопичности идей можно привести примеры действующей анархии: большинство аборигенных обществ имели анархическую модель, и даже сегодня существует множество функционирующих сообществ, сформированных на анархических принципах – и не всегда там, где вы могли бы этого ожидать. Менониты – один из примеров неидеологического анархизма в действии. Помните, что у слова анархия много негативных коннотаций. И не только из-за негативной пропаганды, но и в силу действий одетых в форму людей, поверивших этой пропаганде и решивших, назвавшись анархистами, крушить все подряд и создавать хаос. Быть анархистом значит учиться иметь дело с подобными людьми и не позволять им саботировать ваш труд. Следите за событиями! Не позволяйте себе сесть в лужу, выступая против чего-то, о чем вы не имеет представления. Изучайте капитализм, марксизм, фашизм и другие политические идеологии. Узнайте своего врага в лицо. Выступления невежественных людей и их глупые заявления только вредят движению.
  4. Следите за тем, чтобы не создавать новую иерархию в своей жизни. Мы все равны! Мужчинам следует изучить и принять феминизм и серьезно подойти к оценке собственных отношений. То же самое относится к тем, кто пришел в движение из богатых семей, из культуры предубеждения к разным национальностям, меньшинствам и так далее. Самая главная сила анархистов – солидарность, помните об этом.
  • Будьте надежным человеком. Реклама так хорошо работает только потому, что мы чувствуем себя отделенными друг от друга. Личное уважение, честность, целостность и сострадание играют ключевую роль. Создание движения начинается с построения взаимного доверия (недоверие и так придет).
  • Будьте вежливы и смиренны, но смело отстаивайте свои убеждения. Люди всегда будут прислушиваться к вам, если вы активно вносите свой вклад в движение и совершаете значимые поступки, даже если при этом они не услышат ваших слов.
  • Познакомьтесь с историей анархизма, к примеру, почитайте об испанской революции 1936 года, восстании махистов в Украине, Париже 1968, современных черных блоках и событиях движения, например, протестах против ВТО в Сиэттле и так далее.
  • Познакомьтесь с символикой и флагами анархистов.
  • Будьте самим собой.

Предупреждения

  • Если вы живете в обществе, вам придется сталкиваться с последствиями – в случае если вы решите не следовать правилам данного общества. Обзывать полицейских "фашистскими свиньями" и бросаться камнями в людей ни за что ни про что еще никому не помогало. То же самое можно сказать о тех случаях, когда крушат и ломают все, что под руку попадется, и рисуют анархистскую символику на стенах зданий и заборах. Основное, что вы при этом испортите, это день тех рабочих, кому придется после вас все это убирать и восстанавливать.
  • Бунтарские ритуалы, используемые во время публичных праздников, таких, как, к примеру, Хэллоуин, являются намеренными и целенаправленными механизмами для поддержания социального контроля (для закона и порядка) в пределах социально обусловленных субкультур, к которым относят и анархистов.

Предлагаем камрадам ознакомиться с хорошей методической статьёй от наших российских соратников по анархистской деятельности и революционной борьбе. Опубликованная статья на сайте организации МПСТ немного подкорректирована нами, в частности мы убрали из текста упоминание о российской законодательной системе и прочие сравнения с реалиями этой страны, дабы статья являлась наглядным примером и нашему читателю. Также стоит добавить, что в наших белорусских условиях обозначенная автором рекомендация в пятом совете касающаяся знакомства с правозащитниками - может не сработать. Поэтому не стоит так сильно надеяться, на то что адвокат или правозащитники смогут вас защитить (а это вполне реальный расклад) от преступников у власти. Помните, что спасение угнетаемых дело самих угнетаемых!

В свое время, когда я ступил на еще не протоптанную дорогу анархизма, у меня была масса вопросов: что и как делать, на что обратить внимание, чего наоборот ни в коем случае не делать и т.д., и узнать про это я практически ни у кого не мог. Были, конечно, возможно, в чем-то более опытные товарищи и пара-тройка статей на эту тему, но того, что знали эти товарищи и что было написано в этих статьях, было явно недостаточно чтобы понять, что к чему (а иногда эти знания были вообще неверными). Конечно, с тех пор утекло много воды и анархическое движение стало куда более серьёзным, но, мне кажется, что и по сей день многие новички попадают в ту же самую ситуацию, в которой в свое время оказался и я. Более того, на мой взгляд, очень часто и опытные товарищи совершают глупые ошибки, движутся не в том направлении и т.п. Поэтому я решил написать статью и изложить в ней свой взгляд на эти вопросы. Но, перед тем как изложить суть, я сделаю небольшое замечание. Так как в анархическое движение входит на самом деле достаточно много течений, часто противоположных друг другу, то являясь по убеждениям анархо-коммунистом, под анархизмом в статье я буду иметь ввиду анархо-коммунизм, под анархическим движением - анархо-коммунистическое движение, а под анархистом - анархо-коммуниста.

Первое , что должен понять начинающий анархист, что анархизм - это прежде всего инициативность. К сожалению, в движение приходит достаточно много людей, которые сами не хотят думать и действовать, а ждут, что кто-то все устроит за них и лишь пригласит поучаствовать. Поэтому часто в анархическом коллективе мы видим пару-тройку (если не одного) толковых людей, а все остальные заглядывают им в рот и ждут указаний или же тусуют где-то около, появляясь лишь время от времени и, опять же, делая то, что говорят толковые. В итоге такая группа очень быстро разваливается либо вследствие того, что все, кроме толковых, теряют интерес к анархизму, либо вследствие того, что толковые подвергаются репрессиям: их сажают, или же из-за угрозы посадки они переезжают, или же, наконец, вследствие того, что толковые люди смотря на своих бестолковых товарищей разочаровываются в идеях анархизма. Поэтому в первую очередь анархисту (не только начинающему!) необходимо самому придумывать и предлагать своим товарищам различные мероприятия, акции и иные действия, а не ждать когда их предложат другие. А во-вторых анархистам необходимо принимать в свой коллектив только инициативных людей, а не таскать за собой балласт из 10-20 человек желающих быть пушечным мясом. Понятное дело, что только что прешедший в движение человек скорее всего не будет сразу же развивать бурную деятельность, а попробует оглядеться, послушать более опытных товарищей и понять что к чему, но со временем любой уважающий себя анархист все же должен стать полнокровным членом своего коллектива (организации) и максимально плотно участвовать в выработке его (её) стратегии и тактики.

Второе , не менее важное для анархиста - это самодисциплина и ответственность. Если ты что-то берешься делать, то ты обязательно должен доводить это дело до конца, особенно если ты заранее обещал своими товарищами, что ты это сделаешь. Опять же, к сожалению, в движение приходит очень много людей которые не хотят никакой самодисциплины и ответственности, а хотят лишь угорать и тусоваться в компании «крутых анархистов», чтобы казаться в своих глазах и глазах окружающих такими же «крутыми». Когда же речь заходит о том, что надо посетить собрание, тренировку, прийти на акцию, написать листовку или статью, нарисовать баннер или что-то еще эти ребятки куда-то сразу испаряются. То у них учеба, то еще какие-то дела. Понятно, что бывает так, что человек действительно занят, но если он анархист, то он должен расставлять приоритеты и уделять анархизму значительную часть времени. Для этих же ребят очевидно анархизм является не приоритетным делом в жизни а этаким хобби, которое они, естественно, через пару лет или раньше бросят. Так вот, анархисту, во-первых, самому не надо быть таким, а, во-вторых, нужно не допускать в свой коллектив таких людей иначе, как и в предыдущем случае, ваш коллектив очень быстро развалится.

Третье.
Анархист должен постоянно совершенствоваться в теории и практике. Нельзя по паре-тройке статей уяснить для себя суть анархизма и уметь объяснить интересующимся людям, как мы собираемся бороться, какое общество мы хотим построить на месте старого, как будут решаться экономические вопросы, как политические и так далее. То же самое можно сказать и о практической деятельности: нельзя поучаствовав в паре акций четко уяснить для себя, что и как мы должны делать, чтобы наше движение развивалось. Только прочитав достаточно большое количество анархической и левой литературы и поучаствовав достаточно долгое время в деятельности анархического коллектива, человек сможет сформировать четкое представление об этих вопросах. Только тогда человек сможет доходчиво объяснить другим людям, за что мы выступаем и как мы собираемся добиваться наших целей. Только тогда, когда в анархическом движении таких людей будет большинство, оно сможет выработать для себя внятную стратегию и тактику, позволяющую не барахтаться на месте, а двигаться вперед.

Четвертое . Анархист должен поддерживать себя в хорошей физической форме и уметь пользоваться оружием. Наша деятельность связана в том числе и с физическими конфликтами и если мы не сможем дать отпор нашим противникам, то мы неизбежно проиграем в этих конфликтах, а следовательно, не сможем стать примером ни для наших возможных будущих товарищей, ни вообще для кого-бы то ни было. Более того, даже оратор в хорошей физической форме будет смотреться намного более эффектно чем заплывший жиром или же тощий, как Кащей Бессмертный, и, соответственно, его речь будет более убедительной при прочих равных условиях. Соответственно для поддержания вашей физической формы и физической формы товарищей, вы можете устраивать совместные тренировки, а так же заниматься самостоятельно или же посещать спортивные секции. Конечно же, не все анархисты обязаны быть спортсменами или первоклассными бойцами, но двигаться в направлении развития своих физических способностей и боевых навыков стоит всем без исключения.

Пятое. Анархист должен разбираться в вопросах безопасности и быть юридически подкованным. Неизбежно любой анархист рано или поздно столкнется с полицаями и, чтобы этот драматичный момент прошел как можно более удачно для вас, вы должны заранее позаботится о своей безопасности. Во-первых, не рассказывайте все сразу новичкам приходящим в движение. Им для начала вовсе не обязательно знать, где, например, лежит ваша общая касса или что вы завтра будите мутить какую-то супер-радикальную акцию. Для начала вам нужно разобраться, что за человек перед вами и можно ли доверять ему, а это можно сделать только со временем, пообщавшись с ним как следует и посмотрев на него в деле (разумеется, не в самом радикальном) . Во-вторых ни в коем случае не обсуждайте в социальных сетях, по электронной почте и по телефону действий, которые могут попасть под УК, а также других очень важных вещей, для этого есть личные встречи. В-третьих, для связи на расстоянии используйте службы электронной почты с поддержкой шифрования или джаббер. В качестве почты, раньше бы я посоветовал для начала использовать сервис gmail.com, но сейчас появилась информация, что его владельцы переходят к более тесному сотрудничеству с властями. Поэтому лучше использовать специальные активистские сервисы типа riseup.net и autistici.org или же шифровать сами тексты писем(с использованием таких программ как GNU PG или PGP). В-четвертых, не храните ни каких палевных вещей у себя на компьютере, используйте для них отдельную флешку (еще лучше, если информация на ней будет зашифрована). Ее в отличии от жесткого диска, который еще надо достать из системного блока, легко спрятать, выкинуть или же уничтожить. В-пятых, перед тем как осуществлять какие-либо действия, проверьте, под какие статьи КОАП и УК данные действия могут попасть и заранее продумайте, что говорить полицаям, если вы попадетесь (всегда помните, что вы вообще можете не отвечать на их вопросы, ссылаясь на соотвествующую статью конституции). И, наконец, в-шестых, желательно быть знакомым с правозащитниками в вашем регионе, чтобы в случае каких-либо неприятностей, можно было бы с ними проконсультироваться по юридическим вопросам и они могли бы помочь организовать вашу защиту (еще лучше иметь знакомых адвокатов:)). Разумеется, это далеко не полный список советов, поэтому я крайне советую ознакомится с брошюрами и другими материалами на эту тему.

Шестое. Анархизм - это революционная теория, нацеленная на пробуждение большинства людей, а не какая-то элитарная идеология для внутреннего потребления в узком круге лиц, поэтому анархистам крайне необходимо участвовать в социальных конфликтах, таких, например, как борьба рабочих за улучшение условий труда, борьба против выселения людей из общежитий, борьба против застройки дворов, вырубки парков и лесов, борьба против строительства экологически вредных объектов и т.п. Анархистам крайне необходимо научиться находить общий язык с простыми неангажированными людьми и научиться убеждать их в необходимости самостоятельной борьбы без помощи политиков и буржуев, а также в необходимости вести эту борьбу при помощи прямого действия, а не сбора подписей, писем с жалобами и заявлений во всевозможные государственные инстанции. При этом нужно четко понимать, что пока абсолютное большинство участников этих конфликтов не готово будет вас поддержать полностью, а уж тем более проникнуться идеями анархизма, но на данный момент наша главная задача это приобретение опыта участия в подобных делах, так как у большинства анархистов его просто-напросто нет. Без этого опыта ни один анархист не сможет понять каким же образом убедить большинство простых людей в верности наших идей и необходимости борьбы за другое общество.

Седьмое. В нашей борьбе главное не эффектность, а эффективность. Флаги, речёвки, крутые шествия не меняют положения вещей. Более того непродуманные публичные действия могут привести к засветке вас и ваших товарищей. Задача же анархистов состоит в том, чтобы о нас как можно больше знали простые люди (при чем наша известность была в положительном ключе), и как можно меньше всякие полицаи. Понятно, что невозможно быть незамеченными, достигнув серьезных успехов, но смысла светить себя на мероприятиях, никоим образом не ведущих к этому успеху, нет. Так очень большая проблема заключается в том, что многие анархисты любят устраивать санкционированные пикеты и митинги, и благо бы их посещали тысячи людей или хотя-бы сотни, а так получается что на этих мероприятиях больше мусоров, чем «митингующих». В итоге засвечиваются организаторы мероприятия, так как они обязаны включить в заявку свои ФИО, адреса жительства и телефоны, а также часто мусора переписывают часть (или всех) людей, пришедших на мероприятие. Понятно, что вы можете отказываться называть себя, но полицейские всегда могут нарушить закон и доставить вас в свое логово, где они уже точно смогут выяснить, кто вы такой. Возможно данная ситуация не так страшна для Москвы и Питера, так как там достаточно много анархистов и «переписать» их всех очень трудно, но для регионов это крайне провальная ситуация, так как после вашей засветки вам, во-первых, придется тратить уйму времени на общение с мусорами, так как они будут пытаться вам звонить, приезжать к вам на учебу, на работу и т.д., а, во-вторых, самое главное - при желании и при наличии повода (например заведения уголовного дела за какое либо прямое действие), вашу группу могут легко развалить, посадив самых активных и способных товарищей. Поэтому желательно участвовать только в тех публичных мероприятиях, где вы сможете агитировать не друг друга, а простых людей, например, на митинге, организованном инициативной группой против вырубки парка, или на собрании такой группы, и ни в коем случае, если подобное мероприятие организуется вами, не санкционировать его. Если таковой возможности долго не представляется - ничего страшного. Поиск новых людей через социальные сети и знакомых, дискуссионные клубы и кино-клубы, спортивные и другие тренировки ничуть не менее важные действия. Для того чтобы эффективно проводить внешние акции, необходимо для начала провести огромную внутреннюю работу и научиться самим очень многому (а так же найти как можно больше адекватных людей, готовых присоединится к вашему коллективу). Так, без хороших ораторов вы не сможете убедить людей использовать в борьбе именно прямое действие, а без физически крепких товарищей - противостоять ЧОПовцам, охраняющим место вырубки парка. На мой взгляд лучше поучаствовать в год всего лишь в одном социальном конфликте, но сделать это как следует, чем каждую неделю проводить пикеты по 5 человек. В конечном итоге, я советую всегда соизмерять риск от действия и выгоду, которую вы сможете от него получить, и, если риск будет намного больше выгоды - не совершать таких действий.