Вопросы по работе с индустриальным партнером. Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения

    Основные роли ведущего группы

    Cтили руководства группой

    Характеристика личности группового тренера

    Подготовка ведущих тренинговых групп

Основные роли ведущего группы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

    технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);

    эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

    активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

    аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

    комментатор ;

    посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);

    член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний , а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный . В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы .

Стили руководства группой

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский , – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Характеристика личности группового тренера

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: "Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений" (1993, с. 50).

Подготовка ведущих тренинговых групп

Пробуждение и всплеск интереса населения России к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая "дикая" подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

    С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

    Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение "за кругом", изучение литературы.

    Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

    Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

    На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере "ведущий – группа". Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: "Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания" (1997, с. 46).

Вопросы и задания для самоконтроля

    Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?

    Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: "............ психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации........... психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и (тарификации".

    Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения.

    Верно или неверно:

    1. Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы.

      Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего.

      В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой.

    С каким из двух утверждений вы согласны:

    1. Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник.

      Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга.

    В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?

    Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости.

    Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.

    Какое понятие раскрывается в следующем определении: "....... – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом"?

Ученики 7-8 классов на муниципальном этапе завершают участие в олимпиаде. Задания для них должны строиться с учетом школьного этапа и базироваться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более трех астрономических часов . Максимальный общий балл за оба задания – 50 . Примеры возможных заданий и комментарии к ним содержатся в отдельном документе (региональные методические комиссии вправе составить для муниципального этапа свои задания других типов или взять за основу эти, соблюдая преемственность заданий на школьном и муниципальном этапе).

Задание №1

Выступите в роли участника книжной выставки-ярмарки и представьте издательство, которое специализируется на выпуске книг для чтения в дороге. Придумайте название для вашего стенда и составьте перечень из 8–10 книг для размещения на н–м. К каждой книге дайте краткую аннотацию (до 5 предложений), объясняющую ваш выбор.

Комментарий к заданию:

Данное задание проверяет как общую читательскую эрудицию и вкус участника олимпиады, так и его умение ёмко и занимательно представить конкретные книги, охарактеризовав их с учетом адресата – потенциального читателя; владение жанром краткой аннотации к книге.

Критерии оценивания: максимальный балл – 20 .

Рекомендуется за уместное и оригинальное название выставочного проекта (стенда), обоснование концепции издательства начислять – 5 баллов ; за отбор изданий – по 0,5 балла за каждое наименование литературного произведения (максимум – 5 баллов ); за написание аннотации к каждому произведению – по 1 баллу (максимум – 10 баллов ).

Задание № 2

Прочтите следующий текст:

Юлия Говорова

Из сборника смс

Из сообщений собралась эта книга. Как сейчас вижу: иду по аллее, мокрый снег, дождь, ранняя весна, воздух прохладный и свежий, елью пахнет, в кармане куртки, как всегда, телефон, достаю его и в полной тишине набираю…

«Отправить сообщение сейчас? – Да…»

– Хотела пойти, а бабочка села на ногу. И не пошевелиться

– Лепестки яблонь сейчас залетают в дом, и в ведра вёдра с водой, и в мыльницы

– Листья в лесу все мокрые, большие мокрые листья. Но красиво

– Черёмуха наслушалась соловьёв. И чай тоже пропитан пением

– Бабочку несу на ладони, как сокольничий

– Светло-голубые скорлупки, лёгкие, от вылупившихся птенцов, носит ветер, веником сметает их дворник в парке

– Листья не падали, а спускались, пружиня на ветках, будто кошки

– Падали яблоки на стол

– Куры на ветках яблонь

– Домой в мастерскую иду по саду, на тропинке задела ногой ежа

Прочитав текст, ответьте на вопросы. Ответ должен представлять собой связный текст.

1) Можно ли назвать этот текст “рассказом”? Кратко обоснуйте свой ответ

2) На чём строится “сюжет” текста, какова внутренняя логика повествования?

3) Кто/что является “героями”? Как они изображаются?

4) Какую роль играет вступление?

5) Есть ли в этом тексте сквозные мотивы, повторяющиеся образы, переклички? Какой эффект они создают?

"Книга лучший попутчик"

1. "Дьявол носит Прада", Лорен Вайсберг (Типичный сюжет для любого голливудского фильма, когда девушка из провинции едет в далекий незнакомый город, чтобы покорить его раз и навсегда. Естественно, такая книга придется по душе женской половине населения. Но как бы не был типичен и банален сюжет известной книги, она учит нас, что нельзя сдаваться перед лицом трудностей.)

2. "Вокруг света за 80 дней", Жюль Верн (Идеальный вариант для тех, кто собрался в путешествие или даже небольшую поездку за город. История о том, что всегда стоит верить в свои силы, даже если другие в тебя не верят. Книга полна приключений, с которыми сталкивается герой, заключив пари. Но самое главное, с ним всегда его помощник.)

3. "Записки о Шерлоке Холмсе", А. К. Дойл (Хороший детектив всегда способен привлечь к себе внимание читателя и увлечь его за собой в мир загадок, тайн и расследований. Любая книга о Шерлоке Холмсе является примеров одного из самых лучших детективов за все время. Идеальный выбор, чтобы напрячь извилины и провести время в дороге быстрее.)

4. "Маленький принц", Антуан де Сент-Экзюпери (Простая, но очень трогательная и интересная история о маленьком мальчике с другой планеты. История о том, как он находит своего друга лиса, о любви к розе. Но самое важное, что должен отметить для себя читатель, это дружба. Красной нитью тема дружбы проходить сквозь все произведение.)

5. "Завтрак у Тиффани", Трумен Капоте (Снова неплохой вариант книги в дорогу для женской половины. Это легкий приятный рассказ о девушке, наивной, немного своенравной, которая живет так, как ей хочется. Ее влечет мир роскоши и богатства, но Холли Голайтли самый яркий пример ярких и необычных женщин в литературе.)

6. "Девушка в поезде", Пола Хокинс (История о женщине, которая каждый раз проезжая мимо домов, из окна поезда видит молодых людей, которым она дает придуманные имена. Казалось бы их жизнь идеальна, но однажды девушка пропадает. И главная героиня понимает, что только она может понять, что случилось с незнакомкой в окне поезда. Немного депрессивный, но увлекающий детектив, заставляющий прочесть его до конца.)

7. "Последний магнат", Ф. С. Фицджеральд (Как и в любой его книге, вроде "Великого Гэтсби" в этом романе снова затронута тема "американской мечты". Это книга о том времени, когда кино еще не было бизнесом, оно было искусством. И хотя роман обрывается на полуслове, он пользуется весьма большой популярностью.)

8. Серия книг "Джентльмен сыска Иван подушкин", Дарьь Данцовой (Довольно банальный выбор, но для время при провождении в дороге может подойти идеально. Легкий, ненавязчивый детектив с элементами комедии и драмы поможет скоротать время в дороге. К тому же потом захочется прочесть и все остальные книги.)

В этом году компании «Сантехкомплект - Урал», одному из ведущих поставщиков в сфере комплексных продаж сантехнического и отопительного оборудования, исполняется 12 лет. Грамотно сформированный пакет предложений, на сегодня лучших по своей цене и качеству, позволяет компании уверенно чувствовать себя на рынке. Гибкая ценовая политика, оперативность и постоянный активный рост образуют основу успешной деятельности этого поставщика. Сегодня на страницах портала Стром66.ру Борис Николаевич Рыжковский, исполнительный директор компании «Сантехкомплект - Урал», рассказывает об истории становления организации на рынке, рабочих буднях и, конечно же, о перспективах развития в рамках строительной отрасли Уральского региона.

Борис Николаевич, какими фактами оперировали основатели компании, принимая 12 лет назад решение по ее созданию?
Наверное, как и большинство компаний в то время, наша организация возникла достаточно спонтанно. Николай Николаевич Глущенко, который со дня основания компании был ее директором, сейчас является советником генерального директора. Он совершенно случайно вышел на некую потребность в поставках в том хаосе, который повсеместно наблюдался в это непростое время в нашей стране и убедил действовавшую тогда в Москве компанию «Сантехкомплект» организовать здесь, на Урале, свой филиал, в полной мере самодостаточный и независимый. С тех времен мы и присутствуем на рынке поставок сантехнического оборудования в регионе.
Существуют ли на данный момент в отрасли для Вас такие факторы, которые служат четкими и надежными гарантами для будущего успешного развития компании?
Перспективы развития компании практически бесконечны. Если рассматривать этот вопрос по всем существующим рыночным сегментам, то, во-первых, можно быть уверенными в том, что эксплуатировать здания никто и никогда не перестанет, также данное утверждение касается и ремонта объектов, и много другого. Непрерывный процесс развития налицо, причем, замечу, каждый год количество сданных в эксплуатацию квадратных метров жилья только увеличивается. Соответственно, число устанавливаемых нами водопроводов также растет.
Повсеместное строительство нового жилья и бурное бизнес-продвижение в отрасли коммерческой недвижимости - еще одно подтверждение самых оптимистичных прогнозов. Поэтому я не вижу объективных факторов для снижения производственных оборотов.
Розничная торговля, где мы имеем дело с частным потребителем, то есть попадаем в ту ситуацию, когда человек в индивидуальном порядке покупает что-то для ремонта квартиры, личного строительства или же ищет новое оборудование на замену устаревшего, тоже стабильна по своим показателям. Таким образом, устойчивое положение компании позволяет нам чувствовать себя на рынке максимально уверенно. Каких-то существенных рыночных рисков сейчас для нас просто нет.
Насколько зависима Ваша деятельность от положения клиента, есть ли разница во взаимодействии с государственными заказчиками и частный потребителями?
Мы действительно работаем как с государственными заказчиками, так и с коммерческими организациями. Основное различие в том, что в первом случае, это, конечно же, тендеры.
Каковы определяющие моменты в выборе того или иного тендера?
Мы смотрим на адекватность самого предложения, на сроки его выполнения, на все сегменты и формирующие части работ. Если мы четко понимаем, что вопрос для нас полностью понятен, мы знаем, как осуществить проект, мы обязательно примем участие в таком тендере.
С коммерческими клиентами контакт имеет иную структуру взаимодействия?
Коммерческие клиенты относятся к выбору менее формально, редко когда самостоятельно проводят тендеры. Поэтому здесь контакт практически сразу переходит в русло непосредственного взаимодействия и работы по обслуживанию объекта.
Сейчас в регионе в достаточно регулярном режиме проходят различные выставки, ярмарки, презентации. Как часто Вы выступаете в роли участника на подобных мероприятиях?
Мы, естественно, принимаем участие в самых разнообразных выставках. Полностью охватываем в этом спектре своей деятельности весь Уральский регион. В Екатеринбурге, к сожалению, нами пока не замечено настолько сильной выставки, может быть, даже и не специализированной, а смешанной, мимо которой профессионал точно не пройдет. В Москве, например, нишу подобного проекта прочно занимает «Акватерм». Не попасть на эту экспозицию для настоящего профессионала в своем деле просто стыдно. Что бы там ни случилось, выставляется его компания или нет, человек все равно придет на выставку. У нас в городе аналогичных явлений не наблюдается. Поэтому выбор выставки происходит от конкретно поставленной задачи. Если же требуется продвижение внутри региона, например, в Тюмени, то едем непосредственно туда. С локальными территориями все намного проще.
То есть маркетинговые ходы имеют множественные вариации?
Если бы на выставках наблюдался плотный поток посетителей, то, кажется, от нас и не потребовалось бы никаких дополнительных усилий. Однако мы постоянно стараемся что-то самостоятельно предпринимать в этой сфере. Например, проводим семинары. Даже совершенно необязательно организовывать их здесь, в Екатеринбурге, мы часто выезжаем на места. Скажем, собираем в Каменск-Уральском заинтересованных специалистов предприятий, рассказываем о новой технике или о водопроводных системах. Вот где и происходит непосредственный контакт с потребителем. Естественно, не все из них станут в будущем нашими клиентами, но эти мероприятия эффективно служат нам в процессе формирования репутации компании.
Можно ли сегодня выделить из всего спектра предоставляемых Вами услуг какие-то наиболее интересные для потребителя новинки?
Что-то выделить отдельно очень сложно, мы - комплексная компания, занимающаяся поставками оборудования в области водоснабжения, отопления и канализации. Поэтому под любой вид объекта у нас имеется определенный набор товаров, начиная с обеспечения простого промышленного помещения - склада, и заканчивая статусными объектами - торговыми центрами, гостиницами.
В каждом направлении у нас есть собственные интересные наработки. Например, система бесшумной канализации для высотных зданий. Ясно, что мощный поток воды, падающий с большой высоты, обеспечивает широкий шумовой эффект. Представленные нами системы обладают устойчивостью, как к шумам, так и к вибрации. Подобным в нашем регионе никто целенаправленно не занимается. Из наиболее заметных объектов можно назвать, например, здание «Антея».
Можно резюмировать, что каждой группе клиентов соответствует определенный товарный портфель. Одним необходима стандартная продукция типового жилья, кому-то требуется индивидуальное коммерческое предложение.
Как же обеспечивается этот отнюдь не узкий ассортимент продукции?
Сейчас одна только линейка водопровода насчитывает более десяти различных вариантов, начиная от самой простой черной оцинкованной трубы, классического варианта, и заканчивая сшитым полиэтиленом. Клиентам при таком большом ассортиментном ряде (более десяти видов отопительных приборов, широко представленная запорная арматура и проч.) мы обеспечиваем самый широкий выбор и делаем на этом своем качестве четкий акцент в последние два года. Важно, чтобы востребованная продукция всегда была в наличии, чтобы мы это наличие заказчику гарантировали. Особенно данный фактор актуален для тех клиентов, у кого возникают какие-либо трудности при эксплуатации оборудования. Ситуации ведь бывают разные. Люди не могут ждать ни день, ни два, ни три. Мы гарантируем наличие оборудование без ограничений по времени или количеству.
Ваши клиенты могут рассчитывать на комплексное гарантийное обслуживание?
Гарантийное обслуживание мы, конечно же, обеспечиваем. Например, осуществляем полное комплексное обслуживание запорной арматуры.
Борис Николаевич, обрисуйте, пожалуйста, поподробнее, что же все-таки подразумевается под словами «лучшее предложение на рынке»?
У нас есть несколько, так называемых, лучших предложений на рынке. То есть, это продукты, с одной стороны, пользующиеся большой популярностью и спросом у потребителя. А с другой стороны, мы как компания, можем обеспечить лучшее предложение по этим товарам. Например, это система металлопластиковых труб для водопровода WAVIN, алюминиевые радиаторы или же наша линейка смесителей.
В праздничные для компании дни, что бы Вам хотелось пожелать своим клиентам?
Я бы пожелал всем не останавливаться на уже достигнутом. В любой точке, в которой мы сейчас находимся, можно сделать свою работу лучше и качественнее. Мы, как компания, стараемся быть для своих партнеров именно теми, кто как раз и помогает совместно совершенствовать ранее достигнутое.