Уметь учиться что значит знач то зн. Что значит учиться? Где надо – заставляй воображение работать «вовсю»

Я учусь в Высшей школе экономики в Праге, в которой сессия не из легких. В ВШЭ за каждый предмет можно получить максимально 100 баллов, причем на каких-то предметах – как правило, теоретических – такое количество можно заработать только при написании заключительного теста во время сессии.

Однако многие преподаватели предоставляют студентам возможность зарабатывать баллы на семинарах: это может быть оценка активности на уроках, результат полусеместровых тестов или сумма баллов, полученных за всевозможные курсовые работы и презентации.

Требования, предъявляемые студентам к каждому предмету, собраны в университетском сертифицированном электронном справочнике под названием Sylabus. Здесь можно узнать структуру занятий, получить примерное представление о том, что будет обсуждаться в течение семестра, узнать, сколько баллов возможно получить на семинарах, рекомендуемое время для подготовки к экзамену, список используемой литературы и расписания преподавателей, ответственных за определенный курс.

Допуск к любому экзамену студенты получают только при выполнении обязательного условия – посещения не менее 70% семинаров. А вот на лекции ходить совсем не обязательно, поэтому если вам не полюбился учитель и его манера подачи материала, то вы имеете полное право вместо посещения пар черпать необходимую информацию из учебника.

Аудитория VŠE

Градация оценок противоположна российской: 1 – самая лучшая оценка, а 5 – соответственно, худшая. Кстати, привычной зачетки у нас нет: все оценки и баллы выставляются только в электронной форме. Если в сумме за семестр студент набрал 90–100 баллов, то он получает «единичку», 75–89 – «двойку», 60–74 – «тройку», и эти оценки считаются успешным результатом. Если же студент получил 50–59 баллов, то он получает так называемую неустойчивую оценку «4+», и ему предоставляется возможность пересдачи, но не стоит забывать, что повторная сдача экзамена в главном экономическом вузе страны допускается всего один раз.

В случае, если и во второй раз сдать экзамен не удалось, или за семестр было набрано менее 50 баллов, предмет считается несданным, в электронной зачетке появляется непривлекательная оценка 4, и студенту придется записывать этот предмет во второй раз. Это не настолько «безболезненно», как может показаться на первый взгляд: у каждого студента в начале учебы есть 36 резервных кредитов, рассчитанных на три года бакалавриата, то есть на 6 сессий. Каждый предмет, в зависимости от его важности, оценивается вузом в определенное количество кредитов – чаще всего в 6. При успешной сдаче предмета студент получает эти кредиты и копит их в электронной зачётке, а при «завале» – теряет кредиты из резерва. Таким образом, в течение трех лет возможно не сдать что-либо и повторить курс примерно 6 раз – на большее не стоит рассчитывать.

Не знаю, к счастью или к сожалению, но практически все экзамены в ВШЭ – письменные. С одной стороны – здорово, не нужно лишний раз бояться встречи с каким-нибудь суровым преподавателем, но с другой стороны, если экзамен проходил в тестовой форме, а вы набрали, скажем, 74 балла из 100, то ждать пощады не стоит: лишний балл вам не добавят ни при каких условиях – таков университетский устав. Единственная возможность исправить оценку – сдать тест еще раз, но если вы заработаете за экзамен меньше баллов, чем в прошлый раз, то предыдущий результат вам никто не вернет, поэтому на такой риск идут немногие. Кроме того, исправить оценку позволяют только тем, кто с первой попытки сдал экзамен на 3 или 2.

В целом, сессия – период непростой и довольно стрессовый, но если не забывать об учебе в течение семестра, то никаких проблем возникнуть не должно: как правило, экзамены целиком и полностью построены на том, что было пройдено на лекциях и семинарах.

Весомое преимущество студентов ВШЭ перед многими другими вузами – возможность самостоятельно планировать свой экзаменационный период: можно расставить экзамены так, как это будет удобнее нам. Но не стоит сдавать все и сразу, особенно если вы не на все 100 уверены в успехе: за неделю или две хорошо подготовиться и сдать, к примеру, семь экзаменов будет очень сложно как психически, так и физически, ведь сессия – серьезный вызов возможностям организма. Поэтому по мне лучше запастись терпением и шоколадом и растянуть экзаменационный период на 3–4 недели.

  • 2.3. Задачи педагогической психологии
  • 2.4. Основная система понятий, используемых в педагогической психологии
  • Глава 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
  • 3.1. Физические возможности шестилеток
  • 3.2 Психическая готовность к школе
  • 3. 3. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
  • 3.4 Индивидуальные особенности младших школьников
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Общий анализ учебной деятельности
  • 4.1 Виды сотрудничества в учебной деятельности
  • 4.2. Анализ деятельности учения
  • Глава 5. Действия, входящие в деятельность учения
  • 5.1. Начальные логические приемы мышления
  • 5.2. Психологические умения
  • 5.3. Специфические приемы познавательной деятельности
  • 5.4. Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений
  • 5.5. Умение учиться
  • Глава 6. Закономерности процесса усвоения
  • 6.1. Природа процесса усвоения
  • 6.2. Структурный и функциональный анализ действий
  • 6.3. Свойства действия
  • 6.4. Этапы процесса усвоения
  • 6.5. Типы ориентировочной основы действий
  • Глава 7. Контроль и его функции в учебном процессе
  • 7.1. Предварительный контроль
  • 7.2. Текущий контроль
  • 1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным.
  • 2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематиче­ским - за каждым выполняемым заданием.
  • 7.3. Итоговый контроль
  • Глава 8. Пути формирования учебной мотивации
  • 8.1. Фронтальная работа
  • 8.2. Индивидуальные формы работы
  • Глава 9. Формирование начальных логических знаний и действий
  • Ученики перечисляют свойства, которыми кубики отлича­ясь друг от друга.
  • Глава 10. Формирование научных понятий
  • 10.1 Виды понятий
  • 10.2 Сущность понятий
  • 10.3. Пути усвоения начальных научных понятий
  • 10.4. Виды действий, используемых при формировании понятий
  • 10.5. Роль определения понятия в процессе его усвоения
  • 10.6. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий
  • 10.7. Требование к содержанию и форме заданий
  • 10.8. Качество сформированных понятий при управлении процессом их усвоения
  • Экспериментатор: а если я тебе дам признаки?
  • 10.9. Возрастные особенности усвоения понятий
  • Литература
  • Глава11. Формирование специфических приемов познавательной деятельности
  • 11.1. Обучение чтению
  • 11.2. Обучение письменной речи
  • Учитель. Из каких частей состоит это слово?
  • 11.3. Приемы работы при изучении системы счисления
  • 11.4. Прием решения арифметических задач «на процессы»
  • Глава 12. Формирование действий, входящих в умение учиться
  • 12.1. Формирование действий, входящих в прием моделирования
  • 12.2. Формирование умения быть внимательным
  • Глава 13. Психология воспитания
  • 13.1. Общее понятие о личности
  • 13.2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
  • 13.3. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
  • 13.4. Формирование внутренней ответственности
  • 13.5. Подготовка к следующему возрастному этапу
  • Глава 14. Обучение и развитие
  • Глава 15. Проектирование циклов обучения и диагностика познавательной деятельности
  • 15.1. Основы проектирования циклов обучения
  • 15.2. Диагностика познавательной деятельности
  • Содержание
  • 5.5. Умение учиться

    Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.

    Из чего же состоит это умение? Оно включает в себя действия всех трех видов, которые были рассмотрены нами выше. Эти действия вначале входят в деятельность учения как предмет усвоения, их ученик должен усвоить. После усвоения их, когда они уже войдут в состав познавательной деятельности учащегося, эти действия могут использоваться как средства усвоения новых действий, войти в состав умения учиться.

    Таким образом, в деятельности учения одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом усвоения, а потом - его средством. И каждый раз, когда ученик усваивает новые действия, он должен располагать средствами их усвоения - уметь усвоить. Другими словами, деятельность учения состоит из двух составляющих: ученик должен выполнить усваиваемое действие и действия, которые обеспечивают усвоение первого с заданными свойствами. Так, при освоении счета ребенок должен перейти от реальной палочки, лежащей перед ним, к слову «один». Между этими двумя объектами внешне нет никакого сходства, но они заменяют друг друга, и ребенок должен уметь перекодировать действие из одной нормы в другую. Вся совокупность действий, необходимых для успешного усвоения новых, и составляет умение учиться этим новым действиям. Это и есть вторая составляющая деятельности учения. Графически это можно изобразить так:

    Если мы не обеспечили умения учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Это означает, что, прежде чем присту­пать к обучению новому действию, необходимо проверить, располагают ли учащиеся умением научиться этому действию. Другими словами, для успешного протекания процесса усвоения ученик должен иметь соответствующий исходный уровень своей познавательной деятельности. Этот исходный уровень должен проверяться: а) со стороны наличия дейст­вий, на которые опирается новое; б) со стороны умения учиться, т.е. наличия действий, которые необходимы для понимания нового, для того, чтобы перейти от внешней, материальной формы его выполнения к выполнению во внутренней, умственной форме.

    Как же приобретаются действия, составляющие умение учиться? Они «поставляются» из первой группы действий, ко­торые были предметами усвоения. Другими словами, умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было усвоить, приобрести. После этого они ис­пользуются как средства усвоения новых действий. Так, напри­мер, логические приемы мышления вначале должны быть ус­воены как специальные предметы усвоения, т.е. войти в состав первой группы действий учения. В дальнейшем логические приемы мышления выступают как познавательные средства, необходимые для успешного усвоения любых учебных предме­тов, любых умений. Разумеется, усвоенные познавательные действия используются не только в качестве средств усвоения. Они могут быть в дальнейшем средствами трудовой деятельно­сти, использоваться человеком при открытии новых явлений и т.д. Так, логические приемы мышления человек использует в течение всей жизни, при выполнении всех видов деятельности. Больше того, не все усвоенные действия становятся средствами усвоения, т.е. входят в состав деятельности учения. Некоторые из них усваиваются специально, например, для труда.

    Из сказанного вытекают следующие положения:

    1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа дей­ствий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).

    2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности.

    Следовательно, умение учиться состоит из разного вида по­знавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объеди­няются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

    В умение учиться входят действия как общие, так и специ­фические. Ранее мы выделили в общих видах действий две группы: психологические и действия, составляющие приемы логического мышления.

    Но общие виды деятельности этим не исчерпываются. К чис­лу общих относятся и такие действия, как планирование, кон­троль, оценивание, корректирование своей деятельности. Все эти действия входят и в умение учиться. Учащиеся должны, выполняя новое действие, контролировать ход выполнения, опираясь на данный им образец. Контроль неизбежно требует оценивания - насколько правильно выполняется действие. В случае обнаружения отклонения, ошибки, учащийся должен уметь скорректировать выполнение действия.

    В умение учиться обязательно входят знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каж­дый предмет имеет свою систему знаковых средств, которые уче­ник должен уметь использовать в процессе усвоения.

    Указанные группы общих действий важны для усвоения любых знаний и умений. Специфические действия - для ус­воения только каких-то определенных.

    Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необ­ходимыми познавательными средствами для усвоения этого предмета. Если не владеют - необходимо сформировать не­достающие действия или в ходе работы с предметным мате­риалом, или до этого.

    Контрольные вопросы

    1. Почему действия, составляющие логические приемы мышления, счи­таются общими?

    3. Можно ли начинать формирование логического мышления с любого приема?

    4. Как определить порядок формирования логических приемов мышления?

    5. Из каких действий состоит умение учиться? Можно ли его сформиро­вать в начальной школе? Почему вы так думаете?

    6. Каково соотношение знаний и действий?

    7. Чем определяется выбор действий, которые необходимо сформировать у школьников при изучении того или иного предмета?

      Назовите несколько специфических действий, которые необходимы при изучении родного языка

    Литература

    Никольская И.Л. Азбука рассуждения -М, 1996.

    Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума - М, 1997

    Столяр А. А. Математические игры для детей 5-6 лет -М,1991

    Статья

    Учебная деятельность и умение учиться

    Долгополик Валентина Николаевна,
    Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна ,
    учителя начальной школы ГБОУ СОШ №10

    Что значит учиться? Как на начальной ступени ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.

    Уметь учиться - это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. В педагогическом толковании учиться - выполнять всё то, что предусмотрено образовательным учреждением. Учебная деятельность ребёнка в этом смысле состоит из разных действий или видов и подвидов учебной деятельности, например: выполнение домашней работы; подготовка своего рабочего места к уроку; ведение дневника; написание строчек букв цифр; решение математических задач; вычерчивание геометрических фигур; списывание текста или написание изложения на уроках русского языка; выполнение физических упражнений на уроках физкультуры и во время физкультминуток на уроках по другим учебным предметам; заучивание стихотворений и т. д.

    Термин учебная деятельность в этом смысле иногда заменяют терминами учебная работа, учебный труд. Использование термина учебная деятельность в этом смысле целесообразно при рассмотрении вопроса общей организации учебного процесса в школе, классе, на уроке, при выполнении классных и домашних работ, использовании групповых и индивидуальных, репродуктивных и интерактивных форм обучения. Уместно использование этого термина в рассматриваемом смысле и тогда, когда говорят о рациональной организации в целом той части жизни ребёнка, которая обусловлена его обучением в школе. Такая учебная деятельность является характеристикой учебного процесса, а не обучаемого индивида.

    Жизнь современного школьника, его учебная деятельность в рассматриваемом понимании существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях - это уметь выбирать виды и формы своей учёбы (например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям.

    В психологии в рамках деятельной парадигмы выработалось другое содержание понятия учебная деятельность. Оно возникло в трудах Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Г.А.Цукермана и других, основано на психологическом понятии деятельности(А.Н.Леонтьев) и оформилось в виде концепции учебной деятельности в начале 80 - х годов прошлого века. Коротко, содержательно и конструктивно эта концепция представлена в статье В.В.Давыдова и А.К.Марковой « Концепция учебной деятельности».

    Смысл психологического понятия учебная деятельность происходит от понятия деятельности, представленного в работе А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность», и связан с классификацией видов деятельности.

    Таким образом, учебная деятельность в психологическом смысле - это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний(о мире, человеке, себе, математике, числе, правилах орфографии, животном мире, способах анализа литературного произведения, способах изготовления изделий из бумаги и т. д.), овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, овладение способами получения знаний.

    Структуру учебной деятельности в психологическом смысле составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижения; учебные действия, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели.

    Обучение умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при этом как «управление взрослым… процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом предполагает отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи, постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

    Уметь учиться - значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность: ставить учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, адекватные учебные цели, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, коррекцию или дополнение учебных действий (если это необходимо), умение выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

    Работа учащихся в режиме учебной деятельности на уроках и дома всё ещё редка. Направленность обучения на формирование учебной деятельности - один из резервов повышения его эффективности.

    Использованная литература

    Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии.1981.

    Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,Политиздат,1977.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.Учипедгиз.1946

    Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Знание.1974

    Что значит « уметь учиться»?

    Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые затронули и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться , изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

    Когда ученик выполняет задание учителя, он не учится. Он учится точно выполнять предписания . А учиться, то есть «учить себя» - значит самому давать себе предписания!

    Теория развивающего обучения В.В.Давыдова позволила построить систему и структуру учебной деятельности посредством конкретизации общих законов функционирования всех сфер деятельности.

    Данный подход мы называем системно-деятельностным.

    Системно-деятельностный подход открывает возможность построения и теоретического обоснования структуры учебной деятельности. Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для его рефлектирования, а затем и дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

    Успешность передачи культурных образцов зависит, с одной стороны, от способностей ученика, а с другой – от того, какие учебные средства использует учитель. Поэтому в процессе взаимодействия между учителем и учеником появились два вида деятельности:

    1. учение , или учебная деятельность, - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
    2. обучение – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

    Для того, чтобы начать изменять себя, научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель . Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам . Он ещё не знал, получится у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал , потому что для него было важно это получить. Но в его действиях возникло затруднение – иначе он всё сделал бы до конца и не надо было ставить перед собой никакую новую цель.

    Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж. Руссо