Самооценка в психологии - это что? Виды и понятие самооценки в психологии. Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки

Определите причины неадекватности самооценки

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки, как:

активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;

пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость - качества, свойственные детям с заниженной самооценкой.

При завышенной самооценке дети необоснованно считают себя лучше других.

В младшем школьном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

Как вести себя с ребенком, у которого есть проблемы с самооценкой

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания. Пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может достичь такого же результата.

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.

Игра «Зеркало». Один ребенок- «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».

Игра «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разнимая рук, они запутываются. Водящий должен их распутать, не разрывая рук игроков.

Советы психолога:

Если у ребят возникают психологические проблемы: проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями или просто появился интерес к психологии, они всегда могут обратиться к школьному психологу, психолог внимательно выслушает и поможет советом.


Самой распространенной психологической проблемой у ребят считается проблема общения. Зачастую она возникает из-за неадекватной самооценки. С помощью психолога можно выявить уровень самооценки и получить рекомендации по её коррекции.

    Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
    2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.
    3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
    4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
    5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
    6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
    7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
    8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
    9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
    10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
    11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
    12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.


Упражнения по коррекции заниженной самооценки:


1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации учащимся при завышенной самооценке:
1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".
4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.


Упражнения по коррекции завышенной самооценки:


1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и , и степень социальной активности.

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или .

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. , которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, .

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже .

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, ;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Как мы с вами уже установили, неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи (Л. Н. Корнеева, 1984) описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи – и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени – не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого – ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности – в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление – любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате – деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях, возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию – отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что – нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых – прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей – но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве. Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

Неадекватное оценивание ребенком, себя, в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже, в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее - свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведения, соотносят его с общепринятыми нормами и правилами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оце­нивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение К себе от оценки своих поступков,- от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекватная самооценка выражается в решительности, бодрости, общительности, желании контактировать с другими; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адекватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта; навешивания ярлыков со стороны взрослых или детей, на основании чего ребенок успел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе - завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и социального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную самооценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями - подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»), выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребенку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он - лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной самооценке будет оптимальным, во-первых, налаживание отношений с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в которых ребенок сможет увидеть свое поведение и его результаты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстрировать своим примером адекватное отношение к чужим ус­пехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свои возможности и результаты.

Возможно, вам знакомо чувство страха: «Я никому не нужна? Я с этим не справлюсь. Что обо мне подумают другие?», или же наоборот близко другое: «Я лучше всех! Мне нет равных в этом деле!». А возможно вас вообще это не беспокоит, тогда вы можете не тратить время на чтение этой статьи. Но, так или иначе, явно или неявно, практически у всех людей появляются признаки неадекватной самооценки.

Это статья для тех, кто хочет вырваться из-под гнета страданий от творческой нереализованности, самоедства, кто готов прислушаться к мнению окружающих его людей и попросить о помощи. А также для всех тех, кто хочет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, быть уверенным в собственных силах, ставить перед собой реальные цели и быть гибким в их достижении.

Это статья о том, как Знание и Любовь помогают выравнивать самооценку.

Самооценка

Что такое самооценка? Приведу наиболее интересное, на мой взгляд, определение из всех встретившихся мне при подборе информации по данной теме.
«Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.
Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим».
То есть самооценка - это субъективное восприятие личностью самой себя посредством локального сравнения своих качеств или черт характера, интересов, достижений или неудач в общении с другими людьми.
Безусловно, знание себя, своих физических и психических сил, а также системы личностных ценностей, дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия. Но когда все эти наши собственные знания и умения поддаются сравнению с наработками (опытом) других людей, бессознательно возникает конфликт собственных интересов.
К примеру, понаблюдали за человеком, зафиксировали понравившийся нам жест, манеру поведения, реакцию или стиль общения - и далее: «Я не такой/такая… умная/красивая/общительная/интересная в общении». Или же произошла обратная реакция - «хм…Какой же глупый, элементарного не понимает!». А ведь это всего лишь мгновение в бесконечном течении времени, а мы уже произвели сравнение себя….
Познание себя по типу «я и другой человек» зачастую закрепляется у человека на всю жизнь и носит мощную эмоциональную окраску, формируя зависимость от мнения других людей. Этот тип познания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций.
Очень важно в развитии познания себя и самооценивания перейти на более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был “вчера” и какой он “сегодня”: совершил смелый, решительный поступок, или, наоборот, струсил. Или - что будет более эффективно для саморазвития - по принципу: какой он “сегодня” и каким он может и хочет быть “завтра”, в своих наиболее совершенных представлениях. А вот здесь очень необходимо развитие и совершенствование внутренних приемов самонаблюдения, самоанализа и самовоспитания. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».
Сравнение по типу «я и я» дает наиболее объективную характеристику нашему поведению, оценке полученных знаний, имеющимся желаниям и устремлениям, а также всем тем прилагаемым усилиям в достижении поставленных целей. Это как голос совести.
Но и тут есть небольшие нюансы. Для того чтобы не заиграться в игру с самим собой: «К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный!» или «У меня все равно ничего не выйдет» - предлагаю двигаться дальше по страницам моих рассуждений.

Виды самооценки

Обращаю ваше внимание, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или общественные стандарты, всегда носит субъективный характер.
В психологии существуют разные классификации видов самооценки, но нам для цели данной статьи будет достаточно общепринятых.
Итак, самооценка может быть:
- заниженной
(недооценка себя и своих возможностей);
- завышенной (переоценка себя);
- адекватной (нормальной),
более или менее соответствующей реальному поведению.

Заниженная самооценка

Подбирая материал для этого раздела, я руководствовалась характеристиками собственного проявления заниженной самооценки. Перебирая в памяти разные события и ситуации, переживая их снова и снова, но уже с точки зрения наблюдателя, у меня получился следующий список.
Надеюсь, изучив его, вы сможете посмотреть со стороны на похожие проявления в вашей жизни, на те ситуации, которые могли вызывать и в вас чувство неуверенности в собственных силах. Ведь осознание - это первый шаг к поиску решений и недопущении подобных реакций в дальнейшем.
Вот наиболее яркие черты заниженной самооценки (чувства собственной неполноценности), проявления которой иногда могут характеризоваться диаметрально противоположным поведением.

Отсутствие веры в себя

1.1. Внешний вид и манера одеваться может быть выражена в двух противоположных вариантах:
- Вызывающий, эксцентричный, чрезмерно открытый и/или яркий стиль. Все «недостатки» (неуверенность в себе, следы печали, расстройства, неудовлетворенности) максимально маскируются, так как никто не должен видеть проявление слабости/никчёмности, кроме самых близких людей.
Неприятие самого себя заставляет использовать маски, которые с одной стороны помогают выглядеть более уверенным в себе, а с другой - создают дополнительное напряжение.
- Закрытый, неброский, чрезмерно скромный, иногда доходящий до безразличия к собственному внешнему виду. Предпочтение отдается свободной закрытой одежде. Свойственна печальная/серьёзная мимика, сутулость, скованность/резковатость движений - явное стремление спрятать свое тело, оттолкнуть от него противоположный пол.
1.2. Сложности с приятием комплиментов, знаков внимания
Любое проявление внимания вызывает состояние дискомфорта - ощущение того, что не за что хвалить. Отказ от признания и нивелирование качеств, привлекших внимание. Возникает подозрение, что проявление знаков внимания было не искренним, и что это всего лишь попытка поддержать/подшутить.
1.3. Сложности в построении близких отношений, не важно, идет ли речь о дружбе или о создании семьи. Неуверенность и нелюбовь к себе переносятся на отношения с окружающими людьми, что выражается в подозрительности и поиске проявлений нелюбви, неприятия, непонимания. В случае нахождения или их надумывания, порождаются болезненные переживания, обиды, претензии и истерики.
1.4. Дистанцирование от других, застенчивость порождается страхом помешать/отвлечь кого-то от важного дела, обременить, быть лишним, или быть не понятым, отвергнутым и обманутым. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость, закрытость.
Своими успехами и неудачами такой человек делится только с самыми близкими.
1.5. Слабая инициативность/нерешительность проявляется в избегании ответственности, либо в разделении её с другими людьми из-за страха не выполнить задание, показаться глупым, слабым. Проще принимать участие в видах деятельности, где не нужно проявлять какого-то творчества и инновационных решений, а необходимо лишь терпеливо работать «по-старинке».

Отсутствие веры в будущее

2.1. Заниженные требования к себе
Цели носят приземленный характер или отсутствуют вовсе. Человек довольствуется тем, что есть, не веря в то, что может достичь чего-то большего.
2.2. Не умение фиксировать позитивные свершения, выборы и результаты
Жизненные свершения не замечаются и не приносят уверенности в себе и в будущем. Как следствие отсутствует возможность адекватно оценить свои сильные стороны, выделить сферы творчества, к которым есть интерес и добиться высоких результатов.
Такой человек часто вспоминает жизненные неудачи, обиды, ошибки и упущенные шансы. Нередко возникает чувство жалости к себе из-за неспособности самостоятельно строить собственную жизнь и кажется, что лучшее уже позади.

Зависимость от мнения/отношения других

3.1. Ввиду неумения адекватно самостоятельно оценить собственные достижения, проявляется зависимость от внешних подтверждений результатов деятельности. Например, повышение в должности, в зарплате, положительное мнение родственников/значимых людей и тому подобное.
Та же зависимость проявляется в виде потребности в проявлении внимания со стороны партнёра и друзей (напоминания о любви, нужности и важности, преданности и тому подобное).
3.2. Мнения других людей принимаются слишком близко к сердцу. Стремление исправиться, лишь бы угодить другому, так как мнение других часто является определяющим фактором для определенных психических состояний. Невозможность угодить всем порождает расстройство.
3.3. Любое замечание вызывает множество сомнений в правильности выбора, решения или поступка. Далее следует «опускание рук» и нежелание проявлять инициативу.
3.4. Критика вызывает болезненные переживания, чувство неполноценности, никчёмности, самоедства, расстройства, депрессию.
3.5. Отказ от каких-то привилегий или поощрений связан со страхом, что будут завидовать или сложится мнение, что это неоправданно и незаслуженно.
3.6. Неумение говорить «нет»/отказывать
Невозможность сказать «нет», особенно когда кто-то проявляет внимание, тратит собственное время и силы (например, покупка всего того, что предлагает продавщица в магазине) или отказаться выполнить чью-либо просьбу - ещё одно следствие зависимости от мнения других людей.
Оно также может быть выражено в излишнем внимании к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника, поддержанию безынтересной темы.
Стремление всем угождать, выполнять все просьбы и оказывать всяческую поддержку также может быть связано с желанием всем понравиться.
3.7. Постановка завышенных целей, на реализацию которых потребуется гораздо больше ресурсов, чем запланировано, вызвано желанием получить признание окружающих.
3.8. Страх сделать что-то неординарное, быть в чём-то особенным из-за возможного неприятия или осуждения окружающими.

Чрезмерная самокритика/самоедство/чувство вины

4.1. Постоянное сомнение в совершённых действиях, которые оцениваются как глупые, неуклюжие, неправильные, далёкие от идеала. Идёт не конструктивный анализ (не поиск правильных решений), а эмоциональное самоедство.
4.2. Придание большой важности какому-либо своему поражению, неудаче приводит к долгим переживаниям и укорам себя за неверные выборы и поступки. Иначе говоря, раздувание «из мухи слона».
4.3. Чувство вины и самоедство проявляется из-за несоответствия чьим-то ожиданиям (особенно близким и значимым для меня людям): «Не такая умная (успешная, красивая, хорошая и др.)». Ощущение чувства вины может быть вызвано надуманными причинами, если с человеком: не поздоровались, не так посмотрели, не улыбнулись, не перезвонили, грубо ответили и пр. Идёт самоедство и мысли типа: «Что я могла сделать не так, что они так ко мне относятся? Ведь так сложно заслужить их внимание! Что со мной не так, что я сделала неправильно?».
Давайте попробуем нарисовать психологический портрет человека с заниженной самооценкой. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость. Одержим желанием всем понравиться, угодить, оказать поддержку. Излишне внимателен к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника. Зависим от мнения и отношения других людей, а также от внешних подтверждений результатов своей деятельности. Склонен к самоедству и повсеместному (тотальному) чувству вины. Обидчив, завистлив, ревнив. Часто свойственно чувство усталости и депрессии.

Завышенная самооценка или высокомерие

Далее я привожу наблюдения человека с завышенной самооценкой за собой. Возможно, вы удивитесь, что человек с высокомерием наблюдает за собственными реакциями, оценивает их, а также прикладывает усилия для их нивелирования. Но чуть позже вы узнаете про многоуровневость самосознания, и всё встанет на свои места.
Итак, вот наблюдения. Они сгруппированы в небольшие тематические блоки:
1. Считает себя самым умным, что может характеризоваться следующими проявлениями:
- Желание спорить, когда кто-то высказывает своё мнение уверенно, даже если ещё не включился в смысл обсуждаемого. Ощущается как некое возмущение внутри, сразу категорично сказать: "Нет, это не так!"
- В высказываниях присутствует надменность, с внутренним вопросом "Да что тут непонятного?!" Если человек не воспринял высказанную информацию, желание повторять её множество раз.
- Нежелание вслушиваться в рассуждения людей из-за ощущения собственного всезнания и всепонимания.
- Когда кто-то говорит "глупость" возникает желание обратить на это внимание всех, высмеять или реализовать своё превосходство, быстро высказав что-то более "правильное".
- Непонимание чего-то или незнание, признаваемые другими людьми, вызывает раздражение (внутренний голос: «я же это знаю и понимаю и как это можно не понимать») и желание скорее высмеять или как-то выказать, что это не нормально, вместо того, чтобы искренне помочь человеку своими объяснениями.
- Сложность слушать и впитывать информацию собеседника опять же из-за самомнения и желания самому реализовываться в демонстрации своих знаний, пониманий, способностей.
- Субъективно воспринимаемая нелогичность мышления или «недогадки», отсутствие логических выводов вызывают раздражение. Внутренний голос: "Как можно не понять/догадаться?", "Как можно так думать?".
2. Считает себя лучше других:
- Проявления заниженной самооценки или высокомерия другими людьми вызывает раздражение и осуждение, желание указать на это третьим лицам и обсудить-осудить с ними.
- Поиск, подмечание и раздражение на несовершенства других людей. Представление последствий и конфликтных ситуаций, которые могут сложиться из-за таких проявлений. Фантазии на тему, как и что вразумляющее, обычно в назидательно-разоблачающем стиле, можно было бы сказать другим людям об их несовершенствах.
- Активность, инициативность других людей, привлечение к себе внимания вызывает раздражение и зависть.
- Если человек в чем-то превосходит личность с завышенной самооценкой, то сначала идет автоматическое нивелирование этого превосходства, придание им несущественности, незначительности, а также одновременный поиск собственного превосходства в чем-то другом. Поиск собственного превосходства ведется в том же направлении что и превосходства оппонента. Например, «Ничего, что я меньше отжимаюсь, зато я быстрее бегаю». Для возможностей сравнения происходит автоматическое обращение внимания и подсчёт результатов деятельности других людей.
3. Болезненно воспринимает критику:
- Если оказывается не прав, то испытывает состояния смятения и стыда, кровь приливает к лицу и возникает желание “провалиться на этом месте”, то есть исчезнуть. Далее эти состояния сменяются самообвинением в торопливости в высказываниях и желанием оправдаться или обмануть, что не это имел в виду.
- На замечания, вне зависимости от справедливости, идёт раздражение, желание указать источнику на его недостатки или на то, что он пытается ограничить свободу и потребности. Или ответить чем-то вроде «На себя посмотри!», или уличить его в других «грехах». Это может сохраняться долгое время и выжидать удобного случая для реализации. Особенно болезненно воспринимаются многократные замечания на похожие «проколы», которые чаще бывают между супругами или родителями и детьми.
4. Другие:
- В любых возникающих проблемах или трудностях винит окружающих, но не себя.
- Посторонняя помощь для него - табу, ведь чтобы ее принять, ему следует признать собственное несовершенство (отсюда и сложность работы в команде).
- Неприятие похвалы за исключительные действия - "я всегда такой, что тут такого!"
- Раздражается, когда задают вопрос, на который он не знает ответа совсем или не может ответить так красиво и полноценно, как хотелось бы. Далее, возможно, он попытается ответить общими фразами или выдать свои предположения и фантазии за реальные, достоверные знания.
- Избегает любыми способами прямых соревновательных моментов, где явно возможны проигрыши.
Попробуем нарисовать психологический портрет личности с завышенной самооценкой. Проявляет надменность и пафосность. Вспыльчив, часто пребывает в состоянии раздражения и недовольства другими людьми и обстоятельствами. Склонен к сарказму, насмешкам над другими людьми и сплетничеству. Эгоцентричен, считает, что всё должно крутиться вокруг него. Ревнив.
Основная разность в поведении высокомерных людей в том, что каждый из них считает ниже своего достоинства. Например, оправдываться.

Особенности проявления неадекватной самооценки в поведении

На первый взгляд два совершенно разных психологических образования: завышенная и заниженная самооценка. Но это только на первый взгляд. Уверена, вы обратили внимание на некоторое сходство между ними. Итак, человек с завышенной или заниженной самооценкой:

Испытывают внутренний конфликт и психологическое напряжение;

Пребывают в иллюзии относительно своих возможностей;

Невысокая потребность в саморазвитии (причины: отсутствие стимула/отсутствие веры);

При условии гипертрофированности проявления признаков высокомерия и неуверенности в себе - небольшой круг общения (причины: сконцентрированы на себе/ замкнуты)

В основной своей массе мы умудряемся совмещать в себе оба противоположных полюса самооценки. Так, например, если у человека на работе или в общении с внешним миром самооценка занижена, он пытается компенсировать её дома, становясь эдаким «домашним тираном». И наоборот, если дома он ощущает признаки заниженной самооценки, то компенсирует её во внешнем мире, поэтому для окружающих может выглядеть гордецом.

То, что часто принимают за низкую самооценку и называют «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, завышенной самооценкой: завышенная самооценка плюс склонность к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Неуверенность в одной сфере творчества часто компенсируется высокомерным поведением в другой сфере. Например, женщина на работе «с виду серая мышка», а вот на кухне великолепный кулинар - прекрасно печёт булочки с корицей. У неё это получается просто волшебно. Вполне может оказаться, что её заниженная самооценка компенсируется критичной оценке других людей в части кулинарии.

Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то - это преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. В отличие от обмана, данное поведение будет бессознательным, и человек сам будет верить, что способен на всё.

Таким образом, неадекватная самооценка и в одном и в другом своём варианте порождает:

Разделённость с окружающими

Закрытость

Безынициативность

Безответность

Эгоцентризм (зацикленность на себе).

О причинах неадекватной самооценки

С точки зрения психологии причины неадекватной самооценки заключаются в ограниченности восприятия не только самого себя, но и окружающего мира. Чрезмерная уверенность или неуверенность в собственных силах не позволяет человеку полноценно осуществлять свои действия и достигать целей.
Люди, которые имеют завышенные требования к жизни, переоценив свои возможности и способности, часто терпят неудачи, взявшись за достижение непосильных для них целей.
Заниженная самооценка искажает представление о своей личности, об окружающих людях. Такие люди ставят перед собой маленькие цели и не достигают в жизни ничего существенного, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют свои личностные особенности (самоактуализация).
И в том и в другом случае неадекватная самооценка препятствует личностному росту, ведь не зная себя, не знаешь с чем работать.
Оценив уровень своих притязаний (желаний), не менее важно реально оценить свои возможности и способности. Их уровень зависит от нашего жизненного опыта: взлётов и падений на жизненном пути.
С точки зрения ииссиидиологии причины неадекватной самооценки заложены в особенностях конфигурации самосознания человека, а также связаны с активностью низкочастотных уровней.
Согласно ииссиидиологии, конфигурация самосознания человека представляет собой набор всех активных уровней (представлений), и на данном этапе развития людей состоит из бессознательных, личностных, высших личностных, подсознательных и уровней надсознания. То есть наше самосознание является многоуровневой структурой. И каждому уровню самосознания соответствует определённый «набор» так называемых конгломератов -составных частей нашей личности, представляющих собой очень узкий (фрагментированный) диапазон данного уровня самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.
Низкочастотные (бессознательные и низшие уровни личностного самосознания) уровни самосознания характеризуются в виде инстинктивных, эгоистичных и животных проявлений. Эта часть нашего самосознания характеризуется очень узкими взглядами и фрагментированными представлениями и наше отождествление с этими уровнями препятствует конструктивному подходу к жизненным ситуациям и обстоятельствам, а также эффективному жизненному творчеству.
Конкретика информации, которой структурирована бессознательная часть нашего самосознания, определяет склонность к тому или иному виду неадекватной самооценки. На физиологии это выражается через особенности гормонального фона человека. Так, например, при склонности человека к заниженной самооценке наблюдается недостаток выработки норадреналина и серотонина.
Сложно определить бессознательный источник неадекватной самооценки, так как реализация низкочастотных уровней примешивается к реализации среднечастотных, которые связаны с нашей социальной активностью (работа, учеба и т.д.), таким образом формируя нашу модель поведения.
Несмотря на активность всей многоуровневой структуры нашего самосознания, мы потенциально (при определённых навыках) способны выбирать, с какими уровнями нам отождествляться. Большинство тренингов и психологические практики направлены на приобретение навыков отождествления с теми или иными конгломератами.
В каждый момент времени через наше самосознание проявляются далеко не все конгломераты сразу, а лишь наиболее активные из них в конкретный момент. Вся наша жизнь и всё наше будущее связано с тем, с какими уровнями самосознания мы в большей степени отождествляемся.
Отождествляясь с низшими уровнями самосознания (к сфере творчества которых относятся крайние проявления неадекватной самооценки), в силу ограниченности их представлений, человек не способен конструктивно мыслить, находиться в позитивных состояниях, принимать дальновидные решения и выстраивать дружелюбные и открытые отношения с другими людьми. Всё это, естественно, далеко не самым позитивным образом отражается на всех обстоятельствах жизни.

Трансформация неадекватной самооценки

Крайние проявления неадекватной самооценки чаще свойственны подросткам. По мере накопления жизненного опыта самооценка в большей или меньшей степени выравнивается. Оставшиеся её черты также могут быть трансформированы либо посредством приобретения дополнительного жизненного опыта, либо через психологические практики и осознанную работу с ними.
Описание психологических практик по выравниванию самооценки вы сможете без труда найти на просторах интернета. Мне же ближе принципы интеллектуально-альтруистичного развития, основанные на ииссиидиологических представлениях, поэтому я и поделюсь тем, как жизнь согласно этим принципам выравнивает самооценку.
Итак, как видно из названия самих принципов, основной ценностью этого направления развития является культивирование интеллекта и альтруизма, взаимосвязанных между собой. Помимо этого, важными вспомогательными качествами являются открытость, честность, инициативность и ответственность. Если помните, качества, порождаемые неадекватной самооценкой (разделённость, закрытость, ложь, безынициативность, безответственность, эгоцентризм), прямо противоположны этим.
На развитие вышеназванных позитивных качеств направлены принципы взаимоотношений и методики саморазвития, разрабатываемые и применяемые на МИЦИАР (Международный информационный центр интеллектуально-альтруистичного развития), где я живу уже более трёх лет и на собственном опыте чувствую их эффективность для выравнивания самооценки (и саморазвития в целом).
Весь интеллектуально-альтруистичный подход к саморазвитию можно разделить на две части: наработка высокочастотных (уровни высшего личностного самосознания и подсознания) и трансформация низкочастотных уровней.
Столпами активизации высокочастотных уровней являются изучение ииссиидиологии и пение Айфааровских песен. Изучение ииссиидиологии помогает обрести знание, глубокие представления и убеждения, понимание того, что всё вокруг зависит только от нас: все обстоятельства жизни объективны, потому что полностью соответствуют конфигурации нашего самосознания. Это означает, что нет в жизни несправедливостей, а только мы сами ответственны за всё, что с нами происходит. Пение песен, в свою очередь, позволяет раскрыть в себе высокочувственный потенциал и высоконравственные образы, прикоснуться к состояниям безусловной любви и приятия, толерантности и альтруистичного служения всему лучшему, что есть в людях и человеческом обществе.
Конгломераты высокочастотных уровней уже обладают ответственностью за все окружающие их обстоятельства и инициативностью по изменению себя и этих обстоятельств к лучшему. Поэтому, чем больше эти уровни проявляются через наше самосознание, тем, соответственно, мы чаще бываем ответственны и инициативны.
Они, в свою очередь, направляют нас на действия в различных областях, постоянно сталкивая с теми или иными задачами. Таким образом, у человека с высокомерием приходит понимание того, что он не настолько всезнающий и всемогущий - самооценка начинает выравниваться, а у человека с заниженной самооценкой - повышаться, потому что оказывается, он может гораздо больше, чем ему казалось. Инициативность и ответственность порождают жизненный опыт. А жизненный опыт - выравнивает самооценку.
По мере повышения нашей жизненной активности на высокочастотных уровнях появляются и новые соответствующие им цели и вырисовывается качественный образ того себя, кем хочется быть. Это позволяет уйти от оценки себя по принципу “я и другие” и перейти к оценке “я и мой качественный образ”. То есть постепенно все свои выборы и действия мы начинаем оценивать с той позиции, соответствуют ли они поведению нашего качественного образа и продвигают ли нас к целям, что также повышает уровень ответственности и инициативности.
Активизация высокочастотных уровней автоматически запускает процессы по “подтягиванию” низкочастотных уровней, в работе с которыми, прежде всего, важна осознанность (состояние Наблюдателя). Это состояние позволяет идентифицировать, какие уровни самосознания в данный момент проявляются, провести анализ и, если необходимо, коррекцию.
Если вы в себе обнаружили завышенную или заниженную самооценку, постарайтесь выписывать проявления неадекватной самооценки в конкретных ситуациях. Посвятите этому, например, месяц. Обращайте пристальное внимание на то, как она у вас проявляется, анализируйте и решайте, как бы вы хотели поступить (представьте, что есть второй шанс проиграть ситуацию заново). Новые представления о себе складывайте в копилку вашего качественного образа. Это позволит вам нарабатывать и проявлять состояние Наблюдателя.
Когда мы научились идентифицировать и фиксировать проявления своих низкочастотных уровней и, в частности, неадекватной самооценки, можем перейти к следующему методу работы с ними.
Все непозитивные уровни “боятся” огласки. Поэтому в интеллектуально-альтруистичном направлении развития культивируются принципы открытости и честности, которые через признание и озвучивание этих реакций позволяют эффективно их трансформировать.
Для этого, в частности, используется методика “Разотождествления и отождествления”, смысл которой заключается в том, чтобы с позиции Наблюдателя рассказать о своих непозитивных проявлениях, выразить своё нежелание более быть ими, то есть разотождествиться, и отождествиться с проявлениями своего качественного образа. Подобную методику стоит делать в кругу людей, также как и вы, стремящихся к саморазвитию и самопознанию, то есть способных вас понять.
В работе с непозитивными уровнями также помогают мотивации, то есть умение объяснить самому себе, например, невыгодность отождествления с этими уровнями. Как универсальная мотивация для выравнивания самооценки может быть представление о том, что каждый человек уникален - у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому ни один человек не хуже и не лучше другого.
Для формирования действенных индивидуальных мотиваций необходима самостоятельная работа. Для человека с заниженной самооценкой необходимо фиксировать свои достижения (например, «Тетрадь успехов», «Книга счастья») и те моменты, когда заниженная самооценка не позволила добиться своих целей. Человеку же с завышенной самооценкой необходимо, в первую очередь, обратить внимание на те ситуации, когда позиция других людей была более качественной, а его высокомерие не позволило добиться его целей.
И я всегда помню, что любые проявления в самосознании - это лишь этапы развития. Всё является необходимым опытом, и любые низкочастотные проявления при их трансформации становятся составляющей частью более качественных уровней. Можно сказать, что если к высокомерию добавить Любовь, то мы получим честь. А если к заниженной самооценке прибавить Знание, то получится инициативность.

Заключение

Отсутствие веры в себя - ступор, если не деградация.
Стремиться быть лучше других - это эволюционный рост, саморазвитие.
Эффективнее стремиться превзойти себя.
Думать, что ты уже лучше всех - это тупик.
Стремление к адекватной самооценке позволяет повысить эффективность всех сторон жизненного творчества. Её наличие является критерием высокоразвитого человека, которому не нужно что-то доказывать, как-то себя выпячивать или наоборот прятаться от жизни. Такой человек коммуникабелен, дружелюбен, открыт людям, целеустремлён и конструктивен.
Нет ничего такого, чего бы мы не могли добиться в жизни, и проявлений, с которыми мы бы не смогли справиться! Самое главное - сделать первый шаг и если вы прочитали эту статью до конца, то первый шаг к адекватной самооценке вы уже сделали!

Подробнее об Айфааровских песнях см.сайт http://www.ayfaarpesni.org/about-songs/?id=3 , http://www.ayfaarpesni.org/about-songs/