Предки считали что на время этой недели. Исконная пятидневная неделя у славян

Известная нам семидневная неделя – это позднее романское (римское) влияние. Исконная неделя у славян была пятидневной.

Элементы романской культуры проникали в области славянского пограничья не только на Дунае и Карпатах, но и от сперва романизированных, а потом и христианизированных Римом германцев: например, всякие сорбские «перунданы» вместо общеславянских «чєтвьртъкъ» ‘четверг’ как кальки немецких «Donnerstag»ов, возникших из латинских «дней Юпитера», просто характернейший пример тому. Да и в целом семидневная «астрологическая», – выражающая в своих названиях имена планет-богов халдейской астрономии, – неделя вообще вместо архаичной «малой недели» или пентады – недели пятидневной, исконно существовавшей у праславян и связанной названиями дней своих не с планетами-богами, а с простыми порядковыми славянскими числительными, – это позднейшее романское влияние.

На пограничье славяно-германском или славяно-романо-эллинском (Дунай, Балканы) возникали, были заимствованы рано (но не ранее VI в.), но у славян северо-восточных, не дотянувшихся плотно до германцев или ромеев, исконно были неизвестны.

Как «бродячий сюжет» в виде ассоциации четверга с громом («после дождичка в четверг») постепенно, за счет межславянских контактов, дошли и севернее, но в целом как концепция ассоциирующая дни недели с богами-планетами, конечно же, были совершенно чужды восточным славянам до христианства.

Пространные рассуждения некоторых современных родноверов о будто бы исконной неделе-семидневке у славян никакой критики не выдерживают. Против идеи семидневного общеславянского недельного цикла говорит перечень исконных названий дней недели в славянском, в котором именно два дня ― суббота (от семитского «шаббат» ‘покой’) и воскресенье (воскресенье Христа, конечно же) выглядят инородными телами по сравнению с пятью основными названиями дней недели, связанными со славянскими числительными.
Да, вообще воскресенье в древности называлось «нєдѣлıа», но традиция эта, безусловно, римская, а глубже и семитская («шаббат» ‘день покоя’, ‘неделания’ отсюда и «нєдѣлıа» как древнее название седьмого дня церковной < римской < семитской «седмицы»).

Порядковые славянские числительные в исконных названиях дней славянской недели прямо свидетельствуют о том, что она была именно пятидневной: так, если «пятница» (следуя её названию) это пятый день, «вторник» – второй, «четверг» – четвертый, то первым днем недели славянской, соответственно, может быть только «понедельник» (название позднее, связанное с влиянием церковной «нєдѣлıа», то есть «идущий после недели/воскресенья»), в древности, по-видимому, также названием связанный с числительными «пьрвъ» – ‘первый’.

А название «среда» ‘середина’ (ср. рус. диалектн. «середа» или в ПВЛ «…тѹ сєрєда зємли моєи…» Святослав о Переяславце на Дунае как центре своих владений) в окружении этих названий, связанных с порядковыми числительными, прямо говорит, что это «средний день» именно в пятидневном, а не семидневном цикле. В семидневке «средним днем» может быть только современный четверг.

Однако ищущие «путей спасения» исконной семидневки у славян в этом случае чаще всего говорят, что, дескать, – «и среда может быть средним днем, если неделя начинается с воскресенья».
Однако этот аргумент у них приходится отнимать, напоминанием, что это церковная неделя, восходящая еще к римской времен Константина Великого – рьяного митраиста, поклонника Солца-Митры, – начиналась с воскресенья (лат. dies Soli ‘день Солнца’ и потом, с подачи Константина, dies Domini ‘день Господень’). До сих пор в большинстве европейских культур, романизированных очень рано, недельный цикл открывается именно нашим «воскресеньем», а не понедельником.

Конкретно в 321 году император Константин издал указ, приказывавший, чтобы «…Все судьи…, а также ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали…». От сюда и «нєдѣлıа» церковной седмицы.

То есть совешенно невероятно, чтобы праславяне начала IV века, не вошедшие даже в ареал романской культуры, не говоря уж о том, чтобы быть данниками римлян (как германци и кельты Гаалии и Британии) в это время, вдруг взяли бы и, повинуясь указу римского императора, заимствовали бы не просто римскую семидневную неделю, а именно с воскресеньем в качестве первого дня.

Кстати, до IV столетия, до указа Константина Великого, римская неделя (привезенная Цезарем из Александрии вместе с календарем Птолемея Эвергета) начиналась именно совсем не с воскресенья dies Soli ‘дня Солнца’, а с субботы dies Saturni ‘дня Сатурна’.

До сих пор сохранилась древняя римская парапегма (каменная календарная таблица) доконстантиновского времени, на которой изображены знаки зодиака и семерка романо-эллинских богов, олицетворяющих дни недели. Так вот эту седмицу открывает торсовое изображение мужчины с серпом – атрибутом Сатурна/Кроноса, согласно мифу, оскопившего этим сельхозинвентарем своего отца Урана. Первый день – день Сатурна тут не случаен, а также отражает древнюю мифологию, ведь Кронос/Сатурн это отец богов-олимпийцев, им передшествующий, первый по отношению к ним. Потому и мифопоэтически за первым днем недели закреплена ассоциация с первым, до Зевса, царем небес Кроносом/Сатурном.

А ещё раньше, до календарной реформы Юлия Цезаря, римская неделя вообще была ВОСЬМИДНЕВНОЙ, называясь «октава» от лат. octava «восьмая». Этому также есть материальное археологическое доказательство: так называемая «летопись Антиат», единственный сохранившийся материальный памятник доюлианского римского календаря, в котором дни восьмидневной доюлианской недели обозначаются восемью первыми буквами латинского алфавита от «А» до «H» включительно.

Праславянская же малая пятидневная неделя, «пентада» от греч. πεντε ‘пять’, не была чем-то аномальным, а наоборот, является самой древней, архаической формой деления времени на периоды меньше месяца. И связана с древней пятиричной системой счисления.
Пентада была известна, помимо славян уже упомянутых, и древним китайцам, и египтянам (хотя в Египте больше была распространена «декада» – десятидневная неделя, по сути удвоенная пентада, а месяц, чисто солнечный, не связанный уже напрямую с лунными циклами, делился на три декады, три недели по десять дней), и даже доклассическим грекам.

“Беда Достопочтенный, знаменитый средневековый летописец, говорил, что в делении времени “natura aut consuetudine aut auctoritate decurrit” * (PL, XC, 279). Длина года определяется природой, неравная продолжительность месяцев - обычаями, а неделя - предписаниями властей.

* “Природа избегает обычаев и (распоряжений) властей”. Прим. пер.

Искусственные единицы измерения времени из трех, пяти, семи и т. п. дней встречаются у многих народов (ср.: Nilssоn, Time-reckoning, с. 324). Так, например, семидневный период времени часто упоминается в шумерских и вавилонских текстах (ср.: Langdоn, Menologies, с. 89; H. a. J. Lewy, -HUCA, XVII, 1942?1943, c. 6). Римляне употребляли торговую неделю (как и другие народы древности) (Nilsson, Timereckoning, с. 325) из восьми дней, известную также и этрускам (Масrоb., Sat., I, 15, 13). Дни такой недели (nundinae) обозначались в календаре буквами от А до Н: семь дней рабочих, восьмой день - базарный (Маcrоb, I, 16, 32).

Наша неделя, о которой говорит Беда, восходит к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I в. н. э. Иосиф Флавий утверждал: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день» (Contra Apionem, II, 39, 282). Происхождение этой семеричной единицы измерения времени (евр. sabua, ср. евр. seba - “семь”) неизвестно. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке… В Западной Европе дни именуются по названиям планет: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Вторым источником происхождения нашей недели является планетарная, астрономическая неделя эпохи Римской империи, в которой каждый день имел своего правителя, т. е. планету, правившую первым часом каждого дня.

У иудеев неделя начиналась в воскресенье, Так, например, в Евангелии от Матфея говорится: “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели…” (XXVIII, 1). В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями о взаиморасположении и удаленности планет от Земли (…): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Таким образом, первым днем недели считалась суббота (день Сатурна). Но планеты управляли также и 24 часами каждого дня. 1-й (и соответственно 8, 15 и 22-й) час субботы отводился Сатурну, 23-й - Юпитеру, 24-й Марсу; а 1-й час следующего дня принадлежал Солнцу, которое, таким образом, правило воскресеньем (днем Солнца). Поэтому в планетарной (и в нашей) неделе dies Solis (день Солнца) следует за dies Saturni (днем Сатурна) (см.: F. Вoll, - RE, VII, стб. 2558). Благодаря этому возник обычай, пришедший на Запад с Востока в III в. н. э., обозначать наиболее важные даты по дням недели (например, CIL, III, № 1051: X К. lun. lun. XVIII die Iovis = 23 мая 205 г. н. э., день Юпитера)

. ”

Да, деление среднего лунного месяца на четыре семидневки – это давно известный факт. И оно очень древне у народов т. н. «плодородного полумесяца».
Однако на пять делятся НЕ МЕСЯЦЫ лунные, а лунный и солнечный ГОДЫ (не месяцы).

Солнечный год 365 дней (не високосный, неизвестный до Эвергета и Цезаря):
365 ÷ 5 = 73 (семьдесят три малых недели – «пентады») или 72 обычные пентады и одна т. н. «эпогоменальная» около дня зимнего солнцестояния, в эти пять дней, согласно египетскому мифу, богиня неба Нут родила пятерых богов (пятерых!) – Исиду, Нефтиду, Гора, Сета и Осириса.
А тот факт, что древние вообще нередко округляли солнечный год до 360 дней, отражен в распространенности, особенно в Азии, священного числа 72, отражающего количество пентад в таком несовершенном году древних.

Лунный год:
354 ÷ 5 = 70, 8 (а т. н. «лунный високос» из 355 дней, к которому чаще и округляли в древности лунный год, и того проще ― ровно 71 пентада)
Даже простой невисокосный лунный год делится на 5 с малым остатком (если же учесть отсчет наблюдаемых, а не рассчетных неомений, практикуемый в древности, то погрешность эта в тех условиях вообще нивелируется).

И для всего этого, – как для расчета солнечного, так и для расчета лунного года, – нужны всего пальцы двух рук. В то время как ручной счет «семерками» очень мудрен, особенно в отсутствии других способов арифметизации в архаической древности в условиях курных полуземлянок, где тысячами лет обитали праславяне.

«…Особенно заметно социальная история отразилась в лексике. Древние восточные славяне, например, серединой семидневной недели называли не четвертый день, ‘четверг’, а третий – ‘среду’ (др.-русск. сєрєда - ‘середина’). Это заставляет думать, что у предков восточных славян неделя состояла не из семи дней, а только из пяти (и у немцев ‘среда’ называется Mitiwoch - ‘середина недели’) и лишь позднее неделя была дополнена еще двумя днями – субботой и воскресеньем (суббота – слово еврейское, проникшее к славянам через греческий язык, а название воскресенье появилось лишь с распространением христианства). »

И ещё (о чувашах, быт которых в древности был гораздо ближе быту праславян, нежели вавилонян с греками с их математикой и астрономией):

“…Практически все этнографы XVIII - XIX вв. отмечают почитание чувашами пятницы (эрне кун – букв. «недельный день»). При этом нередко указывается, что такой обычай перенят чувашами от татар. Однако детальное исследование этой проблемы выявляет более глубинные истоки традиции. Первые три дня недели в чувашском языке имеют названия тюркского происхождения: понедельник – тунтикун «день сотворения (недели)», букв. «день, находящийся на месте сотворения»; вторник – ытларикун «чётный день» (от ытă «чет»), букв. «день, находящийся на четном (лишнем) месте»; среда – юнкун «день крови». Названия следующих двух дней – четверга (кĕçнерникун или кĕçĕн эрне кун букв. «младший недельный день») и пятницы (эрнекун или мăн эрни кун - букв. «старший недельный день») - заимствованы из какого-то неизвестного восточноиранского языка и, судя т. н. «булгарскому ротацизму» (ср.: иран. адине, но чуваш. эрне, где иран. «д» в булгаро-чувашском перешел в «р»), еще в древнебулгарскую (IV-VIII века) или даже более раннюю эпоху (в 1-х веках н. э.). Названия субботы (шăматкун) и воскресенья (вырсарникун или вырăс эрни куне – букв. «день русской недели», «день русского праздника») в чувашском появились сравнительно поздно.

Все это позволяет высказать предположение, что пратюркская неделя была трехдневной, причем третий день – «день крови» был праздничным, а на пятидневную неделю булгарские предки перешли под влиянием восточно-иранских племён. Пятидневная неделя иранских народов завершалась праздничным днем – пятницей. Кстати, русские названия дней недели, особенно среда (т. е. средний день недели), указывают, что пятидневная неделя в древности была характерна и для славянских и, шире, индоевропейских народов.
Таким образом, выясняется, что почитание пятницы как праздничного дня недели имеет очень глубокие корни.

Несмотря на то, что семидневная неделя была известна славянам до принятия христианства, ее возникновение относится к позднему времени и обусловлено внешним культурным влиянием. По данным языка для славян первична все же пятидневная неделя: “…в славянских языках максимальное число, от которого образовано название дня недели, – это “пять”, за ним следуют слова, для которых обозначать день недели – вторичная функция” Русское нецерковное “шесток” (шестой день) – это уже поздняя адаптация пятидневки к новой юлианской неделе.

Э.Бикерман “ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ближний Восток и античность М.”Наука”, 1975. Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)
Русинов Н. Д. Древнерусский язык., Москва, Высшая школа. 1977 г., стр. 15.
Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 226-227.
В. В. Шаповал “К ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НЕДЕЛИ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ (Язык как исторический источник. – Новосибирск, 1983. – С. 88-93)

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ , Вторникъ , Третейникъ , Четверикъ , Пятница , Шестица , Седьмица , Осьмица и Неделя .

Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),

Вторникъ - второй день,

Третейникъ - третий день,

Четверикъ - четвертый день,

Пятница - пятый день,

Шестица - шестой день,

Седьмица - седьмой день,

Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),

Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал » (Бытие 2:2-3).

Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, арусскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днём недели, то есть субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.

Месяцев в году Славяно-Арии насчитывали всего 9 и назывались они так:

1. Рамхатъ - месяц божественного Начала.

2. Айлетъ - месяц Новых Даров.

3. Бейлетъ - месяц Белого Сияния и Покоя Мира.

4. Гэйлетъ - месяц Вьюг и Стужи.

5. Дайлетъ - месяц Пробуждения Природы.

6. Элетъ - месяц Посева и Наречения.

7. Вэйлетъ - месяц Ветров.

8. Хейлетъ - месяц Получения Даров Природы.

9. Тайлетъ - месяц Завершения.

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:

Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.

Травень - месяц роста трав.

Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.

Липень - месяц цветения липы.

Серпень - от слова «серп». Время жатвы.

Вересень - по другому назывался Велесень - м есяц бога Велеса.

Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.

Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.

Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый - м есяц метелей и морозов.

Новости Партнеров


ДНИ НЕДЕЛИ У СЛАВЯН У древних славян было девять дней в неделе и сорок дней в месяце. В старину два дня трудились, затем один отдыхали. В древнеславянской неделе было три выходных, наши предки были трудолюбивы, но они знали и о вреде чрезмерных нагрузок. Понедельник Бог-покровитель - Чур. В этот день хорошо бы заняться своими денежными делами. Не стоит предаваться импровизации, так как понедельник - это день, когда все должно идти по плану. Избегайте скандалов, разборок, выяснений отношений. Чтобы все ладилось, и вы получили то, чего желаете, перед выходом из дома 3 раза проговорите: «Чур мне, чур меня, чур мое» Вторник Бог-покровитель - Святовит. В этот день желательно надеть или взять с собой что-либо красное, дабы приманить удачу. Будьте осторожны, но настойчивы, не делайте шаг назад. Также ещё один способ поймать удачу - это упоминать число «4» или кратное ему число. Хорошо будет провести такой ритуал во вторник вечером. Итак, нарисуйте небольшой круг, в центре поставьте точку. Потом необходимо написать по краям круга стороны света. На каждую сторону поставьте небольшую ёмкость с водой красного цвета и налейте в неё по 4 столовых ложки. Смотря в воду, загадайте желания на: «север»- любовь; «юг»- исполнение мечты; «восток» - тайны; «запад»- деньги. среда Бог-покровитель - Велес. В этот день можно осуществить те планы, которые раньше по различным причинам не удавалось реализовать ранее. Важно не тратить попусту деньги в этот день, экономить. Чтобы не понести убытки, в этот день утром нужно взять 12 шерстинок и прочитать заговор: «Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносит Егорий с небес триста луков златополосных, триста стрел златоперьих и триста тетив златополосных, и стреляет и отстреливает у (имя) уроки, прикосы, нечисти, и отдавает черному зверю медведю на хребет: и понеси, черный зверь медведь, в темные леса, и затопчи, черный зверь медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь, во веки веков.» Сожгите шерстинки и развейте пепел. Четверг Бог-покровитель - Перун. Это сложный день, поэтому нужно быть особенно осторожным, чтобы не навлечь на себя неприятности. Не торопитесь, успех придет к вам, но не сегодня. Прислушайтесь к собственной интуиции. Чтобы увеличить богатство, в четверг вечером зажгите свечу и возьмите в руки 12 монет серебристого цвета. Поднесите руки ко лбу и скажите свое желание, связанное с деньгами. Эти монетки необходимо носить с собой один месяц. Пятница Бог-покровитель - Лада. Это день развлечений, любви. Постарайтесь не планировать ничего важного на пятницу. Протяните руку помощи тем, с кем раньше были в ссоре. Вечером нужно взять 3 красных свечи и поставить их в круг. Зажгите их и, глядя в их пламя, сформулируйте свое сокровенное желание. Не гасите свечи. Шестица Бог-покровитель - Чернобог. В этот день ничего не получится, так что не назначайте важные встречи на шестой день недели. Это время рутины, суеты. Хотя основным богом-покровителем считается Чернобог, неплохо будет провести этот обряд, прося всех шести богов помочь вам. Для этого необходимо взять 18 одинаковых монеток серебристого цвета и сформировать из них 3 кучки. Зажгите возле них 6 белых восковых свечей. Прочитайте заговор: «Шесть белых свечей - в круг! Шесть древних богов вокруг! Стерегут достаток мой, защитят от силы злой». Даждьбог Воскресенье -Седмица Бог-покровитель - Даждьбог. В этот день завершаются старые дела и начинаются новые. В этот день нельзя обманывать или совершать нечестные действия, иначе удача отвернется от вас. На рассвете нужно прочитать заговор от сглаза, дабы он защищал вас всю неделю: «Пойду, семи богам помолясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в вороты, под красное солнышко, под чистое поле. В чистом поле храм Даждьбога стоит, его вороты сами отворяются, а меня, малого (имя), пропускают. Божией силой заговариваюся я там от чародеев. Кто на меня лиху думает, тот считай в лесе лесок, в море песок, а на небе звезды, во веки веков. Словам этим ключ, замок». Осьмица Бог-покровитель - Стрибог. Поскольку Стрибог - бог ветра, а также всего, что связано с воздушной стихией, в этот день будут особенно сильными заговоры на ветер. Таких существует немало, например, можно прочитать заговор на ветер от ссор в семье, если стать так, чтобы ветер дул по направлению от вашего дома: Буйный ветер, быстрый ветер, в тайном месте раздувает, сердце милого (милой) тревожит. Путь поймет, как я страдаю. Ветер быстро успокоит, мужнину (женину) пустую ярость. Будет счастьем дом наполнен. Пусть так будет, пусть задует. Неделя Бог-покровитель - Род. Название этого дня происходит от фразы - «нет дел». Самый последний день недели в старину был посвящен отдыху, не принято было даже на базар ездить. Если вы решили жить по славянскому календарю, рекомендуется не планировать серьезных дел, а лучше - посвятите Неделю отдыху от работы, учебы и даже домашних обязанностей. Особенное внимание уделите общению с родственниками и друзьями - сходите в гости или пригласите гостей в свой дом.

Начнем с начала. Сколько дней было в неделе у славян? Вопрос и сложный, и простой одновременно. Разные исследователи славянской культуры считают по-разному. Кто-то говорит, что дней было семь. Но есть мнение, что их было пять, а суббота и воскресенье появились лишь после Крещения Руси. Третьи вообще говорят о девяти днях. Поэтому, сколько дней в неделе было у славян на самом деле, мы не знаем. Мы можем лишь предположить, что оно было непостоянным и менялось с течением времени.

Дни недели у славян носили названия, обозначающие их порядковый номер. А вот воскресенье называли «неделя». Это значит, что никаких дел в этот день быть не должно, нужно отдыхать. Такое правило имеет чисто языческие корни. Понедельник же был назван так с тем смыслом, что идет как бы после недели. Нетрудно догадаться о значении названия «среда», то есть – середина недели.

Дни недели у древних славян были тесно связаны с тем или иным языческим богом. Например, четверг считался Перуновым днем, а пятница – днем Макоши. То есть день находился под чутким покровительством и защитой божественных сил. Скорее всего, такую традицию славяне переняли у европейцев.

Пятница и неделя были священными днями недели.

Названия дней недели у славян были похожи на те, которые есть сейчас, но все же отличаются. Как назывались дни недели у древних славян? Тут необходимо рассмотреть различные варианты. Если верить в девятидневную неделю (которая, скорее всего, имела место быть далеко до прихода христианства), то ее дни звучали так:

  • Понедельник.
  • Вторник.
  • Тритейник.
  • Четверг.
  • Пятница.
  • Шестица.
  • Седмица.
  • Осьмица.
  • Неделя.

Если брать в расчет, что неделя состояла из семи дней, то названия ее дней были аналогичны современным. Единственным отличием, как уже было сказано, являлось воскресенье – «неделя». Соответственно, если неделя была пятидневной, то из нее были исключены два последних дня – суббота и неделя.

Казалось бы, даже такая простая вещь как календарная неделя имеет свой смысл. Мало кто из нас задумывался, откуда вообще появились эти названия. А обязаны этим мы древним славянам и их мудрости.

Календарные системы славян или способы подсчёта дней, месяцев и лет до сих пор вызывают жаркие дискуссии, но всё же кое-каких результатов исследователи смогли здесь добиться, изучив массу исторических документов, свидетельств и артефактов. Дело здесь обстоит не так плохо, как может показаться, и возможно, что в скором времени мы получим точные данные о календаре наших предков.

Учёные используют для исследования календарности в древней Руси различные средневековые письменные источники. Кроме того, изучаются исторические письмена и документы других стран, например Болгарии, мировоззрение и образ жизни в которых были очень схожи с образом жизни русских славян. Помогают и многочисленные находки древних культур.

Как же выглядел календарь наших предков?

Одно из летописных произведений говорит «овии по луне чтяху», то есть славяне вели счёт не по дням, а по ночам. Количество ночей объединялось в месяц. Заметьте, что название «месяц» происходит именно от ночного светила. Дней в месяце было ровно столько же, сколько и в наше время — 30 и 31 день, потому что количество дней в месяце определяется по убывающей и прибывающей луне и зависит только от движения небесного ночного светила, которое и в то время и в наше меняло свою форму одинаково. Было схожим и количество месяцев, потому что это также периодичность лунного и солнечного циклов. Подробнее о названиях древнеславянских месяцев вы можете читать в статье .

Существуют версии, согласно которым дней в году у славян было меньше или наоборот больше, но на счёт этого есть большие сомнения, ведь большее или меньшее число дней уже через несколько лет дало бы ощутимый сбой в летоисчислении. Мало того — сбились бы со своих мест и праздники, что совершенно немыслимо в отношении солнечных праздников, которые отмечаются точно в солнечные солнцестояния и равноденствия. К тому же, научно доказано, что у древних народов и славян существовали солнечные «обсерватории», которые хоть и были довольно примитивными, но всё же с большой точностью определяли положение солнца и вследствие этого — даты и времени. Однако некоторые исследователи находят такие упоминания о календарях, которые рушат все приведённые доводы. Судя по этим упоминаниям, в древности существовал уникальный способ летоисчисления, когда дней в году было действительно меньшее количество, но для того, чтобы их постоянное уменьшение не нарастало бесконечно, один раз в високосный год к существующим 12 месяцам добавляли ещё один — тринадцатый, который и компенсировал недостаток дней.

Большие разногласия у исследователей вызывает количество дней в неделе . Есть предположение, что количество дней равнялось пяти (не было субботы и воскресенья), по другой же версии — количество дней было семь, как в наше время. Откуда пошло мнение, что было пять дней? Дело в том, что названия пяти «рабочих дней» имеют русские названия, то есть понедельник (после недели первый), вторник (второй), среда (срединный), четверг (четвёртый) и пятница (пятый). Названия субботы и воскресенья имеют иностранное происхождение и могли быть занесены вместе с культурой христианства. Если же следовать другой версии, то дней в неделе было семь, только суббота и воскресенье имели другие названия. К примеру, известно, что воскресенье называли — Неделя (выходной, ничего не делать), и только затем его переименовали в честь воскресения Христа. Также, в защиту последней версии выступает название первого дня недели, который называется — Понедельник (после недели или следующий после седьмого дня — Недели). В пользу последней версии, которая утверждает, что дней в неделе было семь, указывает и старинное название субботы, которое в древности звучало как «шесток» или «шосток», то есть шестой день недели, тогда как название «суббота» произошло от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш) — отдых, покой. В связи с этим, весы безусловно склоняются в пользу семидневной недели у славян-язычников. Если придерживаться последней точки зрения, то можно сделать вывод, что календарная система ничем не отличалась от той, что мы пользуемся сегодня. Понедельник (понеделок), вторник (второк), среда (середа, третейник), четверг (четверк, четвер), пятница (пятник, пятак), суббота (шесток, шосток, шестица, шестерик), воскресенье (неделя).

Ещё одной спорной деталью древнеславянской недели можно назвать среду или середину недели. Почему среду назвали серединой, если в семидневной неделе она идёт третьей? Было бы логично назвать серединой четверг… Всё встаёт на свои места, если предположить, что начало недели славянами принималось не с понедельника, а с воскресенья (недели), который был выходным днём.

Славяне, как глубоко верующий народ, каждому дню недели отводили свою участь и считали, что каждому дню покровительствует своё Божество. Как и во многих других странах Европы, где проживали славяне, почитаемыми считались четверг и пятница. Четверг посвящался громовержцу Перуну, пятница посвящалась Макоши. Неделя или Воскресенье почитались очень высоко и считались днями праздничными. Понедельник, по мнению многих исследователей, считался днём Луны. В некоторых странах прекрасно сохранилась этимология слова «понедельник» — Mandag (дат., шв.), Maanantai (фин.) от древнегерманского Manadagr - день Луны. Также вам наверняка будет интересно почитать гороскоп по дате рождения на «Astro Vision».

Возникают споры и насчёт сезонов , которые существовали у древних славян. Здесь нет однозначного ответа, но всё же стоит рассказать о тех версиях, что выдвигаются учёными-историками. Год у славян делился на четыре центральные точки года — дни солнцестояния и дни равноденствия, соответственно — Масленица, Купала, Радогощь и Коляда. Исходя из того, что лето и зима в языках различных славянских народов практически идентичны с минимальными отличиями, а названия весны и осени отличаются очень сильно, учёные делают предположение, что весна и осень были введены в славянскую культуру довольно поздно, а изначально существовали только два сезона — лето и зима. По другой версии, год делился на три сезона — весна, осень и зима, а название «лето» относилось ко всему году полностью. По этой версии, весна начиналась примерно с конца марта или начала апреля и длилась вплоть до праздника Купалы, затем шла осень, которая продолжалась до октября-ноября, после чего наступала зима.