Правило четвертое: читаем без артикуляции! Как избавиться от артикуляции при чтении? Внутреннее проговаривание при чтении.

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.

Является артикуляция при чтении. Артикуляция ─ это проговаривание во время чтения (у кого-то про себя, а у кого-то и вслух), которое сильно тормозит процесс чтения.

Как избавиться от этого недостатка мы узнаем из настоящего урока № 5, который познакомит с упражнениями по подавлению артикуляции при чтении.

Понятно, что если мы ставим цель увеличить скорость чтения в разы, то достичь этого, не устранив артикуляцию, будет просто невозможно.


Добиться этого можно только при условии формирования нового способа восприятия и понимания текста ─ исключительно за счет зрительного его опознания. Проще говоря, надо научиться читать глазами, исключив из этого процесса речеслуховые органы, а для этого надо устранить артикуляцию.

Для того, чтобы избавиться от артикуляции применяется упражнение с постукиванием. Возникает вопрос: а какая связь между постукиванием и артикуляцией? Самая прямая.

Установлено, что существует непосредственная и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Невозможно одновременно читать вслух и выполнять какое-либо упражнение рукой (например, выстукивать ритм) и при этом не сбиваться. В процессе выполнения упражнений в этом смогут убедиться многие.

Итак, одновременно выстукивать ритм и проговаривать текст невозможно. Но выстукивать ритм и воспринимать и понимать текст зрительно можно, и именно этому учит упражнение с постукиванием.

А теперь перейдем непосредственно к упражнению с постукиванием.

Упражнение с постукиванием .

1) Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

2) Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко.


3) При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать.


Для эффективного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 15 ─ 20 часов. Однако, в зависимости от индивидуальных способностей освоение упражнений у некоторых обучающихся может протекать с некоторыми отклонениями.

В основном при выполнении этого упражнения обучающиеся проходят четыре фазы освоения ритма.

Первая фаза . Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма.

Вторая фаза . Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается.

Третья фаза . Чтение с постукиванием освоено, прочитанное понятно. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает явление амнезии ─ мгновенного забывания.

Четвертая фаза . Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко.

При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить.

Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было установлено, после выполнения упражнений возможны три случая.

Первый . Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении.

Второй . Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения. В этом случае необходимо продолжать работы до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием.

Третий . Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь рекомендуется тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него.

Календарный порядок выполнения упражнений с постукиванием.

а) Первая неделя

1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм. Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 1—2 мин. Добиться автоматизации выстукивания ритма.

2. Отбивая ритм, попытаться одновременно прочитать что-либо вслух. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух действий.

б) Вторая неделя

4. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 2—3 дней читать с постукиванием 2 — 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений).

6. Прочитать с постукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

7. Прочитать контрольный текст объемом в 3 ─ 4 тыс. знаков с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев. Добиться максимального эффекта подавления артикуляции.

В заключение этого тренировочного комплекса прочитать любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без постукивания, но 1 —2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его про себя.

Исследования проф. А. Н. Соколова убедительно показали, что повышение скорости чтения, которое достигается за счет подавления артикуляции, не только не снижает качество восприятия информации, но и способствует лучшему усвоению смысла благодаря преобладанию нагляднообразных представлений, т. е. работы мозга в новом обобщающем коде.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, их можно свести к трем группам.

1. Механическая, принудительная задержка артикуляции (например, в том, что язык зажимают между зубами, или удерживают в зубах какой-либо предмет, к примеру жевательную резинку, и т. п.). Недостаток этого метода для наших целей в том, что он в принципе позволяет затормаживать только периферическую часть речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть остается свободной. Поэтому полностью подавить артикуляцию при чтении по такому методу невозможно.

2. Метод речедвигательных и речеслуховых помех, заключается в принудительном произнесении постороннего текста вслух при одновременном чтении про себя. Действие этих помех в том случае уже распространяется не только на периферическую, но и на мозговую часть речедвигательного аппарата, что является несомненным преимуществом этого метода по сравнению с предыдущим. Однако использовать и его для полного подавления артикуляции нецелесообразно, так как фактически один вид артикуляции заменяется другим, и на это тратится много энергии. В самом деле, проговаривание постороннего материала при чтении основного текста про себя, хотя и исключает возможность проговаривания читаемого текста, вместе с тем полностью занимает речедвигательный анализатор посторонними действиями, тогда как его участие в основном процессе чтения могло бы в значительной степени способствовать повышению качества восприятия необходимой информации.

3. Метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан проф. Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть метода в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специализированный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Один из задаваемых здесь ритмов включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя - во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия должен разрушать привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. стать помехой для любой артикуляции - и внешней и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. Такое аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции. Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы - все механизмы речи остаются свободными, и при выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. подавляет периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную - понимание того, что говорит партнер, и речь моторную, - произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляются разными отделами мозга.

Еще в 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 11) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.

В 1874 г. другой учёный Э. Вернике установил, что есть зона и сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 11 показаны пути при произнесении слов нервных импульсов от речевых мышц и импульсов, идущих от уха. Этот рисунок показывает нам большое значение для нормальной работы мозга мышечных ощущений, возникающих при артикуляции. Как мы уже знаем, для быстрого чтения подавление артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство целенаправленного воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для поддержания нормальной артикуляции. Как же добиться этого? Можно использовать аритмическое постукивание кистью руки. Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью. Первоначальной формой общении первобытных людей были жесты, язык жестов - праксис - постепенно стал сочетаться с гортанными возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляцией. Речевое сопровождение праксиса длилось долго.


РИС. 11

Движения пальцев рук совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. Одновременно с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки (праксиса) в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно и ими до сих пор управляет один нерв, так называемый нервус вагус (блуждающий нерв). Здесь уместно вспомнить известную мысль И. М. Сеченова о том, что “рука учит глаз”. Суть этой мысли в том, что рука как бы передает органу зрения гностический опыт осязания конкретных объектов внешнего мира. И. М. Сеченов блестяще показал, что естественной основой ритмики порядкового счета являются сигналы ритмических мышечных сокращений (получаемые, например, при ходьбе).

Выступая в роли своеобразного внутреннего метронома, такие сокращения не только подготавливают идею счета, но и входят в состав этого действия, как ритмоводитель.

О функциональной связи руки и глаза красноречиво говорит навык машинисток и линотипистов (наборщиков), которые умеют работать “слепым” методом. У них операции набора и перепечатки текста на больших скоростях не сопровождаются аналитическими действиями, касающимися смысла. Восприятие текста происходит блоками, и запечатлевается только стереотипный образ текста - его форма.

Известно также, что ребенок, осваивающий счет предметов, включает в этот процесс движения указательного пальца. При запрещении действовать рукой он не может сосчитать предметы, хотя и воспринимает их зрительно. Очевидно, что указательный жест несет безусловно важную функцию.

Указательный жест имеет как бы две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона жеста - направление пальца на объект - фактически выделяет последнее: внутренняя сторона как бы обращена к организму и “вводит” этот объект в систему Моего Я, например счета в форме сигналов к активному мышечному сокращению в приемлемом ритме организма. Все это в равной степени относится и к описательным жестам, и к имитирующим.

Когда взрослый человек считает предметы глазами, то в роли указательных жестов руки выступают указательные движения глаз. Внешняя Сторона этих движений состоит в направлении взора на очередной объект, например строку текста, внутренняя - в производстве дискретных мышечных сигналов. Такие сигналы формируются в результате скачков, устанавливающих взор на нужную строку, и “сообщают” в мозг о каждой следующей строке. Более подробно вы узнаете об этом в следующей главе.

Исследования, проведенные в последние годы в Ленинграде проф. М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей в раннем возрасте частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Известно, что речь - это вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым.

Проф. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6 - 7 месячного возраста. Благодаря этому ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов.

Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено акад. И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. Он ушел. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать ему нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из вышеназванных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фламастером плакатик: “Вернись, пожалуйста!”, вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой, увидел вас, удивился странной форме обращения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикнете: “Вернись, пожалуйста!”


РИС. 12

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться. Язык жестов, мимика и пантомимика срабатывают, - приятель возвращается.

Итак, три разных способа передачи, а результат один - сообщение принято понято и реализовано. Разобранные примеры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы только принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном/слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать такой вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функции мозга можно судить по рис. 12. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела. Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. . При выстукивании рукой ритма речедвигательный канал восприятия оказывается занят этой работой и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов на артикуляцию закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если ваше чтение не сопровождается звучной артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, сразу же ритм сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.


РИС. 13

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода - правильно разучить и выстукивать ритм. Для разучивания ритма необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Необходимо помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм, для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 13) и использовать специальное географическое пособие.

Как показывает наш опыт, при настойчивом и аккуратном выполнении упражнений, приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному. Особенности выполнения этого упражнения будут рассмотрены в 9 главе (Урок пятый).

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.