Правила венчания в церкви. Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения? Социальные и религиозные условия

Желая сочетаться узами брака, пара может не только расписаться в ЗАГСе, но и сочетаться более тонкими узами – узами духовного брака. Испокон веков исключительно таинство венчания в православной церкви скрепляло пары браком. На сегодняшний день эта традиция стала осуществляться редко, но это неоправданно. В браке содержится глубокий смысл, это серьезный и особый жизненный этап каждого человека, а потому он требует такого же особого закрепления. Прикоснуться к таинству венчания необходимо, чтобы ощутить всю важность события. Как оно совершается, будет рассказано далее.

Что такое таинство венчания и как оно проходит?

Таинство венчания – это обряд единения двух людей брачными узами и освящение этого брака божественной благодатью. Оно проводится в православных храмах для людей, которые хотят быть едиными не только перед государством, но и перед Богом. Это высшее проявление доверия, любви друг к другу, т.к. венчание может быть совершено только раз (изредка два или три, но в связи с особыми обстоятельствами). Разорвать самовольно такие узы, изменять, будучи в духовном браке – это уже не вопрос морали, а акт согрешения. Поэтому таинство венчание – это всегда ответственный шаг.

Обряд венчания построен так, чтобы внушить будущим супругам важность брака, растолковать его смысл, подготовить молодых к правильным семейным взаимоотношениям, направить на духовное развитие. Венчание позволяет очистить греховность людского единения, перевести его через черту греховности в форму чистого, благословенного Богом брака. Это проявляется в символике совершения обряда обручения и венчания. Таинство венчания сейчас проводят сразу после обряда обручения, совершая следующее:



Правила великого церковного таинства в православии

Таинство венчание – это обряд, который содержит выполнение строгих правил. Церемония состоит из 4-х этапов: обручения, венчания, разрешения венцов и молебна. Если ранее между таинствами обручения и венчания был временной промежуток, то в наши дни все этапы чаще сливаются в один, продолжая друг друга. Для совершения таинства венчания могут быть назначены дружка и дружок (свидетели, или восприемники). Выбираются специальные даты, т.к. не во все дни обряд венчания может совершаться. Молодые подготавливаются к таинству, постясь, пребывая в молитве.

Таинство венчания – это духовное действо, а потому должно совершаться с кротостью и достоинством. Церковь идет навстречу современным традициям, разрешая фото и видеосъемку во время проведения таинства, однако переговариваться, смеяться, ходить по храму, поворачиваться спиной к образам или просто отбывать время до окончания события категорически запрещается.

Что необходимо приобрести перед обрядом?

Для того чтобы осуществить таинство венчания в православной церкви, необходимо иметь некоторые предметы, которые несут сакральное значение и принимают непосредственное участие в процессе совершения обряда:

  1. Две иконы – Божьей матери и Спасителя. Раньше такие иконы передавались по наследству, если же их нет, то необходимо приобрести.
  2. Кольца (освященные). Раньше брались золотое (для жениха) и серебряное (для невесты), в процессе обмена кольцами во время обручения у жены остается золотое, у мужа – серебряное, что символично демонстрирует основу взаимоотношений в браке. Современная практика разрешает обоим молодым иметь золотые кольца, покупать украшенные камнями изделия.

Что нужно знать свидетелям?

Свидетели, которые по церковной традиции называются восприемниками, являются поручителями, помощниками для молодой семьи. Они, подобно крестным, должны заботиться о духовном становлении молодых в их браке. В прошлые времена принято было выбирать восприемниками людей, которые были опытными в семейных делах, благонадежными, чтобы они могли стать верными советниками на пути становления новой семьи. Сейчас это могут быть люди любого возраста, но с правильным отношением к делу.

Раньше они поручались за брак, расписываясь в метрической книге, в наше же время, когда церковный брак имеет только духовный смысл, но не юридическую силу, наличие восприемников не обязательно. Однако до сих пор на них возлагается помощь молодым во время таинства венчания в православной церкви – придерживание венцов во время прохождения вокруг аналоя. Свидетелям надо помнить, что они должны ответственно относиться к своей задаче, быть неравнодушными к будущей семье, быть крещеными и верующими людьми, кротко, с благоговением вести себя во время церемонии.

Как совершается обручение?

Таинство обручения – это обязательный этап бракосочетания, который закрепляет право жениха на невесту и наоборот, это момент создания пары перед Господом, нисхождения на нее благословения, а также время на моральную подготовку к свадьбе, на раздумья о сущности брака. Таинство обручения совершается в церкви, накануне или в день венчания. Таинство венчания есть логическим продолжением обручения, и может совершаться сразу после него, однако чем раньше обручаться молодые, тем больше времени у пары будет на осознание важности свадьбы, на подготовку к ней. Этапы:


Какой должна быть свадебная трапеза?

После таинства венчания в православной церкви, принято проводить свадебную трапезу в честь свершившегося брака молодых, во время которой их родственники, друзья, другие приглашенные могут передать поздравления молодоженам, порадоваться за них, подарить подарки. Церковная трапеза по христианскому обычаю и приметам, должна быть скромной и приличной. Не позволено: чрезмерно употреблять спиртные напитки, произносить пошлости, употреблять неприличные слова, петь нескромные песни, распущено танцевать.

Что может воспрепятствовать христианскому браку?

Любой христианин может сочетать себя узами церковного брака посредством таинства венчания в православной церкви, но есть некоторые исключения. Так, не разрешается венчаться в православной церкви:

  • Людям, которые на момент венчания состоят в браке с другим человеком, а не с тем, с кем собираются венчаться.
  • Людям, которые между собой состоят в кровном или духовном родстве (крестная-крестник).
  • Людям, которые вступают в брак более трех раз.
  • Людям, которые уже были повенчаны и не попросили о расторжении церковного брака у архиерея (допускается в пределах 3-х раз, последний раз не может привести к новому бракосочетанию).
  • Людям, не принявшим крещение.
  • Людям, которые являются неверующими или были принуждены будущим супругом к таинству венчания.

  • В определенные дни года: во время всех больших постов, в Пасхальную и сырную недели, в период от Рождества до Богоявления, по субботам, вторникам, четвергам, накануне двунадесятых и великих церковных праздников, накануне и в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа и 11 сентября), а также Воздвижения Креста Господня (14 и 27 сентября). Исключения могут быть сделаны только по решению действующего архиерея.
  • Духовным лицам.
  • Несовершеннолетним, а также тем, чей возраст вышел за пределы брачного порога (60 лет для женщин, 70 для мужчин).
  • Тем, чей брак не был благословлен родителями (если они православные).
  • Молодоженам с разной верой.
  • Тем, кто стал виновником расторжения прошлого брака (например, изменщикам).

Видео о подготовке к венчанию

Подготовка к таинству венчания – сочетание молодых церковным браком. К подготовке необходимо относиться серьезно, вдумчиво, понимая глубокий смысл таинства. Цель подготовки к таинству венчания в православной церкви – это духовное очищение молодых, осмысление священной задачи брака. Это обязательно причастие, исповедь, пост, молитвы, которые помогут правильно осуществить переход молодых на другой жизненный этап, придать единству людей священный, а не греховный характер. Подробнее узнать, как правильно подготовиться к таинству венчания, вы можете, посмотрев видео:

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

Таинство венчания можно назвать самым трепетным и волнительным моментом в жизни молодоженов. Но одновременно с тем, невероятно ответственным шагом, который требует тщательной поэтапной подготовки.

Выбираем дату и храм

Подготовку к венчанию в православной церкви следует начать с выбора храма. За несколько недель до желаемого дня необходимо окончательно определиться с местом. В каждой церкви установлены свои правила. Поэтому такие моменты, как расстановка гостей, длительность венчания, наличие хора могут существенно различаться. Примите к сведению, что возможность фотосъёмки оговаривается также заранее, а стоимость венчания может быть разной в каждом храме.

Молодоженам рекомендуется как можно раньше назначить дату венчания. Отнеситесь к этому серьёзно, так как по церковным правилам далеко не во все даты календаря можно проводить церемонию. Ограничения распространяются на такие дни: Масленичная и Пасхальная недели, четверг, вторник и суббота, в период поста, а также отдельных церковных праздников. Список всех дат вы можете увидеть в церковном календаре или уточнить в самом храме. День венчания необходимо заранее согласовать с батюшкой.

Возьмите также на заметку, что обряд венчания необязательно проходить прямо после бракосочетания в ЗАГСе. Здесь нет временных ограничений, поэтому молодожены могут обвенчаться и спустя 5 лет после официальной женитьбы.

Определяемся со священником


Вы можете не ограничиваться выбором батюшек, предложенных храмом, в котором вы решили проводить церемонию. Молодоженам разрешается пользоваться услугами собственного священника. Главное, чтобы обряд проводил священнослужитель без монашеского обета.

Чтобы подготовка к венчанию прошла успешно, обсудите с батюшкой заранее все интересующие вопросы касательно церемонии. Возможно, вам понадобится почитать до церемонии специальные молитвы, посетить службу или причаститься.

Приобретаем необходимые вещи

Во время подготовки к венчанию молодоженам следует обзавестись набором вещей, которые понадобятся во время обряда:

  1. Венчальные свечи.
  2. Икона Спасителя
  3. Икона Божьей матери.
  4. Четыре белых, желательно хлопковых платка под свечи (можно с вышивкой).
  5. Два чистых белых полотенца, на которых по правилам должны стоять молодожены.

Вы можете приобрести каждую вещь отдельно, либо заранее купить весь комплект в церковной лавке.

Внешний вид и наряды молодоженов


В отличие от свадебного банкета, где молодожены могут выбрать стилизованные наряды и проявить свою фантазию, для церемонии венчания есть определённые правила касательно внешнего вида пары. Здесь сохранились исконно древние традиции: жених, одетый в классический тёмный костюм и будущая жена в белоснежном платье.

Будущей жене нельзя находиться в храме с открытыми плечами, декольте и неприкрытой головой. Обилие украшений также считается неуместным. Чтобы голова была покрытой, можно одеть фату либо платок. Если у вас слишком открытое платье, чтобы не переодеваться лишний раз, можете просто подготовить накидку на время церемонии. Макияж должен быть естественным и неброским. Воздержитесь от высоких каблуков. Лучше подберите удобную обувь, так как венчание может длиться несколько часов. И не забудьте по обручальные кольца, их нужно обязательно принести с собой.

  1. Чтобы пройти обряд венчания, молодожены и свидетели обязаны быть крещёными.
  2. Многие священники рекомендуют, чтобы подготовка к венчанию сопровождалась исповедью молодоженов и утренним причастием. Если вы решили придерживаться данных ритуалов, тогда воздержитесь от употребления алкогольных напитков и сигарет за день до обряда.
  3. Обручальные кольца должны быть освещены на Престоле, поэтому следует заранее передать их батюшке.
  4. Во время церемонии венцы могут либо надеваться на головы молодоженов, либо возможен вариант, когда свидетели их держат над будущими супругами. Постарайтесь узнать у батюшки заблаговременно, как данная традиция соблюдается в церкви. Если венцы необходимо будет возложить на голову, невесте следует побеспокоиться, чтобы из-за этого не испортилась причёска. Рекомендуется надеть хлопчатобумажный белый платок, чтобы венец не цеплялся за волосы и не спадал с головы.
  5. Если вы планируете устроить фотосъёмку в храме, этот момент необходимо заранее уточнить. Возможно, фотографировать разрешено не во всех местах, либо вообще запрещено. Учитывая то, что освещение в храме достаточно специфичное, фотограф должен заранее посетить выбранное место.
  6. Молодые и свидетели должны надеть нательные крестики. Рекомендуется, чтобы все приглашенные также придерживались данной традиции, но для них это не является обязательным.

Чтобы церемония прошла успешно, следует не только осуществить главные этапы подготовки к обряду, но и ознакомиться с правилами венчания, которые понадобятся молодоженам во время самого мероприятия.

Да утвердит Господь… !

Человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. Самые искренние намерения рассыпаются в прах, когда они не совпадают с намерениями Божиими. Или же когда даже очень хорошее, правильное, доброе делается без Божия благословения. Наше желание создать семью и твердое намерение сохранить верность избраннику до конца дней еще не означают, что так и будет.

В Первой Книге Царств рассказывается, как бездетная женщина Анна дала слово, что, если Господь услышит ее молитвы и пошлет ей дитя, то она отдаст его на служение Богу. Когда Анна родила ребенка, она призналась мужу, что пообещала отдать сына в дом Божий, «да останется там навсегда». Муж не стал спорить, а сказал: «Делай, что тебе угодно… только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих». (1 Цар. 1:23)

«Да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих». Это же можно пожелать каждому, кто принимает какое-то важное решение и дает обещание исполнить его. Тем более, когда двое принимают решение соединиться в одну семью и обещают друг другу любовь и верность. Да утвердит Господь! И для того, чтобы это утверждение совершилось, приходят они в храм.

Впрочем, так бывает не всегда. Венчание в Церкви - очень красивый и торжественный обряд, и порой некоторым хочется ко всем свадебным украшениям добавить еще и это. При том нет у приходящих ни веры, ни желания видеть свой брак христианским. Знаю случаи, когда даже некрещеные приходили и требовали их обвенчать. И никакие убеждения долго не помогали. «Зачем вам это?» - «Хотим, как у всех!»

Нет, не для красоты установлено таинство брака. И не стремление быть верным традиции должно вести молодых из ЗАГСа в храм. В чем же истинная цель того таинства, которое совершается в храме, когда двое соединяются вместе и рождается новый союз? Постараемся раскрыть это, рассмотрев, как происходит обручение и венчание. Ведь составители чинопоследования сделали все, чтобы не оставить эти вопросы без ответа.

Обручение

Венчанию предшествует обручение. Раньше обручение и венчание могли совершаться в разное время. Юноша и девушка принимали решение создать семью, и свидетельствовали об этом перед Богом и людьми, обмениваясь обручальными кольцами. Став женихом и невестой, они могли еще в течение некоторого времени испытать свои чувства, утвердиться в своем намерении. В наше время принято венчаться сразу же по обручении.

Обручение совершается у самого притвора, при входе в храм. Жених и невеста еще не стали единым целым, но намерены стать и готовятся к этому.

Отверзаются Царские Врата и из алтаря выходит священник, облаченный в белые ризы. Подойдя к «новоневестным», трижды осеняет их крестным знамением, вручает зажженные свечи и кадит их.

Не каждому известно, что из всех возможных почестей, которые можно воздать человеку, каждение - высшая. На самом деле такая честь подобает только Богу, но человек - образ Его. Каждый раз, когда в храме, покадив иконы, священник или диакон кадит нас, будем вспоминать, что мы - образ Божий, что наша жизненная задача - уподобиться своему Творцу. Жених и невеста должны стремиться всю жизнь приближаться друг ко другу так, чтобы их единство все более и более уподоблялось единству Лиц Святой Троицы. Перед тем, как идти на муки и смерть, Иисус Христос такими словами молился об учениках: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино…». (Иоан.17:21) Это сказано о Церкви, обо всех учениках, но именно в семье, в малой церкви, получает человек возможность начать учиться этому единству. Сначала учатся этому двое, а потом учат и тех чад, которых пошлет им Господь.

Зажженные свечи - символ многозначный. Свеча изготовляется для того, чтобы гореть и светить. Человек сотворен, чтобы любить. Пока свеча не загорелась, то как бы и не живет. Она «оживает» загоревшись. Человек же по-настоящему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближнему - вот чего ждет от нас Создатель, и устами апостола Иоанна Богослова говорит, что «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20) Любовью к ближнему проверяется и подтверждается подлинность любви к Богу. В браке в нашу жизнь входит ближний. Конечно, это не означает, что нет других ближних. Но супруг - ближайший из ближних . Любить ближнего труднее, чем дальнего. Потому что вблизи виднее все несовершенства и немощи человека, которые порой раздражают и даже ранят нас. Влюбленность, которая привела двух человек навстречу друг другу, неизбежно пройдет, и на смену ей может прийти или разочарование, отвращение, ненависть или подлинная любовь. Вот об этом, последнем, и молимся мы сначала в чине обручения, а затем и венчания:

«О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся».

И еще, вручая обручающимся зажженные свечи, мне всегда хочется напомнить им слова Спасителя: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16) Призвание христианина - светить этому погруженному во тьму миру светом Христовым. Это - высшее, и не очень многим удалось. Но великое начинается с малого. Беря в руки венчальную свечу, ты начинаешь учиться светить своей жене, своим детям. И если семья не состоится, если жена отвернется от тебя или ты обнаружишь в ней что-то такое, что сделает продолжение брака невозможным, виноват будешь прежде всего ты. Значит, плохо светил!

С древних времен перстень был больше, чем украшением, он был указанием на статус человека. Надевание на палец перстня означало важную перемену в жизни. В молитве, которую читает священник, обручив молодых, особенно вспоминается Иосиф Прекрасный, который был в Египте рабом и узником. Как же круто изменилась его жизнь, когда разгадал он значение вещих снов фараона! «И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт.41:41-43) Раб в одно мгновение сделался владыкой, и знаком этой перемены стало надевание перстня.

И еще в этой молитве упоминается «блудный сын», покинувший родной дом, вычеркнувший себя из жизни семьи и промотавший «на стране далече» полагавшуюся ему долю наследства. Обнищав и опустившись, возвращается он домой, понимая, что уже не вправе называться сыном, а может быть принят отцом только как наемник. Но не так думает отец, для которого его сын всегда останется сыном, что бы с ним не случилось. «…Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться»(Лук.15:20-25).

Вот такие перемены. Один из раба и узника, с надеванием перстня стал правителем огромной и богатой страны, другой из бездомного и нищего свинопаса превратился в возлюбленного сына когда-то преданного им отца. И теперь, во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак.

Но перстень означает не только честь, но и ответственность. Ветхозаветный Иосиф понимал, что если не оправдает доверие фараона, то снимут не перстень - голову. И обрученные должны понимать, что, если придется им когда-нибудь снять только что надетые перстни, это будет самая горькая жизненная неудача, самый постыдный провал.

Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и Святой Крест произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма - начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь - непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем, куда. Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан.14:6)

И, ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127 псалма: «Блажени вси боящиеся Господа…» Страх Божий - радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется нет ничего радостного. Благоговение перед Господом - залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь и главное украшение любой семьи - дети. «Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!(Пс.127:2-6)

На аналое Крест и Евангелие. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Иисус Христос пообещал Своим ученикам: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20).

«Двое или трое…» . Пока их еще двое. Будет и третий и четвертый и, может быть, гораздо больше. Только бы во имя Христово. Потому что никакое соединение не прочно, если не «Христос посреди нас». Мы молимся, чтобы венчающиеся стали свидетелями и участниками чуда, когда благодаря рождающемуся союзу в мир будут приходить новые люди.

Рядом с Евангелием на аналое лежит Святой Крест . Крест - знак любви Христовой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Иоан.15:13). Знамением такой любви к нам Христа является Крест. Любовь супругов - отражение, а точнее преломление Божественной любви. На самом деле далеко не все, что происходит между мужем и женой в браке -обязательно любовь. И само слово любовь далеко не всегда используется по назначению. Влечение друг ко другу может быть страстью, питаемой эгоизмом и сластолюбием. Мы просим Божией помощи, чтобы отношения между супругами-христианами действительно были достойны называться этим самым прекрасным на свете словом - ЛЮБОВЬ. Ведь это не просто слово, это одно из имен Божиих. Именно такой любви, готовой положить душу свою за любимого, должны мы научиться в семье и научить своих детей.

Свободный союз

Теперь, когда уже таинство вот-вот совершится, священник задает жениху и невесте самые последние вопросы: «Имеешь ли, имярек , произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию имярек, ее же здесь пред тобою видишь?» Этот вопрос напоминает нам о важнейшей христианской ценности - свободе. Каждое слово в этом вопросе веско.

«Произволение благое…», то есть доброе, не продиктованное никаким низким расчетом. «Произволение непринужденное…» , то есть совершенно свободное, никем не навязанное, продиктованное только твоим сердцем и разумом. Это очень, очень важно, чтобы было так. К сожалению, бывает, люди вступают в брак, идя как бы против себя, уступая обстоятельствам, чьему-то давлению и т.д. Задавая этот вопрос сначала мужчине, затем женщине, Церковь предостерегает их от такого шага. Только доброе и никем не навязанное взаимное решение двоих может стать основой гармоничной семьи.

Звучит второй вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте (или мужу, когда обращаемся к женщине)»? Все должно быть по-честному. Во всю совместную жизнь должно супругам всеми силами избегать обмана. Тем более недопустим он в самом начале пути.

После того, как священник получил утвердительные ответы на оба вопроса, наступает время приступить к главному. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Каждый православный должен знать, что вообще-то этим возгласом начинается самое главное наше богослужение - Божественная литургия. Почему же и венчание начинается так же? Во-первых, в древности венчание органично входило в литургию и лишь позже стало совершаться отдельно. Но не только об этой древней связи напоминает нам возглас, но о том стремлении, о той высшей цели, ради которой должен жить каждый настоящий христианин, той, о которой Господь сказал так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф.6:33) Жизнь имеет смысл только если она - дорога в Царство. Теперь этот путь супруги будут совершать вдвоем. И когда звучит это возглас, стоит вспомнить: «Мы должны вместе войти в Царство Божие. Или вместе войдем или вместе не войдем. Порознь - не получится. Первый вопрос, который мне зададут, если я один предстану перед Господом: «А где жена твоя?» И любые попытки оправдать отсутствие ее рядом будут звучать не лучше Каинова «…не знаю; разве я сторож брату моему?».(Быт.4:9)

Звучит Мирная ектенья, в которой Церковь просит у Бога для новобрачных спасения, «о еже податься им целомудрию и плоду чрева на пользу…, возвеселитися им видением сынов и дщерей…»

Священник произносит три молитвы, в которых испрашивает для молодых всех возможных житейских и духовных благ, вспоминая те супружеские пары, о которых рассказывает нам Священное Писание и которые могут служить примером любви и верности: Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Хазарию и Елизавету и др.. И затем приносятся венцы.

Венчается раб Божий…

Священник надевает венец на главу жениха со словами: «Вечается раб Божий имярек рабе Божией имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Затем с этими же словами венчает главу невесты.

Как и многое в богослужебной символике Церкви, увенчание новобрачных имеет несколько смыслов, каждый из которых не противоречит другим, а дополняет их. В Русской Православной церкви принято вечнать венцами, внешне напоминающими царские короны. И это понятно в свете сказанного выше о брачном союзе как о единстве восходящих в Царство Божие.

Но время теперь вспомнить и о другом венце, терновом, который надели на Спасителя Его мучители, чтобы поиздеваться над ним и усугубить Его страдания. Брачный союз не предполагает непрерывного счастья. Порой будет и трудно и больно и мучительно. Не все, к сожалению, оказываются способны выдержать искушения, неизбежно сопровождающие семейную жизнь. Ощущая на своих головах тяжесть венцов, жених и невеста пусть молятся, чтобы те терновые венцы, которые им не раз предстоит надеть, они пронесли достойно. И тогда, говоря словами апостола Иакова, «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.(Иак.1:12)

Как-то мне пришлось откровенно беседовать с одной пожилой супружеской четой. «Мы, - сказал мне муж, - за пятьдесят лет совместной жизни ни разу не поссорились, ни разу друг друга не обидели». Кто не позавидует «светлой завистью», то есть не порадуется, что такое бывает. Чаще бывает иначе. Редкая семья не переживает кризис. Кажется, ничего хорошего уже не будет. Но, как известно, любое искушение или ломает нас, если поддадимся, или делает лучше и сильнее. «Что придает умножает в нас духовную силу? - спрашивает священник Александр Ельчанинов, и отвечает: «Преодоление искушений». Это совершенно верно и по отношению к крепости и силе брачного союза. Не в том достоинство, чтобы избежать искушений, а в том, чтобы их преодолеть. И те венцы, которые мы надеваем во время венчания - образ тех, которыми будут увенчаны сумевшими сохранить любовь и преодолеть все искушения. «Если сохраните любовь и верность, - можно сказать новобрачным, то, как писал апостол Петр, «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».(1Пет.5:4)

Надевая на головы молодых венцы, мне хочется пожелать каждому из них в конце земной жизни иметь право сказать то, что сказал о себе апостол Павел: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»(2Тим.4:7,8).

Славою и честью венчай их

Надев на головы будущих супругов брачные венцы, священник произносит слова, после которых они уже перестанут быть будущими , а станут настоящими супругами.

«Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

Трижды произносятся эти слова, и трижды священник благословляет супружескую чету.

Свершилось. Дело человеческое стало делом Божиим. Слава и честь , которых мы просим для супругов у Бога - это совсем иного рода слава и честь, чем те, которых ищут люди у людей. Суетна, преходяща и непрочна всякая человеческая слава. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» - неоднократно повторяет Церковь во время богослужений. Только Слава Божия - подлинная Слава. А человек прославляется в той мере, в какой прославляет он Бога. Святой мученик Ириней Лионский сказал: «Слава Божия - человек, живущий полной жизнью». Вот к этой полноте жизни, полноте любви и правды призваны супруги, и тогда их совместная жизнь действительно увенчается СЛАВОЮ и ЧЕСТЬЮ.

Муж да любит…

Жена да боится…

Теперь, когда таинство совершилось, Церковь предлагает супругам услышать отрывки из Священного Писания, в которых говорится о смысле происходящего сейчас и того, что ждет их в дальнейшем. Сначала читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам. Приведем его по-русски почти целиком:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

(Еф.5:20-33)

Апостол сравнивает семью с Церковью. Семья - малая Церковь. И отношения между мужем и женою должны быть образом отношений между Христом и Церковью. Христос возлюбил Свою Церковь «даже до смерти крестной». Подобной любовью да любит жену свою, а затем и детей муж. «А жена да боится своего мужа». Сколько едких и саркастических высказываний звучало по поводу этого стиха из уст тех, кто пытался доказать, что христианство якобы унижает женщину. Но нет здесь ничего унизительного для тех, кто правильно понимает слова апостола. Если семья - малая Церковь и муж - образ Христа, то страх перед мужем - образ страха Божия, который совсем иного рода, чем любой другой страх. Мы уже говорили выше, что страх Божий - чувство радостное и светлое. Подобен ему тот страх перед мужем. Страшно причинить боль любимому, обидеть его… И еще бояться мужа - всегда помнить: он - главный, его слово - решающее. В той семье, где ни дети, ни жена этого не понимают, едва ли возможно обрести мир и гармонию.

Доброе вино

Вслед за Апостолом читается Евангелие, рассказывающее о самом первом чуде, которое совершил Иисус Христос:

….был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина , то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва доброе вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Иоан.2:1-11)

Знаменательно, что самое первое Свое чудо Господь совершил во время брачного пира. Одно это достаточно ясно говорит о том, как высок брак в глазах Божиих. На том браке, который благословил в Кане Галилейской Христос, вода превратилась в вино. Да не просто в вино, а в «доброе» вино, что вызвало такое удивление у распорядителя пира. Обычно, говорит он, доброе вино бывает только в начале пира. Если понимать вино как образ любви и радости (а именно так и следует понимать, по мнению Святых Отцов!),то действительно, так часто только в самом начале супружества бывает «доброе вино», а потом, когда «напьются» первыми восторгами супружества, оно становится все хуже и хуже, если и совсем не превращается в воду. Уже не любовь связывает супругов, а привычка и взаимные обязанности перед детьми, общность имущества и пр. Какое уж тут «доброе вино», какая уж тут радость… Но не так должно быть тогда, когда брачные узы благословляет Христос, На этом браке «вино» будет лучше и лучше из года в год, любовь полнее и глубже.

Затем произносится сугубая ектенья, молитва и просительная ектенья, которая завершается общенародным пением молитвы «Отче наш». Это молитвенное обращение к Небесному Отцу, столь частое в устах и сердцах верующих, сейчас, в устах новобрачных, имеет особый смысл. Любящие друг друга супруги предстоят перед общим Отцом, для Которого они - любимые дети.

Затем приносится и благословляется чаша с вином - одна на двоих. Раньше, когда венчание органично входило в литургию, это была Евхаристическая Чаша. Супруги вместе причащались Святых Тела и Крови Христовых, а мы знаем, что нет в мире более тесного единения со Христом и друг со другом, чем то, к которому приобщаются причащающиеся «со страхом Божиим и верою». Теперь, когда венчание совершается отдельно от литургии, пусть это вино еще раз напомнит о чуде в Кане Галилейской, а общая чаша станет образом общей жизни. Все теперь общее. И радости и печали. Мы просим у Бога любви. В настоящей любви осуществляется призыв апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»(Рим.12:15). Образом такой любви и является «общая чаша».

Под пение тропарей священник трижды обводит супругов вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Впереди себя священник несет крест. Во время этого крестного хода уместно вспомнить слова Спасителя: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мар.8:34). Без самоотверженности невозможно следование за Христом, а семья - лучшая школа самоотверженности. Шествие проходит вокруг аналоя с Евангелием в знак того, что Евангелие должно будет находиться в центре всей семейной жизни. Круг - знак бесконечности. Тот совместный путь, который начали супруги, не должен завершиться никогда. Любовь до гроба - не христианское выражение. Гробовая доска - не преграда для любви, а дверь, за которой она станет еще полнее и совершеннее.

Завершается венчание снятием венцов и заключительными благословениями. Теперь нужно стремиться к достижению иных венцов, нетленных. Церковь благословляет мужа иконой Спасителя. Икона эта вручается ему, чтобы напоминать: семья - малая церковь, здесь невидимо присутствует Христос; видимым же Его образом для жены должен быть муж, для детей - отец.

А жене вручается икона Богородицы, чтобы она подражала Ее чистоте, смирению, кротости и любви, светила этими добродетелями мужу, являла пример детям.

Христианская семья, повторим еще раз, - малая церковь. Она сможет ею оставаться только в том случае, если будет органично соединена с «Большой Церковью». Совместное участие мужа и жены, а затем и детей, в церковных богослужениях, и особенно в литургии, регулярная исповедь, причастие - все это необходимо, чтобы благодатные дары, полученные супругами в таинстве, не были утеряны, а принесли плоды.

(Дмитрий Семеник )
Зачем необходимо венчаться (Валерий Духанин )
Зачем людям церковный брак? (Александр Ткаченко )

), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Возглашается прокимен и читаются Апостол () и Евангелие (), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви во все , на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. .

Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками.

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах - восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы , а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во , вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед венчанием);
  • атеистами ;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве ;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обручение (предшествует венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (