Ораторские приемы в публичном выступлении. Ораторские приемы и средства Типы и виды аудиторий

FinExecutive Russia сайт 2020-01-18

10 ораторских приёмов для успешного выступления

Ораторская речь неумелого докладчика действует на аудиторию эффективнее, чем снотворное. Но опытные специалисты по пиару признают, что даже они не смогут сделать из обычного человека звезду ораторского искусства без использования специальных приёмов.

Джеймс Хьюмс, автор бестселлера «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» убеждён в том, что научиться произносить речь доходчиво, увлекательно и убедительно пусть и сложно, но вполне реально. Он изучил ораторские приёмы признанных виртуозов красноречия и разработал методику, с помощью которой совершенствовало риторику несколько поколений успешных политиков и бизнесменов. Освоив эти методы, вы также сможете овладеть ораторским искусством, которое поможет вам достичь карьерных высот и личностного роста.

  1. Ключевой момент. Прежде чем приступить к написанию речи, определите её главную мысль. По сути это то, что вы хотите донести до слушателей. Запишите основные тезисы, а затем дополните их цитатами и примерами из практики.
  2. Цитаты. Подбирая цитаты для своего выступления, учитывайте три важных правила:
  • Правило №1. Вы должны полностью разделять точку зрения, которую цитируете. Не озвучивайте цитату, если имя автора вам незнакомо или его мнение вы не уважаете.
  • Правило №2. Выбирайте короткие высказывания знаменитых людей, имя которых известно широкой аудитории.
  • Правило №3. Ораторские приёмы предполагают умение создавать подходящую обстановку для цитирования. Некоторые докладчики, которым удалось достичь блестящих успехов в риторике, перед тем, как произнести цитату, выдерживают паузу, затем надевают очки и зачитывают высказывание с листа.
  • Пауза. Любое успешное выступление также необходимо начинать с паузы. При этом не важно, что вы будете говорить дальше: длинную речь или кратко презентовать следующего оратора. Ваша цель - добиться тишины в зале. Поэтому когда вы подниметесь на трибуну, окиньте взглядом аудиторию, а затем остановитесь на одном из присутствующих и мысленно произнесите первое предложение подготовленной речи. После того, как вы выдержали выразительную паузу и завоевали внимание зала, можете начинать говорить.
  • Первая фраза должна быть настолько сильной, чтобы по-настоящему заинтересовать аудиторию и вызывать положительную реакцию у собравшихся. В самом начале выступления вас слушает максимальное количество человек. Им интересно кто вы и что собой представляете. Если вам не удастся их заинтриговать, уже через несколько минут концентрация внимания в зале начнёт снижаться: кто-то будет просматривать новости в интернете, кто-то продолжит диалог с соседом, а кто-то и вовсе задремлет. А вот первую фразу услышат все!
  • Яркое вступление. Подготовьте интересный афоризм или подходящую историю из своей жизни, которая способна приковать внимание слушателей. Возможно, у вас припасён увлекательный факт или горячая новость, ещё неизвестная собравшимся - начните выступление с неё. Чтобы аудитория признала ваши лидерские качества, начало вашей речи должно быть ярким и сильным.
  • Чувство юмора. Многие спичрайтеры рекомендуют периодически разбавлять речь шуткой или анекдотом «в тему». Безусловно, они правы. Но только надо применять этот метод настолько грамотно, чтобы анекдот не был воспринят аудиторией шуткой ради банальной шутки.

    В своей книге Джеймс Хьюмс делится ещё одним секретом. С его помощью ваша ораторская речь будет по-настоящему блестящей: чтобы проверить, насколько шутка удачна, используйте правило трёх Р - реалистичность, релевантность и рассказ (а не зачитывание заготовки с листа).

    1. Чтение. Запомните ещё одно золотое правило: молчите, когда ваши глаза опущены вниз. Сначала вы должны прочитать текст, после этого сделать паузу, восстановить зрительный контакт с аудиторией и только после этого продолжайте говорить.
    2. Организация текста. Черчилль записывал свою речь в форме стиха. Он разделял её на отдельные фразы и каждую из них писал с новой строки. С этим приёмом его выступление всегда выглядело убедительным. Также необходимо будоражить аудиторию, заставать слушателей врасплох и быть не таким как все. Удивляйте!
    3. Вопросы. Большинство докладчиков пользуется этим методом, чтобы установить контакт с аудиторией. Но здесь важно задавать только такие вопросы, на которые вы сами знаете ответ и можете предсказать реакцию собравшихся. Только при этом условии заданный вопрос сможет принести вам пользу.
    4. Завершение. Даже неудачную ораторскую речь можно исправить удачной концовкой. Всегда заканчивайте выступление на мажорной ноте, зарядите аудиторию своими эмоциями и чувствами, как это делали великие ораторы прошлого.

    Полезные приемы ораторского искусства

    Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Риторика, в свою очередь, складывается из , логики и .

    Учение софистов о грамотной речи дала базу для развития риторики. Основной задачей учеников Сократа было углубленное изучение грамматики и стилистики, а после применение знаний на практике. Более двухсот лет греки систематизировали и проводили анализы знаний риторики. В Афинах написано множество трудов по этому поистине нелегкому ремеслу.

    Эпоха средневековья придала ораторскому искусству более религиозный окрас, пользуясь знаниями философов древности, монахи красноречием привлекали людей в свои ряды и боролись с протестантами. Именно из Европы наука о красивой речи и попала в Россию, где развитие ораторского искусства началось с 18 века и трудов Ломоносова.

    Истинный оратор должен быть очень эрудирован, ведь для того, чтобы подобрать нужные слова в определенный момент, человек должен обладать недюжинными знаниями во многих сферах.

    Для того чтобы оратор правильно, четко, и главное, занимательно излагал свои мысли и существуют специальные приемы ораторского искусства.

    Будьте уверенны и харизматичны, избегайте большого количества терминов и иностранных слов в своем выступлении, используйте при общении множество местоимений – и аудитория полюбит Вас.

    Ораторы в политике

    Из современных ораторов обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природы. Многие знают, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным тембром. Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент. Используйте

    Уинстон Черчилль говорил, что краткость является главным принципом ораторского искусства. Он любил повторять, что речь длиной более 20 минут является сама по себе ораторским провалом.

    Рассматривая историю ораторского искусства Древней Руси стоит учесть, что многочисленные исследователи совмещают ее с историей развития ораторского искусства русской православной церкви. Так возникновение ораторского искусства сливается с началом проповедования христианства на наших землях. При этом как в Греции, где зародилось ораторское искусство, так и в Древней Руси его называли «даром красноречия». Позже понятие ораторского искусства и основы ораторского искусства были описаны М.В. Ломоносовым в его «Русской грамматике». «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского рассматривают особенности ораторского искусства, закономерности ораторского искусства и правильную последовательность этапов ораторской деятельности.

    Из современных ораторов России самым ярким и противоречивым является В.В. Жириновский. Конечно, его вклад в развитие ораторского искусства нашей страны жалок, и упоминать его имя в одном ряду с Ломоносовым вряд ли стоит. Однако эпатажность и агрессия, хлесткая манера изложения и чрезмерная жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

    Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как основы ораторского мастерства, так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Сдержанность и уверенность в себе, корректность и логическая выстроенность речи восхищают многочисленных слушателей. Основным приемом его ораторского искусства является отсутствие экспресии.

    Безусловно, для оратора важно умение заранее продумать свое выступление, однако его чрезмерное применение лишает речь некоторого полета, придает ей излишнюю монотонность. Стоит упомянуть ораторские способности замечательного рассказчика Николая Дроздова. Его повествования о животных построены в соответствии с классической теорией ораторского искусства, впечатляют своей неимоверной добротой и открытостью.

    Школа Юрия Окунева

    Приветствую, друзья! Рад всех видеть. С вами Юрий Окунев.

    Для эффектного выступления мало знать тему и безупречно владеть фактами. Надо уметь вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя, сделать свою речь живой и одушевленной, чтобы иметь успех у публики. Нам на помощь придут риторические приемы усиливающие эффект публичного выступления.

    Случалось ли вам когда-нибудь сидеть на скучной лекции или собрании, когда выступающий что-то говорит и говорит без конца монотонным голосом, усыпляя слушателей на первых рядах? Наверняка случалось.

    И что оставалось в голове после той лекции? Пустота и вольный ветер. А у кого-то еще и досада: эх, столько времени зря потрачено! Не будем уподобляться горе-ораторам, возьмем на заметку основное правило риторики.

    Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей. Тогда выступление будет интересным и запоминающимся, а информация усвоится.

    Хорошую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» – это сказал Р. Гаррис, знаменитый английский адвокат.

    Создавать образы оратору помогают специальные риторические приемы. Цель этих приемов – сделать речь более понятной и интересной, увлечь, завладеть вниманием аудитории и направить мышление масс в нужное русло, то есть убедить.

    «Нет красноречия, если нет восхищения слушателей»

    А это слова Цицерона, непревзойденного римского мастера слова. Риторических приемов ораторики очень много. Рассмотрим те, которые чаще встречаются.

    Синекдоха

    Это прием, основанный на переносе названия общего на частное и наоборот. Например:

    Германия избежала поражения в матче с Австралией.

    Имеется ввиду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской. Синекдоха повышает эстетичность речи, придает ей глубокое содержание.

    Сравнение и метафора

    Если вам предстоит затронуть в своей речи абстрактные и философские понятия, постарайтесь найти их наглядный образ в виде физического предмета или явления, который будет знаком и понятен всем присутствующим. На этом основан метод сравнения.

    Ярким примером такого приема является публичная речь М.Ходорковского на суде, где ему предъявили обвинение в краже у государства 347 000 000 тонн нефти.

    Тогда г-н Ходорковский сравнил этот объем с составом грузового поезда, трижды огибающем Землю по линии эватора. Всем присутствующим в зале суда сразу стало понятно, какая большая цифра 347 миллионов, украсть столько нефти одному человеку нереально.

    У приема сравнение есть младшая сестра – метафора. Литературный прием, когда свойства одного объекта переносятся на другой. Пример:

    Закат пылал.
    Слышен тихий шепот волн.

    Закату приписываются свойства огня, а волны своим шелестом похожи на человеческую речь. Метафора применяется в ораторстве реже, чем сравнение. Тем не менее, этот прием повышает художественность речи, усиливает воздействие на слушателей.

    Повтор

    Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это делается по нескольким причинам:

    • Слушатель может отвлечься, подумать о семье, о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
    • Повторы основной мысли, выраженной другими словами, создают у слушателей впечатление, что они воспринимают совсем другую информацию (хотя информация та же самая). Таким образом, новая мысль быстрее откладывается в подсознании публики.
    • Если теперь повторить мысль еще раз, и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания. Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами. Ваша речь для него станет убедительной.

    Будьте осторожны с этим приемом, вставляйте повтор там, где это действительно необходимо.

    Повтор утомляет слушателя. Повышает интерес речь, наполненная краткими и объемными образами, не требующая разъяснений.

    Четыре способа обыгрывания повтора в тексте

    1. Точь-в-точь. Это повтор, «слово в слово» цитирующий мысль, которая была высказана ранее. Используется для создания дополнительного акцента.
    2. Вариант. Основную мысль пересказываем другими словами, перефразируем.
    3. Расширение. Развиваем озвученную ранее мысль, добавляем в нее новые образы, разъясняем спорные моменты. Используйте повтор-расширение в случае, если важный и ключевой тезис, на ваш взгляд, прозвучал неубедительно, затерялся в тексте.
    4. Вывод. Краткое обобщение всего сказанного ранее перед переходом к следующей части выступления. В основном используется в лекциях и учебных курсах.

    Цитирование

    Расположить к себе, растопить лед недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.

    На фоне выдержек из исторических документов, изречений философов, ваши слова в понимании публики будут автоматически переводиться в разряд достоверных. Уместно привести 1-2 цитаты в начале выступления, перед переходом к основной части.

    Призыв

    Заключается в коротком обращении к залу с предложением выполнить определенное действие. Данный прием уместен в случае, если выполняются 2 условия:

    • Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
    • Вы хотите создать яркий образ вашей идеи в умах слушателей с их непосредственным участием.

    Этот способ характерен для военно-патриотических речей, политических выступлений, рекламных акций.

    Риторический вопрос

    Вопрос, на который нет точного ответа, называется риторическим. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям, активной работе мышления.

    Быть или не быть?

    – задает свой знаменитый риторический вопрос герой шекспировской трагедии. Прием заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.

    Не используйте этот прием, если не уверены, что слушатели разделяют вашу точку зрения. Например, на вопрос: «Разве трудно встать пораньше и пробежаться в парке?» можно и не услышать отрицательный ответ, если публика далека от спартанского образа жизни.

    Вставка

    Оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.

    Например, выступающий говорит: «Состояние дорог на сегодняшний момент оставляет желать лучшего». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»

    После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом. Прием вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме, придает теме яркий штрих актуальности.

    Несмотря на простоту, прием требует от оратора определенной степени раскрепощенности и искушенности в искусстве устного и публичного выступления.

    Перекрещивание (хиазм)

    Ораторский прием, заключающийся в перекрестном изменении окончаний двух параллельных фраз.

    Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

    Известная фраза К.С. Станиславского, построенная на методе хиазма. А вот другая фраза, в ней добавляется каламбур:

    Честь нашей части – это часть нашей чести.

    Большинство знаменитых высказываний философов имеет в своей основе прием перекрещивания. Данный метод позволяет повысить убедительность речи и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

    Антитеза

    Суть приема – противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создается контраст, поражающий воображение слушателей.

    «Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой.»
    (А.С. Пушкин)

    Намек

    Прием используется тогда, когда в силу определенных обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намек на данное событие. Пример:

    Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.

    Если не знать, что «фригийский колпак» — это головной убор, который носили лидеры Французской революции, то смысл этой фразы будет расплывчатым. Надеть фригийский колпак – означает «взяться за оружие».

    Важно учесть, чтобы событие или явление, о котором хочет сказать оратор, было понятно и узнаваемо для всех присутствующих, иначе намек пройдет незамеченным и не произведет должного эффекта.

    Цепь

    Еще один интересный прием, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем оратор выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы.

    Все встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример приведу тост:

    «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…
    Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца…
    И чтобы твоя смерть была заслуженной!»

    Прием цепь позволяет надолго приковать внимание публики к выступающему, и чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.

    Неожиданность

    Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Прием неожиданность позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.

    Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что все хорошо» . Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

    Послесловие

    Главная цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является передача отношения оратора к теме, его субъективная точка зрения. Донес оратор свою точку зрения до ушей зала, сумел убедить – выступление состоялось. Не донес, застрял на полпути – плохой оратор.

    Именно риторические приемы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, уверенно повести за собой зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.

    Подтянуть этот фактор поможет видеокурс тренера по ораторскому мастерству Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» .
    Все упражнения курса снабжены подробными инструкциями и проверены многолетней практикой.

    Ну, а я побежал совершенствовать свою речь. Подписывайтесь на новости, не пропустите свежие статьи, а также делитесь с друзьями. Жду отзывов в комментариях.

    До скорого! С уважением, Юрий Окунев.

    Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует довольно много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях часто и активно.

    Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей. Для этого нужны, в том числе, образы, нужны картины: пусть оратор своей речью сделает дело очевидным, представит его образно.

    Великий английский адвокат 19 века Р.Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

    Эстетическое наслаждение Шопенгауэр рассматривает как состояние чистого созерцания и безвольного познания вне времени и иных отношений. Эта мысль, как правило, смутно воспринимается. Однако за тем автор объясняет: «Тогда уже все равно, из-за тюремной решетки или из окон дворца смотреть на заходящее солнце». После пояснения определение автора становится ярким, понятным и запоминающимся.

    Миль, сравнивая духовную неудовлетворённость и материализм, говорит, что лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей.

    Ниже представлен список самых распространенных и эффективных риторических оборотов, умение пользоваться которыми будет крайне полезно каждому оратору.

    Сравнение и метафора

    Сравнение – это один из главнейших приемов ораторского искусства, используемый настолько часто, что многие даже не задумываются о нем как о какой-то особой фигуре речи. Этот прием позволяет представить абстрактное наглядно, что бывает особенно полезно, когда необходимо донести до слушателя числовую информацию. Например, если сообщить кому-то, что одна из самых крупных во Вселенной звезд VY Большого Псаимеет диаметр в два миллиарда километров, вряд ли обычный человек сможет представить, насколько это много. Совсем другое дело, если сравнить эту величину с чем-нибудь понятным и всем известным – например, горой Эверест. Так, если принять размер звезды за размер Эвереста, то Земля окажется не больше мячика для гольфа. И то, и другое может представить себе каждый.

    Под сравнением также подразумевается и более простой прием уподобления одного предмета или явления другому по общему признаку с использованием сравнительных оборотов или союзов будто, словно, точно, как. Довольно близок к сравнению такой риторический оборот, как метафора, заключающийся в употреблении слов в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения. Метафоры широко используются в литературе. Пример: «Это не человек, а какие-то погребальные дроги (И.Бунин)»; «Любовь – пьянящее вино (Пушкин)».

    Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях.

    Часто бывает так, что слушатель даже ненадолго отвлекся, вспомнил о доме, о незаконченных делах, о девушке, о чем-то еще, и в этом момент может прозвучать важная, возможно даже одна из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять. Мысли, повторенная дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался. Кроме того, повторение какой-либо мысли способствует ее закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной.

    Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко – в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее.

    Очень часто в результате использования не дословных повторов психологически кажется, что оратор смог в подтверждение своего тезиса привести несколько аргументов (хотя с логической точки зрения – аргумент был один:).

    Риторический вопрос

    Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным.

    Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение.

    Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет – ответят ему или нет. Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. Ответят на вопрос – хорошо. Не ответят – ничего страшного (к такому варианту развития событий оратор готов и не испытывает каких-либо недобрых чувств или эмоций к своим слушателям). В этом случае оратор сам на него спокойно, без тени смущения отвечает. Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления.

    Аллегория

    Представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в животном эпосе ягненок служит олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осел – упрямства и т.п. В риторике аллегория – это довольно сложный прием, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.

    Призыв – это весьма распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется.

    Содержание:

    В наше время владение приёмами красноречия и приёмами ораторского искусства важно для любого руководителя и в первую очередь для менеджмента компании. Их достаточно большое количество. Для изучения этих приёмов существуют так называемые тренинги по ораторскому искусству или по-другому – курсы .

    Аристотель подметил, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, мотивируя людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте ораторские приемы.

    1) Часто ораторские приемы взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком часто, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас.

    2) Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление .

    3) Многие из риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями.

    Следует хорошенько подготовиться к предстоящей речи

    Лексические приемы

    Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

    1. Тропы

    Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

    1) Сравнение

    Это базовый приём, часто используемый в риторике. Обладающий большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

    Сравнение звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

    Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти. Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти.

    Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

    Посмотрите наглядно на экватор: сколько примерно выглядят 347 млн. тонн нефти

    2) Образ и метафора

    В отличие от обычного сравнения, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.

    В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

    3) Синекдоха (переименование)

    Схожий прием со сравнением. В его основании лежит отношение части к целому. Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно - понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета.

    Например, когда мы слышим фразу «У Елисейского дворца и у Букингемского разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил Франции и Англии, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу.

    Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

    4) Гипербола (преувеличение)

    Данный прием ораторского мастерства лучше использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально и пафосно. Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли.

    Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имеет цель отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

    2. Повторы

    Они глубже закрепляют в сознании аудитории основную мысль выступления, повышают убедительность речи оратора, помогают . Также повторы способны представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите желаемый эффект.

    Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах. В большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в .

    1) Дословный повтор

    Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании.

    Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”.

    Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.

    2) Варьируемый повтор

    Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами.

    3) Расширенный повтор (рекурсия или разъяснение)

    Повтор уже произнесенной мысли с включением в нее для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить.

    Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.

    4) Частичный повтор и рафинирование (обобщение)

    Используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

    Частичный повтор можно использовать для обучающих выступлений

    3. Другие приёмы

    1) Иносказание (аллегория)

    Воплощение идеи, мыслей в наглядном образе.

    К примеру, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:

    «Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

    Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия.

    Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как равноправие, любовь, дружба, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи.

    Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.

    2) Перекрещивание (хиазм)

    Прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.

    Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси себя, что ты можешь сделать для страны».

    Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:

    Делить веселье - все готовы:

    Никто не хочет грусть делить.

    Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.

    3) Цитирование

    Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров.

    К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен. Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза).

    4) Призыв

    Также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию.

    Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать образ яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации. Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору.

    5) Цепь

    Часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи.

    В качестве примера приведем один интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной».

    Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

    6) Антитеза (противопоставление)

    Это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный пример.
    Как пример: «Ты прозаик — я поэт».

    А.С. Пушкин: «Ты богат, я очень беден;
    Ты прозаик, я поэт;
    Ты румян, как маков цвет,
    Я, как смерть, и тощ и бледен.»

    7) Намек

    Вы можете использовать этот прием в том случае, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль.

    Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств. В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».

    8) Предуведомление

    Помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком.

    В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «Скорее всего, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.

    9) Вставка

    Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону.

    Например, для того, чтобы приобщить слушателей к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…». Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.

    10) Риторические вопросы

    Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует осторожно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется.

    Например, вопрос «неужели так трудно тратить 10 минут в день на упражнения для дикции речи?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ.

    11) Промедление

    Можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.

    12) Неожиданность

    Для того чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает.

    К примеру, возьмем обыденную ситуацию: «Муж вернулся из командировки внезапно…но дома его не ждали».

    Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.

    13) Повышение напряжения (усиление внимания слушателей)

    Это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего.
    Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.

    Используя повышение напряжения умело, большая часть аудитории будет с удовольствием вас слушать

    4. Фокусировка

    Умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств является очень важным в ораторском мастерстве. Одна из наиболее эффективных – это фрейминг, который, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.

    Фрейм – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Роберт Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия.

    Роберт Дилтс — активно работающий в области психологии

    5. Софизмы

    Софизмы — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие. Прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

    Интересный софизм: «Если равны половины то равны и целые. Полупустое всё равно, что полуполное. Следовательно, пустое равно полному».

    Особое в ораторском мастерстве

    1. Цезура

    Цезура означает, что после некоторого высказывания дальнейшее произнесение речи задерживается. Существуют предшествующая и последующая цезуры. Оба вида цезур стимулируют напряжение и повышение эмоциональности речи.

    «Сделать паузу - означает только разъединить сцепление, а не выключить мотор» (Веллер). Но слово «пауза», собственно, является неправильным выражением. Пауза мертва и пуста, цезура полна жизни, деятельна.

    1) Последующая цезура

    Является разновидностью созидательной паузы после изложения длинной цепочки мыслей. Слушателю то и дело дается время для обдумывания сказанного. Смысл паузы также может заключаться в удовлетворении потребности в кратковременной «передышке». Важным словам дается возможность оказать воздействие. Слушателю нужно время для обдумывания.

    2) Предшествующая цезура

    Представляет своего рода задержку речи и в особой мере способствует созданию напряжения. Многие ораторы присоединяют к готовому предложению слово «и» — далее следует цезура — а уж затем приводят новый козырь. Неопытный оратор слишком редко применяет цезуру как средство воздействия, потому что ошибочно думает, что такая остановка разрушает связность речи.

    2. Переход

    Иногда оратор переходит от одной большой части речи к следующей, обращаясь к слушателям с личным замечанием.

    Например, «Возможно, теперь вы спросите, какое значение имеет для нас сегодня это изменение ситуации. Поэтому я хочу вам сказать мое мнение об этом…»

    Искусство плавного перехода требует большой тщательности и большой тренировки. Хороший переход - связующее звено между комплексами мыслей.

    Внезапный переход от веселого тона к серьезному является хорошим воздействия. Подумайте о том, что в большинстве случаев забавные высказывания, которые мы делаем, имеют серьезную подоплеку.

    Возможности повышения эмоционального накала в ходе ваше выступления предоставляют: предшествующая цезура, последующая цезура (позволяет оказывать продолженное воздействие высказывания путем подчеркивания смысла с помощью мимики и жестов), повышение темпа в предложении - замедление темпа, повышение громкости, ее снижение.