Мышление и воображение интересные факты. Интересные факты о мышлении

Вы тоже думаете, что можете управлять своим сознанием и что все время совершаете осознанный выбор? Если вы так считаете, то, пожалуй, автор книги «Не бери в голову» Крис Пэйли вас немного расстроит. Он рассказывает о 100 занимательных фактах о сознании, которые меняют наше представление о самих себе. Перед вами пять:

1. Самих себя мы можем понять, только ставя эксперименты на других людях

Эксперимент остается единственным из всех возможных методов, успешно объясняющих мир вокруг нас. Ученые бросают предметы, пропускают через них электрический ток, нагревают их, намагничивают и атакуют их элементарными частицами.

Наши умственные способности - не исключение из правил. Самонаблюдения недостаточно: ведь мы не можем сказать, почему и что мы делаем, размышляя над собственными мыслями. Мы даже не можем выяснить, почему мы думаем, что мы думаем, размышляя над собственными мыслями. И только эксперимент способен рассказать, почему мы такие, какие есть, почему мы думаем то, что думаем, и делаем то, что делаем.

Человек по природе своей экспериментатор, -

2. Имитация ― искренняя форма лести, а для официантки ― самый быстрый способ получить чаевые

Вам кажется, что вы знаете, почему даете официантке такие большие чаевые - может быть, тут дело в хорошем обслуживании, вкусной еде или в ее улыбке. Но в одном голландском эксперименте официантки, которые согласились повторять заказ за клиентом (произнося слова «гамбургер» и «жаркое» вместо простых «да» или «я поняла»), получали чаевые в три раза чаще, чем обычно. Более того, в среднем размер их чаевых был на 70% больше. Интересно, что большинство официанток этого не знали, и, когда их просили не подражать, они работали весь вечер, получая крохи по сравнению с тем, что могли бы получать.

3. Если вы думаете, что навсегда остались в одиночестве, вполне вероятно, так и будет

В попытках выяснить, каким образом перспектива одиночества влияет на желание людей помогать другим, ученые провели серию экспериментов. Они сообщили студентам, что создали тест, способный точно предсказать вероятность человека остаться в одиночестве. Студенты выполнили тест и получили обратную связь. В действительности, исходя из полученных данных, психологи не могли сделать никаких выводов о том, насколько испытуемые будут счастливы в личной жизни.

Ученые сообщили случайной выборке студентов, что их ответы показали перспективу создания долгого стабильного семейного союза и высокую вероятность, что они, скорее всего, всегда будут окружены заботой близких людей. Остальным сказали, что они представляют тип людей, которые останутся в одиночестве, и, хотя, возможно, у них в данный момент есть друзья, они могут жениться или выйти замуж, и даже не один раз, но эти отношения будут кратковременными, а с возрастом появится одиночество.

После этого теста психологи предложили студентам позаботиться о людях. В ходе одного эксперимента они сообщили, что собирают пожертвования на благотворительность, и оставили тестируемых наедине с ящиком для сбора средств. Т е участники, которым пророчили любовь в будущем, дали почти в четыре раза больше денег. В другом эксперименте студенты думали, что проходят следующий тест вроде бы на творческие способности, но когда экспериментатор отправился собирать результаты, то опрокинул на пол стаканчик с карандашами. Две трети тех, кто рассчитывал на близкие отношения в будущем, помогли ему собрать карандаши, а среди тех, кому пророчили одиночество, - только один из шести.

4. Если вы помните о чем-то, это не значит, что это происходило на самом деле

Элизабет Лофтус и ее коллеги одними из первых провели эксперимент, продемонстрировавший, как опасно порой полагаться на свою память. Исследователи показали добровольцам ролик с дорожной аварией, после чего спросили одних участников: «Как быстро двигались автомобили, когда разбились вдребезги друг о друга?» Других они спросили о скорости, когда автомобили «врезались», «стукнулись», «соприкоснулись» или «ударились». Участники, которые слышали вопрос с глаголом «разбились», отметили более высокую скорость.

Все часто не так, как мы себе представляем -

Неделей позже экспериментаторы снова встретились с волонтерами и задали им новые вопросы о том, что они помнят об аварии. В частности, были ли там разбитые стекла? Волонтеры, у которых ранее спрашивали о скорости движения автомобилей, когда те «разбились» друг о друга, ошибочно вспоминали о разбитых стеклах после аварии в два раза чаще. Единственное вполне безобидное слово изменило воспоминания людей, а затем их память смонтировала остальные детали аварии, чтобы восстановить последовательность.

5. Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся

Мы окружаем себя вещами, которые любим, или начинаем любить вещи, которые нас окружают? Патриоту посчастливилось жить в стране, которую он любит, или он любит эту страну, потому что живет в ней?

Однако выяснилось, что пристрастие большинства из нас к еде, приготовленной матерью, - это не везение и не странное проявление генетики. Постоянное употребление чего-либо заставляет нас любить это все больше и больше. В одном из первых экспериментов, которые продемонстрировали это явление, Роберт Зайонц просил людей читать вслух список бессмысленных слов (например, «иктитаф», «диликли» и «чивадра»), сообщив им, что это турецкие прилагательные. После этого он спрашивал участников, какое, по их мнению, слово означает по-турецки что-то хорошее, а какое - что- то плохое. Некоторые из этих слов в списке встречались чаще, и чем чаще они встречались, тем чаще испытуемые считали, что эти слова означают что-то хорошее.

Уже несколько лет я занимаюсь изучением памяти и мышления. Это очень увлекательное и познавательное занятие. Порой всплывают такие факты, которые никогда бы раньше не заметил. Мы постоянно говорим о том, что думаем, но умалчиваем о процессе мышления.

Предлагаю вашему вниманию 6 очень интересных фактов о процессах мышления , на которые мало кто обращает внимание. Они приоткроют вам двери в мир вашего мышления и помогут понять многие вещи. Также из статьи станет понятно, почему в своем я настаиваю именно на определенном методе обучения, который противоречит большинству методик.

Сразу скажу, статья получилось немного «тяжелая» для восприятия, но я постарался писать как можно проще, чтобы всем было понятно.

1. Наше мышление активно всегда и везде.
Вы, наверное, не обращали внимание, но мы думаем почти всегда. Это факт. Некоторые ученые полагают, что наш мозг активен даже в то время, пока мы спим. Активность во время сна связана с несколько иной активностью, нежели во время бодрствования. В то время, пока мы спим, мозг обрабатывает и систематизирует всю полученную за день информацию. Это помогает нам после пробуждения лучше обрабатывать вчерашние данные. Поэтому и говорят «утро вечера мудренее».

Замечали ли вы, что бы вы не делали, ваше мышление постоянно вырабатывает мысли. Это может быть разговор с самим собой, генерация новых идей и другие свойственные процессы. Даже пока вы читаете эту статью, у вас невольно рождаются новые мысли, которые потом могут перерасти во «внутреннее обсуждение».

Отсюда следует вывод, что наше мышление не может не работать. Но не стоит думать, что абсолютно вся мозговая деятельность полезна. Американский исследователь Дэвид ди Салво полагает, что от 30% до 50% мозговой деятельности уходит на «витание в облаках». Но даже в этом случае мы можем извлечь выгоду: обработать часть информации и решить некоторые проблемы.

2. Мышление подстраивается под род вашего занятия.
В то время, пока мы делаем основную работу, мозг активирует весь свой потенциал. Если вы занимаетесь бухгалтерской деятельностью, ваш мозг активирует участок, располагающий «мощностью» для обработки цифр. Если вы читаете книгу, активируется участок мозга, ответственный за воображение.

То же самое происходит и при «спокойных» занятиях, например, медитации или молитвы. В этом случае мозг расслабляется и обрабатывает информацию пассивно, сохраняя ресурсы для более активных занятий.

В случае же с экстремальными занятиями, как например, прыжок с парашютом или поездка на американских горках, мозг чувствует опасность и подает сигнал о необходимости как можно скорее выработать адреналин. После этого в течение нескольких секунд в кровь поступает огромное количество адреналина, который активизирует как умственную активность , так и физическую. Это позволяет быстро и легко преодолеть сложную ситуацию.

Все процессы, связанные с перестройкой под род деятельности, происходят моментально. Но одновременная работа под всеми типами деятельности невозможна. Например, вы не сможете начать считать, будучи в небе с парашютом. Вам также будет тяжело сосредоточиться над медитацией после целого дня работы с цифрами. Наверняка вы обращали внимание, как тяжело уснуть после бурной мозговой деятельности .

Именно поэтому я советую уделять изучению языка всего 4,5 часа в неделю, но с полным погружением, не отвлекаясь на посторонние занятия.

Обратите внимание, что активность вашего мышления никак не связана с предрасположенностью к инженерным или гуманитарным наукам. Ваш мозг осилит оба направления без особого труда. В я уже обращал на это особое внимание.

3. Большинство наших мыслей – это путь в никуда.
В некоторых ситуациях наше мышление способно нас удивить. Но бывало ли у вас когда-нибудь такое, что вы не помните, о чем думали в течение определенного времени? Например, при прослушивании музыки во время прогулки. Удивительно, да? Думать обо всем и ни о чем одновременно. Во время любого занятия ваш мозг проявляет активность – одна мысль притягивает другую. Но вы начинаете это осознавать только тогда, когда ваши мысли перемешались и найти начало уже невозможно.

Во время прогулки, слушая музыку, попробуйте спросить себя о чем-то важном. Вы начнете искать ответ на свой вопрос, анализировать, но в конце концов поймаете себя на мысли, что ответ так и не найден, а думаете вы уже совершенно не о том.

Все дело в том, что у мышления есть и другие цели, помимо анализа важной информации. Оно способно как занять вас на долгие часы, так и отвлечь от повседневных задач. Но будьте аккуратны, бесполезная работа мозга может поглотить ваше внимание на долгие часы и переключиться на серьезную работу будет очень сложно. Это состояние принято расценивать как «залипание» и часто расценивается как лень. Это же состояние иногда приводит к депрессии.

4. Активное мышление может вызывать привыкание.
Если вы когда-нибудь сталкивались с трудоголиками, вы понимаете, о чем я говорю. Трудоголики способны работать день и ночь напролет. Их мозг занят работой постоянно. Вообще, трудоголизм – это самая настоящая болезнь. Часто люди прячутся за работой из-за многих психологических проблем, тем самым заменяя переживания работой. Если у трудоголика действительно имеются какие-то психологические проблемы, то стоит ему только остановит свое активное мышление , он сразу погрузится в тяжелую депрессию.

Так почему же активное мышление вызывает привыкание? Все дело в том, что мозг «забывает», что такое отдых. После долгого периода активности ему будет крайне сложно погрузиться в состояние отдыха. Вспомните себя, когда вы «загораетесь» какой-нибудь идеей, а потом ложитесь спать. В таком состоянии очень трудно уснуть, потому что активное мышление в самом разгаре. А ведь отдыхать тоже нужно уметь. Не зря на отдых человеку отводится целая ночь.

5. Мышление часто переключается с мысли на предметы ради собственной безопасности.
Бывало ли у вас такое, что во время бурной работы над чем-нибудь, ваше мышление резко переключается на нечто несвязанное с текущей работой? Например, на размышление о предстоящей поездке. Или о том, что будете покупать к выходным для празднования дня рождения.

Мозгу как и вашему вниманию необходим кратковременный отдых. Это нормально. Хотя некоторые расценивают такое поведение мозга как аномалию, которая говорит, что необходим срочный отдых.

Активное мышление – хорошо. Временная пассивность мозга – тоже хорошо. Главное, чтобы всего было в меру. Тогда ваш мозг будет уметь и размышлять, и отдыхать.

6. Качество мышления поддается тренировке.
Чтобы это доказать, попробуйте сыграть в шахматы с разными соперниками. Одного из них вы сможете обыграть без особых усилий, а второго не обыграете никогда. Это и есть натренированные люди. Сильные соперники не родились таковыми, они просто натренировали свое логическое мышление .

Тренировке поддается абсолютно любой аспект мышления – скорость чтения, скорость письма, скорость арифметических операций, качество логического мышления и т.д. Это еще раз подтверждает тот факт, что ваше мышление не зависит от склада ума – инженерное или гуманитарное. Вы , было бы желание.

Итог.
Помните, не мышление управляет вами, а вы мышлением. Это управление должно стать привычкой, тогда вы сможете проживать насыщенную реальную жизнь. Ваши действия, ваше мировосприятие, ваше здоровье – это все результат вашей мозговой активности. Только он определяет, как вы будете относиться к тому или иному действию.

Пятнадцать лет назад произошла революция в психологии, которая изменила наше представление о разуме. Когнитивная революция вдохновила психологов воспринимать мозг, как часть органического компьютера, а не как чёрный ящик, который никогда не будет раскрыт.

Эта метафора побудила психологов исследовать центральное программное обеспечение как наши повседневные функции, открывая таким образом завесу тайны о том, как устроен мыслительный процесс, обучение, запоминание, и речевой аппарат.

Ниже представлены 10 классических когнитивных исследований в сфере психологии, которые помогли лучше понять, как устроен процесс мышления.

1. Как мыслят эксперты

Без специалистов, которые повлияли на ход истории, человеческий род прекратил бы своё существование. Но как на счёт того, каким образом эксперты мыслят для достижения потрясающих результатов?

Ответ в том, как эксперты, в отличии от новичков, относятся к проблемам. Вот что Chi et al. (1981) открыли для себя, когда сравнивали что думают о проблемах физики эксперты в отличии от новичков.

Новички, как правило, застревают на том, что думают о поверхностных деталях проблемы, в то время как эксперты видят основную ее причину. Абстрактный подход к проблеме делает экспертов успешнее.

2. Кратковременная память длиться 10-15 секунд

Кратковременная память на самом деле намного короче, чем многие думают. Она длится всего 10-15 секунд.

Мы знаем это благодаря исследованию классической когнитивной психологии Ллойда и Маргета Петерсонов (Peterson & Peterson, 1959), учасники которого пытались запомнить и воспроизвести строку из трёхбуквенных выражений, например FZX. Во время испытания через 3 секунды они могли вспомнить только 80% информации, а через 18 секунд - всего 10%.

3. Не логично

Люди находят формальную логику чрезвычайно трудной и это нормально.

Вот быстрый тест для вас; не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:

“Вам показывают четыре карточки, разложенные на столе, каждая из которых пронумерована на одной стороне, а обратная сторона цветная. На видимой стороне двух первых карточек показывают 3 и 8, двух других - красный и коричневый. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная? ”

Правильным ответом является переворачивание двух (и только двух) карт: с числом 8 и с коричневой рубашкой. Даже услышав ответ и объяснение этой задачи Уэйсона, большинство людей не верят в его правдивость. Если же вы решили эту задачу правильно, вы относитесь к меньшинству, а именно к 10% (Wason, 1968).

Наш мозг не воспринимает данный вид формальной логики.


4. Способность правильно преподносить

То, каким образом вы преподносите проблему, имеет огромное влияние на восприятие её окружающими. Люди не любят рисковать настолько, что даже намёк на опасность способен заставить их бежать со всех ног.

Участникам одного опроса, проведённого Канеманом и Тверским (1981), предложили представить 600 смертельно больных людей. Болезнь подвергалась лечению, но это рискованно. Если вы решили использовать лечение, вот шансы: «33% - шансы на спасение всех 600 больных, 66% - вероятность летального исхода» Услышав это, 72% людей ответили, что это хорошая ставка.

Затем была предоставлена иная фомулировка:

«33% - шансы, что больные не умрут, 66% - вероятность, что все умрут» …количество опрошенных, которые стали бы рисковать по такой статистике, уменьшилось до 22%!

Уникальность этого исследования в том, что обе формулировки имеют идентичную смысловую нагрузку. Всё дело в подаче информации, которая всё в корне меняет. Способ нашего мышления кардинально влияет на решение проблем.

5. Внимательность, как прожектор

В действительности у нас есть два вида зрения – реальное и виртуальное.

Наши реальные глаза вращаются в глазных орбитах, а виртуальные осматриваются вокруг поля зрения, выбирая объект фокусировки внимания. Люди постоянно используют виртуальное зрение: например, когда рассматривают друг друга, используя периферийное зрение. Нет надобности смотреть привлекательному человеку прямо в глаза, достаточно окинуть его взглядом искоса.

Психологи называют это "прожектор внимания" и исследование фактически измерило это движение. Это означает, что мы можем замечать вещи за долю секунды до того, как наши глаза фокусируются на чём-то одном.

6. Эффект "коктейльной вечеринки"

Не только зрение позволяет сосредоточиться, слух также тонко устроен.

Так, если вы находитесь на шумной вечеринке, можете абстрагироваться от всех голосов, кроме голоса вашего собеседника. Или же вы можете подслушать разговор стоящих позади.

Прекрасная демонстрация этого факта была изложена в 1950 году Cherry (1953). Он сделал открытие, что люди могут различать разные голоса при чтении двух разных сообщений.

7. Где утка?

Если взять игрушечную утку и показать 12-тимесячному младенцу, а затем положить руки под подушку и оставить её там, ребёнок не заметит пропажи и будет по-прежнему смотреть на ваши руки, и с очень маленькой вероятностью заглянет под подушку. Это объясняется тем, что в этом возрасте вещи, которые ребёнок не видит, он воспринимает как несуществующие.

Как сказал известный детский психолог Жан Пиаже:

“Окружающий мир представляется ребёнку совокупностью картинок, возникающих из небытия в момент действия, и уходят в небытие по его окончанию”.

И, наконец, только спустя шесть месяцев ребёнок заглядывает под подушку; он осознаёт, что вещи, которые не находятся в поле зрения, могут продолжать своё существование. И это лишь малая толика чудес, касающаяся развития детей.

8. McGurk эффект

Мозг объединяет информацию из всех наших органов чувств. На этой информации основывается весь наш жизненный опыт. Этот факт блестяще доказан опытом МакГарка (McGurk & MacDonald, 1976).

Просмотрите нижеприведённый ролик BBC, чтобы увидеть эффект а полной мере. Вы не сможете поверить в это, пока не увидите самостоятельно. Ощущения действительно странные:

9. Внушение ложных воспоминаний

Иногда в наших мыслях возникают воспоминания, которые находились где-то в глубине нашей памяти и были, как нам казалось, забыты или трансформированы.

Одно из наиболее разительных исследований Элизабет Лофтус продемонстрировало, что воспоминания могут быть изменены, их даже можно внушать спустя какое-то время.

В её исследовании внушали детское воспоминание “однажды вы потерялись в торговом центре” в память некоторых людей, несмотря на то, что члены их семей утверждают ложность такого воспоминания. 50% участников исследования поддались внушению

10. Почему некомпетентные люди не знают о своей некомпетентности

В сознании находятся все виды когнитивных предубеждений.

David Dunning и Justin Kruger выяснили, что наиболее невежественные люди наименее осведомлены в своём невежестве. С другой стороны, по той же шкале, наиболее компетентные лучше всех знают свои недостатки. опубликовано econet.ru

Перевод Анна Сущенко

Невероятные факты

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире.

Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека , и даже могут предсказывать наше поведение, исходя из некоторых правил, многое еще остается непознанным.

Знали ли вы, насколько ошибочны ваши воспоминания, как долго формируются ваши привычки или количество друзей, которое вы можете приобрести?

Вот эти и другие психологические факты, которые помогут вам лучше узнать самого себя.


Психологические процессы человека

1. Вы страдаете от "слепоты невнимания"

Если вы ничего не слышали об эксперименте "невидимая горилла" , посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках (посмотрите видео до того, как читать текст дальше).

Это пример того, что называют "слепотой невнимания ". Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально "под носом", если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).


© Ivanko_Brnjakovic / Getty Images

Существует правило "магического числа 7 плюс минус 2" , согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно . И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.

Так например телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.


© GeniusKp / Getty Images

Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.

Это происходит из-за эффекта, называемого "хромостереопсис", который приводит к тому, что некоторые цвета "выступают", а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз .

Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.


© DaliusBaranauskas / Getty Images

Согласно исследованию Кембриджского университета, "нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах".

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом . Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).


© GlobalStock / Getty Images

Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.

Психологические особенности человека


© SementsovaLesia / Getty Images

Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.


© Kichigin

Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.


© JanPietruszka / Getty Images

Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.

Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно . Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день или два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.


© mihaperosa / Getty Images

Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные.

Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)


© David Pereiras

Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется "фундаментальная ошибка атрибуции " – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами ("у меня не было выбора", "мне не повезло"). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.


© Vera_Petrunina / Getty Images Pro

Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили "число Данбара" – то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.


© cokacoka / Getty Images

Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: "Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?".

Еда, секс и опасность – это все, о чем он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.


© Igor Sirbu / DAPA Images

Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть "мысленная модель" чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad.

Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.


© 06photo / Getty Images

Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор .

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.


© Chalabala / Getty Images Pro

Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными .

Мозг и психика


© eternalcreative / Getty Images Pro

Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными , и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.


© quickshooting / Getty Images

Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете , так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.


© bennymarty / Getty Images Pro

Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу . Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.


© Meinzahn / Getty Images

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии "воспоминания- вспышки ", и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания .


© DanilNevsky

Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.

Наверняка, вы часто слышали совет "хорошо выспаться" перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.