Можно ли задавать домашнее задание на выходные. «Не задано!» Можно ли успешно учиться и учить без домашнего задания? Будут ли домашние задания в школах

Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и воспитательную цели. Еще Кант говорил, что занятия в школе могут только «вдолбить все прави­ла, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домаш­ний самостоятельный труд». Как же быть? Как, учитывая интересы и пожелания школьников, сделать правильный выбор, чтобы дети были здоровы физически и умственно развиты? Где та грань и тот баланс, которые нужно учитывать, задавая домашнее задание? И нужно ли оно вовсе?

Против

Недавно появилась информация, что вВеликобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сихпор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей.Так, детям отсеми до одиннадцати лет приходилось выделять на выполнение уроков как минимум полчаса в день. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи.Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.

Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников (Федерация родителей FCPE). И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ итак запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же – выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.

Председатель FCPE Жан-Жак Азан пояснил инициативу так: «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома. Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям».

В свою очередь член организации Afev Кристов Парис отметил, что домашняя работа «может привести к вспышкам насилия или напряжению между родителями и детьми».

Организация французских учителей Icem поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.

Солидарен с французами и норвежский детский врач Фредриксен , он заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание - это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей. Это так глупо, это даже просто больно. Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

За

Однако и в Великобритании, и во Франции, и в Норвегии, и у нас, в России, существуют сторонники домашнего задания.Например, в Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.

По поводу нового педагогического приема в английских школах негативно высказалась выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших школьников Ольга Узорова : «Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет».

Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов.Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Любое домашнее задание, если школьник выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Еще Чарлз Дарвин говорил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

Золотая середина

Конечно, проблема домашней работы ненова. В спорах на эту тему скрещивали шпаги учителя и сто, и более лет назад. И всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий. Однако как среди учителей, так и среди родителей,есть такие, которые ищут реальную альтернативу, новое решение старой проблемы. Все они убеждены в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.

Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, тоесли и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «Зачем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.

Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), забывает о том, что у школьников помимо этого предмета есть и другие и все преподаватели задают на дом. Однако не следует забывать о нормах СанПиНов,которые предусмотрены для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности». Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах - два часа, в 6–8-х классах - 2,5 часа, в 9–11-х классах - до 3,5 часа.

ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

Ефим Рачевский , директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

Что можно сделать уже сейчас? Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель - математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому - задачи сложные. Даются эти 50 задач не на один день, а на неделю, чтобы можно было распределить время. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям.

Александр Чермошенцев, директор московской школы №1981:

Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим имеет смысл ввести профильную систему, когда по основным, то есть профильным, предметам будет задаваться задание, а по дополнительным - нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно.

Игорь Шапошников, учитель математики:

Моя трактовка по данной теме такова: проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. И еще, наряду с общими для всех учащихся я, например, нередко даю индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, я даю задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Конечно, выполнение домашней работы не может всегда доставлять удовольствие, нужно учить формулы, даты и определения, доказательства теорем… Однако при подготовке к уроку учителю необходимо продумать и домашнее задание. Конечно, оно во многом зависит от хода урока, и все же задавать домашнюю работу созвонком не следует. Ученик должен понимать, для чего и как он должен выполнить задание. Ведь продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Необходимо, чтобы школьник, выполняя работу, почувствовал вкус лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не робот, обязанный выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Домашнее задание - не всегда именно то, чем любят заниматься учащиеся после школы. Ведь иногда на выполнение этого задания приходится тратить много часов внеурочного времени тогда, когда можно было бы отдыхать и веселиться. Интересно, а сколько именно часов посвящают выполнению домашнего задания учащиеся в разных странах?

Согласно информации, поступившей от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 американские подростки уделяли домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. Эта цифра меньше для всех учащихся из стран, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.), - около 4,9 часов в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. Учащихся из России можно похвалить за усердие – наши дети выполняют задания на дом 10 часов в неделю. А школьники в Шанхае и того больше – целых 14 часов.

Специалисты из ОЭСР также отметили, что подростки из благополучных, как правило, уделяют учёбе дома больше времени, чем из сверстники из неблагополучных семей. В связи с этим, возник вопрос: «Не способствует ли само наличие домашнего задания усилению расслоения между семьями с разным уровнем достатка?» Исследователи считают, что этому вопросу должно уделяться больше внимания:

Домашнее задание - неотъемлемая часть образовательного процесса, при этом школы и педагоги должны искать новые, более эффективные способы мотивации учащихся из неблагополучных семей на самостоятельные занятия дома.

Исследователи также попытались выяснить, какое значение задания на дом в целом имеет для образовательного процесса. Как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным , о которой мы уже писали, то мы увидим, что такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Таким образом, залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.

Россия . Вместе с тем, согласно исследованиям, школьники из России много занимаются самостоятельно, ответственно подходят к выполнению домашнего задания. Можно ли говорить о наличии прямой связи между домашними заданиями и эффективностью обучения в нашей стране?

Психолог, коуч и мама троих детей на домашнем обучении Ольга Юрковская пишет статьи и книги, ведет вебинары, тренинги и курсы для ответственных родителей. Публикуем отрывок из книги Ольги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Почему я не отдаю своих детей в школу

Мне часто приходится сталкиваться с удивлением по поводу того, что я не отдаю своих детей в школу. У меня же вызывает недоумение, почему вроде бы неглупые, образованные городские жители, достигшие карьерных высот и обеспеченные материально, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему. Я понимаю, что школьное обучение в дореволюционные времена в условиях деревенской жизни было действительно
прогрессивным явлением. Тогда учитель занимал более высокое общественное положение, был более развит и материально обеспечен, чем родители крестьянских детей, педагог пользовался всеобщим уважением. Однако дворянские семьи не отдавали своих детей в земские школы, организуя обучение на дому. Давайте мы, современные городские жители, честно попробуем сегодня ответить на вопрос: нужна ли школа ребенку? Или она нужна его родителям?

Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс.

Признаем, что работающим мамам и папам очень удобно и комфортно сдать свое чадо в «камеру хранения» на целый день под минимальный присмотр, утешая себя тем, что так делают все. Особенное недоумение вызывает позиция некоторых неработающих мам с обеспеченным мужем. Собственные дети настолько напрягают, что их отдают даже в продленку. Складывается впечатление, что рождение ребенка - всего лишь способ обеспечить себя материально. Кажется, при возможности сдать свое потомство в интернат, не теряя репутации, многие так и поступили бы.

Что касается детей… Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс. Дети стремятся в школу, чтобы пообщаться или поиграть с друзьями-одноклассниками, но не ради сидения на уроках. Если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, он и вовсе ходить туда не захочет. Переложить ответственность за ребенка на школу - это порочный путь!

Итак, я не люблю современную бесплатную школу. Почему? Да хотя бы потому, что не встречала людей, довольных предлагаемым государством образованием даже среди фанатов школьного обучения. Когда мы были школьниками, программа и методика преподавания всех более или менее устраивали. Сегодня к ним - шквал претензий. Но при этом пойти против системы людям все равно очень сложно. «Как ты на это решилась?» - первый вопрос, который задают новые знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования

Вероятно, помог мой опыт. Сейчас, задним числом, я понимаю, что мне очень повезло, хотя в тот момент сомнения были. C третьего класса я и несколько моих друзей занимались шахматами. У нас был хороший тренер. Он набирал себе группу из тех, кто уже показал результат. Чтобы мы смогли заниматься шахматами на более высоком уровне, родителям предложили перевести нас учиться в Республиканское училище олимпийского резерва. Большинство родителей отказались, считая, что никакой учебы в этом училище не может быть по определению. Мои же против не были, и с шестого класса я фактически училась по системе очно-заочного обучения. Сейчас в Республике Беларусь это называется обучением по индивидуальному плану. В России принято название «индивидуальный учебный план» (ИУП). Необязательных предметов у нас не было: физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные дисциплины, но без домашних заданий, потому что у каждого было по одной-две тренировки в день, и мы постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики - сотни и даже тысячи детей - школу практически не посещали. Некоторые приезжали сдать изученные предметы буквально на три дня в четверти. Сдавали все задания, контрольные и снова уезжали на соревнования или сборы. Больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, появляясь там ради сдачи задолженностей, а не посещения текущих уроков. По такой схеме я училась с шестого класса вплоть до окончания школы.

К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырех основных вариантов:
1) ближайшая государственная школа;
2) престижная гимназия;
3) платная частная школа;
4) семейное обучение.

С учетом всего вышесказанного, первый вариант был практически сразу отброшен. В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования. В первый класс они обе не ходили, сдали экзамены экстерном и всю начальную школу занимались с репетитором. Полтора часа занятий в неделю обеспечили им хорошие оценки на контрольных.

Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%.

Затем был отвергнут третий вариант. Таких частных школ, которые не копировали бы привычную гимназию, я поблизости не нашла. За что я должна была бы платить, мне было непонятно. Поэтому на самом деле я выбирала между хорошей гимназией и обучением дома. Первый критерий - здоровье ребенка
Главный ущерб, который школа наносит практически каждому ребенку, - различные заболевания. Задумайтесь, когда чаще болеют дети-школьники: летом на свежем воздухе или во время учебного года?

Разные исследователи приходят к одному и тому же выводу: школа ухудшает здоровье детей. И эта проблема признается на уровне министерства здравоохранения. Чем старше школьники, тем меньше среди них здоровых. К окончанию школы количество здоровых детей падает в 3–4 раза. Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%. Множество выпускников жалуется на различные хронические заболевания и функциональные отклонения: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гастроэнтерологические, аллергические, эндокринные и нервно-психические патологии.
Я разговаривала с учителями и медработниками: с каждым годом ситуация ухудшается. У детей моих знакомых почти поголовно диагностированы гастриты и сколиозы. Проблема видна невооруженным глазом.

Почему так происходит? Дети на уроках сидят неподвижно, и это приветствуется. Мало того, что они находятся несколько часов в день в физиологически вредной позе, они еще пребывают в постоянном напряжении, причиной которого могут быть страх перед ответом у доски, конфликты с одноклассниками, шум на переменах, неполноценное питание. Школа ежедневно заставляет их испытывать серьезный стресс, спровоцированный именно тоталитарным, подавляющим аспектом системы. Часто на уроках идет не совместная работа, а борьба учителя с учениками.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми.

Система школьных оценок тоже направлена на усугубление этих стрессов. Плюс к этому школьникам добавляется нагрузка в виде домашних заданий. К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и домашние задания ежедневно девять часов, и теми,
кто занимается дома по два часа. Сравните двух детей (вариант несколько гипотетический, но от этого не менее показательный):

Хоумскулер много гуляет на свежем воздухе, ему не надо рано вставать, он высыпается, качественно питается, занимается фитнесом. Учебная нагрузка у него соответствует максимальной концентрации внимания.
Школьник встает в 6:30 утра, питается в школьной столовой, весь день находится в напряжении и шуме среди сотен детей. В начальной школе с продленкой или кружками его нагрузка длится с 8:00 до 18:00, а из спорта у него - только физкультура.
Будет ли второй ребенок более здоровым? Нет, конечно.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми. В то время как хоумскулеры (в большинстве своем) сохраняют бодрость вне зависимости от каникул и выходных! Ребенок на домашнем обучении следует своим физиологическим ритмам и много отдыхает,
чередуя нагрузку и подвижные игры. Например, у «совы» есть возможность позже вставать, чего лишены учащиеся в первую смену школьники. Таким образом, домашнее обучение избавляет ребенка от вредного влияния стрессов, страха, статических поз и сильного нервного напряжения. Кроме того, домашние дети правильнее питаются. Могут ли родители школьников быть на 100% уверены, что карманные деньги их отпрыски потратят на обед, а не на чипсы и газировку? Хоумскулерам такие соблазны, в основном, не свойственны, а значит, шансов выработать привычку к здоровому питанию и образу жизни у них больше. Избавленные от контактов с другими детьми в период эпидемий гриппа и ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче.

Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас.

В нашу пользу говорит тот факт, что после перевода на домашнее обучение часто болеющих детей, уже через несколько недель становится заметно уменьшение проблем со здоровьем. Хоумскулинг работает на здоровье ребенка! Напрашивается вывод, что самый главный плюс обучения дома - здоровье детей, причем как физическое, так и психологическое. Выбирая между обучением в школе и дома, родителям надо задуматься, что именно они получат в обмен на ухудшение здоровья своих детей. Неужели нельзя эту выгоду получить более безопасными для собственного чада способами?
Меня результаты сравнения школьного и домашнего обучения по критерию здоровья убедили, что ребенку дома будет существенно лучше. Это - одно очко в пользу семейного образования.

Второй критерий - знание школьных предметов Здесь выигрывала гимназия. Как заставить детей всерьез заниматься дома, не нанимая репетиторов, я не представляла. Однако услуги репетиторов по всем предметам - это не то, что доступно каждому (по тем или иным причинам). И все-таки я нашла приемлемое решение, о чем расскажу позже. А пока поставим очко в пользу школьного образования.

Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания.

Третий критерий - поступление в вуз . Аттестат у ребенка на семейном обучении будет точно такой же, как если бы он учился в школе. Репетиторов для подготовки к итоговому тестированию нанимают почти все родители - наймем и мы. Если планировать учебу в российском вузе, подойдет лицей или гимназия при этом учреждении. Они заранее тестируют детей по профильным дисциплинам, помогают выбрать направление и факультет для поступления. Таким образом, обучение более эффективное, а при поступлении в вуз у ребенка есть некоторые льготы. С другой стороны, если планировать поступление в иностранный университет, то у ребенка, находящегося на семейном обучении, будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например). Так что еще одно очко в пользу семейного образования.

Четвертый критерий - моя загруженность и душевное равновесие . Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас. Я индивидуальный предприниматель и все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня.
Ранние подъемы совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А если подумать о родительских собраниях с выслушиванием учительских претензий, о нервотрепке с невыполненными домашними заданиями,
«двойками» по поведению… Нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в случае домашнего обучения. Поэтому и здесь у меня получилось дополнительное очко в пользу семейного образования.

Хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее

Пятый критерий - эффективность обучения (относительно временных затрат). Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания. Преподаватели обычных школ ориентируются на слабых учеников: бесконечно повторяют и спрашивают одно и то же, поэтому время на уроках расходуется неэффективно. По сравнению с занятиями с репетитором, потери времени на уроках составляют около 90%, а время, употребляемое на изучение нового материала, не превышает 10%. Кроме того, часть времени тратится на организационные вопросы в классе. К тому же учитель подстраивается под самых медлительных и несообразительных детей.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребенок проводит на свежем воздухе. Высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги. Тратит много времени на кружки или увлечения.

Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы.

В определении эффективности обучения для меня важным фактором является возможность дополнительных занятий. Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Родителям и детям довольно часто приходится выбирать между школьной нагрузкой и любимыми увлечениями. Даже если это профессиональные танцевальные клубы, музыкальная или художественная школы. И даже тогда, когда у ребенка бесспорно есть талант. Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы. На семейной форме обучения такие проблемы абсолютно исключены. Поэтому - одно очко в пользу семейного образования.

Шестой критерий - общение с детьми& Для тех, кому больше нравится не общаться с ребенком и не заниматься с ним совместными делами, а наблюдать, как он внимает учителю, а потом сидит часами за домашними заданиями, этот пункт может стать минусом. Для меня это плюс: я не готова отказаться от своего авторитета и отдать собственных детей под влияние посторонних. Тем более что у меня есть вопросы к ценностям современных молодых учителей, а уровень их самореализации заставляет усомниться в полезности подаваемого ими личного примера. Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им разные интересные вещи. Именно поэтому я занимаюсь предпринимательской деятельностью и не выхожу работать по найму, хотя могла бы получать приличный стабильный доход. Я хочу проводить много времени с детьми. Так что - одно очко в пользу семейного образования!

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов.

Седьмой критерий - денежные затраты. Хорошее образование для меня - большая ценность, и я всегда готова за него платить. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на ширпотреб. И мне проще заплатить репетитору, чем заниматься таким неприятным делом, как стояние у ребенка над душой с домашними заданиями. Поэтому я изначально была готова выделять каждому ребенку 400–500 долларов в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле: одно занятие стоит 10–20 долларов.
Мои девочки (несмотря на разницу в возрасте) смогли заниматься вместе. В начальной школе им хватало полтора часа занятий один раз в неделю, чтобы научиться правильно оформлять свои работы или разобрать сложные вопросы. Остальной материал дети осваивали сами, по обычному учебнику, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов. Фактически они оказались равны сумме, сэкономленной на бензине для поездок в школу. В средней школе репетиторы обойдутся дороже: надо углубленно заниматься английским и математикой. Позже добавятся сложные предметы - физика и химия. Но в любом случае, вряд ли я сумею превысить бюджет обучения в частной школе.

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.