Когда у ребенка наладится терморегуляция. Терморегуляция у детей - вопросы перегрева и замерзания

Новорожденный сразу после его появления на свет попадает в пока еще чуждый для него мир, где все - совершенно не так, как в утробе матери. В этом мире нужно дышать, слышать, смотреть, принимать пищу. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воздух, окружающий младенца после родов, имеет гораздо меньшую, чем утроба матери, температуру. Именно этот контраст запускает механизмы терморегуляции, которые заложены в каждом из нас на генетическом уровне.

В течение двух-трех часов после родов температура тела младенца снижается до 35,5 - 35,8°С (происходит так называемая транзиторная гипотермия), затем она повышается приблизительно до 37°С. На протяжении нескольких первых недель жизни новорожденного, пока его механизмы терморегуляции не начали функционировать «в полную силу», наблюдается неустойчивость температуры тела - она меняется при кормлении, купании, пеленании, на прогулках.

Терморегуляция у новорожденных и у детей первых месяцев жизни несовершенна, они плохо регулируют свою температуру тела, то есть плохо приспосабливаются к температуре окружающей среды, поэтому легко охлаждаются и перегреваются. Это связано с тем, что кожа малышей тонкая и нежная, сосудистая сеть развита хорошо, но кровоток регулируется несовершенно, потовые железы слабо функционируют, а центры терморегуляции незрелы.

  • если окружающие условия становятся некомфортными (например, при мокрых пеленках), а температура окружающего воздуха ниже температуры тела ребенка (то есть практически всегда), организм младенца быстро теряет тепло. Это, в свою очередь, с очень высокой вероятностью приводит к переохлаждению
  • при повышении температуры окружающего воздуха организм новорожденного начинает хуже отдавать тепло, что может вызвать перегрев тела
  • у младенцев ограниченная способность охлаждаться при перегревании, и согреваться при охлаждении
  • малыши неспособны реагировать лихорадкой из-за незрелости системы терморегуляции
  • у новорожденных отсутствуют некоторые реакции при понижении температуры тела, например, невозможность «включать» холодовую дрожь. О замерзании ребенок может только сообщить криком или нескоординированными движениями.

Комфортная одежда для новрожденных

С учетом нестабильности терморегуляции детей в первые недели и месяцы их жизни необходимо с особой ответственностью подходить к их одеванию.

  • Одна из важнейших рекомендаций звучит следующим образом: все предметы одежды для новорожденного должны быть изготовлены только из натуральных материалов. Если это условие соблюдается, кожа младенца будет дышать, на ней не возникнет раздражений и опрелостей, при этом теплообмен с окружающей средой будет осуществляться наилучшим образом.
  • Трикотажные комбинезоны , распашонки, боди для малыша и другая детская одежда не должна стеснять движений ребенка.
  • Форма шапочек для новорожденного, надеваемых на прогулки, должна быть такой, чтобы минимизировать вероятность их сползания с головы малыша, при этом ушки младенца должны быть закрыты.
  • В домашних условиях - при температуре воздуха, составляющей примерно 20°С - наибольший комфорт будет обеспечен ребенку при надевании на него хлопковой трикотажной одежды, например комбинезон-слип.

Новорожденные особи млекопитающих разных видов (суслика, хомяка) неспособны к терморегуляторной выработке тепла сразу после рождения; интенсивность обменных процессов у них изменяется в зависимости от температуры так же, как у пойкилотермных животных. Лишь через несколько недель после появления на свет соответствующие эффекторные механизмы этих новорожденных начинают реагировать на температурные стимулы. У других видов включая человека, все терморегуляторные реакции (усиленный термогенез, вазомоторные реакции, выделение пота, поведенческие реакции) могут включаться сразу после рождения; это относится даже к недоношенным младенцам, вес которых при рождении составляет около 1000 г.

Терморегуляторные реакции возникают сразу, как только средняя температура кожи начинает снижаться. Внутренняя температура (ректальная), сохраняется постоянной. Следует отметить, что терморегуляторная теплопродукция и сужение сосудов у новорожденных возникают при более высокой кожной температуре, чем у взрослых.

У новорожденных детей, как правило, термогенез обеспечивается не за счет механизма дрожи, а другим путем, так что его можно обнаружить только с помощью специальных методов. Выработка тепла у младенцев может повышаться без участия механизма дрожи на 100-200% по сравнению с ее уровнем в условиях покоя. Только в случае предельного холодового стресса этот механизм термогенеза дополняется дрожью.

Малые размеры новорожденного ребенка неблагоприятны с точки зрения терморегуляции. Соотношение между поверхностью и объемом тела у доношенного новорожденного примерно в три раза превышает соответствующее соотношение у взрослого. Кроме того, поверхностный слой тела имеет небольшую толщину и изолирующая прослойка жира весьма тонка. В связи с этим даже при максимальном сужении сосудов у новорожденного перенос тепла из организма во внешнюю среду не может уменьшиться в такой степени, как у взрослого человека. Чтобы обойти такую проблему, организм должен увеличивать выработку тепла в случае доношенного новорожденного в 4-5 раз на единицу массы тела, а в случае недоношенного новорожденного (масса которого составляет 1000-1500 г ― до 10 раз.) Таким образом, если температурный баланс должен поддерживаться при минимальной интенсивности обменных процессов у новорожденного, то температура окружающей среды должна быть выше, т.е. составлять 32-34°С. Если эта температура ниже указанной границы, то для поддержания в организме температурного равновесия требуется терморегуляторная выработка тепла. Это означает, что нижняя граница термонейтральной зоны смещается в сторону более высокой температуры окружающей среды. Нижний предел регулируемого диапазона также смещается в направлении более высоких температур; для доношенного новорожденного этот предел составляет примерно 23°С. Однако в пределах ограниченного контролируемого диапазона температура тела у новорожденного регулируется так же точно,. как и у взрослого, поскольку пороговые температуры для реакции сужения сосудов и для термогенеза «подстроены» в соответствии с размерами тела. У очень маленьких недоношенных новорожденных младенцев терморегуляция неэффективна; до тех пор, пока они не прибавят достаточно в весе, их следует держать в термостатируемых боксах (инкубаторах).

Система терморегуляции у недоношенных детей крайне несовершенна: они быстро охлаждаются и также быстро перегреваются. Температура тела у них целиком зависит от температуры окружающего воздуха, и только создание индивидуального микроклимата позволяет поддерживать ее на нормальном уровне.

Охлаждение . Предрасположенность недоношенных детей к охлаждению объясняется следующим образом: плохое развитие подкожного жирового слоя и большая поверхность тела по отношению к собственному весу способствуют повышенной теплоотдаче. Наряду с этим у недоношенных детей отмечается пониженная продукция тепла, обусловленная недостаточностью окислительных процессов, малой активностью мышц и недостаточной калорийностью пищи, которую они получают в первые недели жизни.

Сочетание повышенной теплоотдачи с пониженной теплопродукцией предрасполагает недоношенных детей к охлаждению. Непосредственной же причиной охлаждения являются дефекты ухода.

Особенно быстро охлаждаются глубоко недоношенные дети. Достаточно распеленать такого ребенка при обычной комнатной температуре, как он уже через несколько минут станет холодным. Охлаждение заметно ухудшает состояние детей и часто способствует возникновению у них пневмонии. На этом фоне у глубоко недоношенных нередко появляются приступы асфиксии. Значительное охлаждение может явиться одной из причин склередемы.

Профилактике охлаждения и согреванию недоношенных детей должно придаваться самое серьезное внимание.

Перегревание . Излишнее согревание недоношенных детей довольно легко приводит к их перегреванию. Механизм перегревания обусловлен несовершенством терморегуляционного центра, недостаточной реакцией кожных сосудов на тепловой раздражитель и недоразвитие потовых желез.

Перегреванию подвержены все недоношенные дети, независимо от их веса при рождении, но особенно недоношенные с поражением центральной нервной системы. Склонность к перегреванию сохраняется на протяжении первых 4-5 месяцев жизни.

Перегревание сопровождается повышением температуры тела от небольшого субфебрилитета до развития высокой лихорадки (в пределах 39,5-40°). Зависимость между температурой внешней среды и перегреванием у недоношенного ребенка очень индивидуальна. На одну и ту же температуру окружающего воздуха дети одного и того же веса и возраста реагируют по-разному: у одних развивается гипертермия, у других сохраняется нормальная температура. Больше того, один и тот же недоношенный ребенок в разные дни и при разных состояниях может различно реагировать на одну и ту же температуру внешней среды.

Перегревание - это далеко не безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. Дети становятся более вялыми, хуже сосут, у них нередко учащается стул. У недоношенных с поражениями центральной нервной системы может появиться (или усилиться) судорожное состояние, у детей с геморрагическим синдромом - усилиться (или возобновиться) кровоточивость.

К профилактике перегревания следует относиться не менее серьезно, чем к профилактике охлаждения. Подробно о температурном режиме и тактике персонала при перегревании изложено в главе 5.

Температурная реакция при очагах инфекции . Отличительной чертой глубоко недоношенных является их неспособность давать повышение температуры тела в ответ на появление в их организме очагов инфекции. Различные тяжело протекающие заболевания, в том числе абсцедирующие пневмонии, остеомиелиты, перитониты, не говоря уже о более легкой патологии, не сопровождаются у таких детей температурной реакцией. Лишь изредка может отмечаться небольшой субфебрилитет в пределах 37,1-37,3°С.

Вместе с тем, как видно из предыдущего раздела, при перегревании у недоношенных детей температура тела может повышаться до 39-40° С. Это своеобразие температурной реакции может явиться причиной диагностических ошибок. Нормальная температура у глубоко недоношенного ребенка не исключает наличия очагов инфекции, высокая - почти всегда свидетельствует о его перегревании.

Недоношенные с весом при рождении около 2000 г реагируют на появление очагов инфекции как и доношенные дети.

Было бы весьма самонадеянным утверждать, будто младенец представляет собою обыкновенную уменьшенную копию взрослого человека, - это не так, причем не только в силу отсутствия у подобных крох умения ходить, говорить и т.п. Многие реакции организма у них значительно отличаются от того, что происходит у зрелых людей, - в силу несовершенства механизмов, влияющих на них; яркий тому пример - своеобразная терморегуляция у новорожденных.

Терморегуляция новорожденных сходна с аналогичным механизмом у остальных людей тем, что управляется особой структурой - гипоталамусом, расположившимся фактически в центре головного мозга. Этот орган получает должную информацию о температуре тела посредством нервных окончаний, а далее отдает нужным системам организма команды задействовать то или иное средство для повышения/понижения температурных значений. Однако в случае с младенцами данная система еще только проходит становление, и ее реакция не столь хорошо отработана, как у здоровых взрослых, к тому же, теплообмен с окружающей средой у первых осуществляется несколько иначе, нежели у последних.

Фактически любой специалист-медик наверняка скажет, что основными механизмами подобного теплообмена служат теплоотдача и теплопродукция, и, в частности, последняя у едва появившихся на свет крох разительно отличается от аналогичного процесса у зрелых людей. Она становится возможной за счет расщепления так называемого бурого жира, которые имеются только в детском организме (у взрослых наличествует иной тип липидных тканей - белые, образующие жировые прослойки и самостоятельно никоим образом не распадающиеся). Подобных клеток у доношенных младенцев в среднем порядка 3-8 процентов от общей массы (у недоношенных их бывает и меньше), и их распад для создания тепла активно стимулируется гормонами щитовидной железы. Уникальность такого процесса заключается в том, что он происходит при минимально возможных затратах энергии самим организмом (что чрезвычайно важно для новорожденного, ведь ему есть, на что еще тратить силы) и максимальной продуктивности.

Бурые жировые клетки начинают образовываться у еще не родившихся крох примерно на 26-й неделе гестационного срока и располагаются обычно между лопатками, около шеи и вокруг ряда внутренних органов, а единственная функция таких клеток - предохранение от переохлаждения.

По большому счету, по-настоящему теплообменные процессы у детворы достигают "взрослого" уровня лишь к младшему школьному возрасту, когда активную роль в них начинает играть нарастающая мышечная масса. В первые же годы существования на земле у ребят преобладает химическая терморегуляция; у новорожденных, в частности, весьма высок уровень метаболизма, из-за чего их тела подвержены быстрому перегреву, да и внутренняя температура тела у них и даже у младших дошкольников довольно высока. Необычайно интересен способ реакции младенческого организма на излишнее охлаждение: кроха начинает совершать хаотичные быстрые движения, цель которых - обеспечить ему возможность согреться.

Впрочем, ввиду ряда особенностей терморегуляции новорожденных, в условиях достаточного ухода за ними вероятность перегреться у них в разы выше, нежели риск переохлаждения, ввиду несовершенства другого механизма теплообмена - теплоотдачи. У взрослых "сбрасывание" лишнего тепла происходит через активную работу потовых желез и выделение ими жидкости (пота), а у младенцев данная система еще фактически не функционирует. Это - одна из причин нередкого, особенно в первые месяцы жизни маленького человека, явления, называемого физиологическим повышением температуры до +37,1-37,5 градусов (а то и до +38) - к примеру, из-за того, что кроха просто поспал под слишком теплым одеялом. Функцию избавления от избытка тепла у такого крохи берут на себя респираторные органы: ребенок начинает быстро и как бы "судорожно" дышать, выделяя теплые пары; такие процессы родителям и другим взрослым весьма важно отслеживать и не допускать развития из-за них проблем в детском организме.

Современные педиатры утверждают: определить, холодно ли младенцу, возможно, приложив руку к области чуть ниже его шеи (если там кожица теплая, значит, вышеупомянутой проблемы нет); а вот холодные конечности - отнюдь не показатель в этом плане, а очередные "бабушкины" россказни.

Механизму терморегуляции новорожденных (и ее составляющим - теплоотдаче и теплопродукции) предстоит пройти довольно долгий путь развития, который продолжится вплоть до школьного возраста, и чрезвычайно важно в этот период не навредить малышу излишним перегревом или переохлаждением.

Признаки перегрева ребенка

Терморегуляция

Вчера как обычно не могла уснуть полночи, зато нашла чудесную статью о терморегуляции маленьких детей. Мне, как неопытной маме, разъяснились некоторые вопросы, да и свекрови, думаю, надо будет дать почитать)))

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир - из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции - ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев.

Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких - активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления - насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда - родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются - «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше - влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей - дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями - они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается - оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время - это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник - напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена - стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения - из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. При первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.

Но как же на улице определить - не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки - это не признак замерзания. На самом деле все просто - положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий - вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный - наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки - кожа тела должна дышать, а руки и ноги - активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает - прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми - но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек - они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела - перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно - ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями - так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.