Как учить ребенка игре в шахматы. Как научить играть ребёнка в шахматы

«Противопоказаний» к шахматам нет ни для какого возраста из уже владеющих речью детей. Научить ребенка шахматам возможно и в 3 года. Родители, умеющие играть в шахматы, вполне могут сами проверить, по силам ли ребенку мудрая игра. Шпаргалочка подскажет, как 😉

С какого возраста играют в шахматы?

Для детей в возрасте 3 лет ребенка учить шахматам еще рановато: фигуры для него - обычные деревянные солдатики. И раскрывать перед ним глубину шахматной игры, объяснять ходы и их взаимосвязь, показывать, что это борьба, в которой он - полководец, не только принимающий почести при успехе, но и ответственный за неудачи, - пока не нужно. Этого не следует делать, пока мальчику не минет по меньшей мере б лет. Почему? Да потому, что для таких малышей в шахматной игре результат сражения заслоняет все остальное и оказывает слишком сильное эмоциональное воздействие. Выиграет у сына отец - для него это очень большое огорчение, обида, часто - слезы. А умышленное поражение тоже не приведет к хорошему.

Но уже в 6-7 лет ребенка можно начать обучать шахматам . Возможно, некоторые родители подумают: «А стоит ли. Ведь на самом пороге школы - дел учебных и без того хватит!» Да, шахматы явятся дополнительной нагрузкой, но такой, которая поможет ему лучше справляться со «школьной ношей». Ведь если маленький шахматист не умеет сосредоточить внимание, если он рассеян, неусидчив, то он будет всякий раз проигрывать именно из-за этих причин. Он сам будет стараться избавиться от таких своих недостатков и, поверьте, избавится! Выработанные качества мало-помалу укрепятся в нем настолько, что сделаются кормой не только за шахматной доской, но и за школьной партой или за домашним письменным столом.

Помимо того, шахматы воспитывают выдержку, стойкость, способность сохранять хладнокровие при опасности, умение логически размышлять. «Посредством шахмат я воспитал свой характер, - пишет гениальный русский шахматист Александр Алехин.- Шахматы прежде всего научат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки, совершенно так же, как и в жизни».

С чего начинать обучение?

Конечно, с правил игры: на первом уроке покажите, как ходят пешки и фигуры; на втором расскажите, что такое шах, мат, пат и что цель в игре - дать мат неприятельскому королю; на третьем - объясните рокировку, превращение пешки, взятие на проходе.

Учтите, что правила - наиболее сухая и скучная часть «шахматной науки». Поэтому оживляйте свою беседу и ведите ее как своеобразную игру - сопровождайте легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Например, объяснив ход пешки, поставьте себе белую, ему - черную. «А ну, кто скорее дойдет до последнего ряда?» Или: «Тут стоит мой слон. Поставь свою пешку так, чтобы ты мог его побить». Объяснили шах… «Вот мой король. А у тебя - тут ладья, здесь - слон, там - конь. Какой фигурой можешь ты объявить шах и как?» Думаем, подобные несложные задания маленький ученик будет выполнять с интересом и удовольствием.

На четвертом уроке покажите, как: дают мат одинокому королю король с ферзем и король с ладьей. На пятом - начинайте играть. В игре, особенно в первое время, подчеркивайте, что каждый ход должен делаться с какой-нибудь целью и что хвататься за первую попавшую на глаза фигуру, передвигать ее, а затем лишь смотреть - что получится, плохо и ведет к проигрышу. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать - чем, куда и для чего пойти, а только потом делать ход. У маленьких ребят поначалу следует искусственно замедлять темп игры и, разумеется, ни в коем случае не торопить их. После нескольких партий можно предложить легкие задачи и решать их совместно, помогая намеками, но так, чтобы сыну казалось, будто решил он вполне самостоятельно: на первых порах хорошо, чтобы он поверил в свою «шахматную силу».

Кроме того, стоит последить, чтобы победы в игре доставались не только старшему, чтобы маленький партнер не чувствовал себя в этой борьбе обреченным. Но не проигрывайте умышленно, а лучше давайте фору (то есть снимайте у себя перед началом партии ферзя, а то и больше). Доведите фору до такой, когда сами увидите, что чаша весов в игре колеблется. И так играйте, пока ваш ученин не начнет одерживать больше побед, чем вы. А тогда чуть уменьшите фору.

Не смейтесь при поражении малыша, не поддразнивайте его, не растравляйте болезненную рану… Наоборот! Убеждайте его, что проигрыш не так страшен, и каждый раз вскрывайте причину ошибки: «Вот тут ты поспешил…», «Если бы ты здесь подумал…» и т. п.

Первые занятия

Первоначальное знакомство с ней лучше всего проводить в три занятия:

  1. На первом дают запомнить названия фигур, как они ходят и бьют (кроме пешек);
  2. На втором - правила хода и превращения для пешек;
  3. На третьем - рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Конечно, если малыш уже наблюдал игру взрослых, он может усвоить все и побыстрей; и, конечно, каждое занятие надо заключать тренировкой и несложными задачами, а понятия о патовых и ничейных позициях дать в самом общем виде.

Если в ходе занятий ребенок потеряет интерес к шахматам, начнет фантазировать, предлагать изменить условия игры и т. п. - значит, игра ему не по силам, не по задаткам, а заинтересованность ею была чисто случайной. В любых случаях начинать занятия надо постараться не с одним малышом, а хотя бы с двумя, пусть разного возраста, чтобы новички могли тренироваться друг с другом.

Надо знать, что шахматные способности сами по себе не связаны с какими-либо специальными способностями или так называемой общей одаренностью; в частности, нет никакой связи между шахматными и математическими задатками. Ребенок может быть «средним» и даже «слабеньким» во всех прочих отношениях, а в шахматах оказаться сильным. Бывает, конечно, что общая и «шахматная» одаренность совпадают: многим известно, что М. Ботвинник - доктор технических наук, В. Смыслов и М. Тайманов - талантливые музыканты и т. д.

Однако меньше знают, что некоторые шахматные корифеи тщетно пытались окончить технический вуз, а другие получили высшее образование (что доступно человеку «средних» способностей а хорошего упорства) с трудом и с посредственными оценками. Известны даже случаи выдающегося шахматного мастерства при умственной отсталости. Шахматная одаренность выявляется в игре и только в ней.

Начинать играть в шахматы детям практически никогда не рано. Лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребенка.

15 01.2018

15. 01.2018

Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта «Семья и детство». Источником вдохновения для написания этой статьи стал мой ребёнок, на днях у меня спросивший, что такое шахматы. В ответ на сведения о том, что это непростая, но очень интересная и древняя игра из Индии, он попросил меня с ним сыграть.

Передо мной встал вопрос: как научить играть ребёнка в шахматы? Ведь это не подвижное соревнование, где успех определяется силой, а состязание умов и тактик. В итоге, мною были перелопачены несколько десятков специализированных сайтов и написан краткий гайд, как научить кроху шахматным премудростям с нуля.

Важно! Перед прочтением статьи посетите блог «Шахматы с Жориком» : благодаря приведённой там информации вы сможете обучить ребёнка азам игры за пару недель.

Правильное начало

Быстро научить кроху игре в шахматы можно только в случае, если она проявляет неподдельный интерес. Используйте сказки о защите родной земли от неприятеля, истории о волшебном короле, который при помощи своего сказочного войска побеждает зло.

После такой мотивации расскажите ребёнку о шахматной доске, об особенностях количества клеток, зачем они нужны и прочие занимательные факты. Если вы сомневаетесь в собственных знаниях, приобретите книгу или просто посмотрите объяснение сложного факта в интернете.

Выучите шахматные фигуры

Приступать к изучению шахматных фигур можно после того, как ребёнок изучит игровое поле и поймёт его принцип. Объясните, что каждая фигура оригинальна и обладает собственными возможностями – только после этого сын или дочка смогут играть в шахматы правильно.

Данный этап обучения важен, и спешка в данном случае бесполезна и вредна. Название каждой шахматной фигуры должно проговариваться вслух по нескольку раз. Ребёнку нужно запомнить местоположение ферзя, ладьи, слона, коня, короля, пешки.

Фигуры двигаются

Психология маленького ребёнка такова: он нуждается в определённых правилах и системе – непонятности могут его запутать. Объясните, что каждая фигура обладает уникальными особенности хода.

Как начать? Профессионалы на протяжении долгого времени спорят о том, с какой фигуры давать старт обучению: с пешки или короля. Большинство специалистов вначале объясняют возможности именно «маленького пехотинца».

Ход пешки кажется простым, но сама фигура непростая. Не забывайте способности пешки пройти одну и две клетки, если это первый ход – расскажите это ребёнку. Затем объясните, что пешка атакует наискось и никак более.

Важный момент в обучении – это рассказ о «волшебном» перевоплощении кажущейся незначительной фигуры. Если пешка доберётся до противоположного конца поля, то сможет превратиться в любую фигуру, кроме короля. Детям лучше это преподнести в виде истории на манер современной компьютерной «бродилки», где главный герой после преодоления препятствий в конце миссии может сам стать боссом.

Научили ребёнка управлять одной пешкой? Добавьте вторую, третью, четвёртую. В конце чадо управиться с восемью пешками, для него это целая армия, при помощи которой он победит противника. Но следите за малышом: просите его не отвлекаться на количество сбитых вражеских пешек, а ценить выгоду, которую приносит определённый ход.

От простого к сложному

Шахматные фигуры разнообразны и создают ребёнку небольшой магический мир. Особенности хода каждой нужно изучать последовательно. После просмотра специальной литературы мною было установлено, что лучше использовать правильный порядок: ладья, слон, королева (ферзь), конь. Это яркий пример принципа «от простого к сложному».

Ход туры (очередное название ладьи) понятен ребёнку – нет ничего легче прямого перемещения по вертикали и горизонтали. Диагональный ход слона чадо тоже понимает быстро. При объяснении передвижений ферзя стоит сказать, что эта сильная фигура совмещает в себе способности ладьи и слона. В конце обучения расскажите о короле – он не может становиться под удар и бить защищённую фигуру.

Как перемещаются «воины» по шахматной доске можно рассказать и показать при помощи видеокурсов, которых много на просторах интернета. Это наглядное пособие заинтересует ребёнка и поддержит мотивацию.

Шах и мат

Ребёнок готов к следующему уровню обучения шахматам. Время рассказать ему о понятиях «шах» и «мат». Объясните разницу между значениями: «шах» — это угроза королю, но от неё можно спастись, «мат» означает конец игры.

Было установлено, что первый мат малыш ставит двумя ладьями. После некоторого времени спросите у него, какую фигуру он считает самой сильной. Отвечая на вопрос, ребёнок будет сравнивать качественные характеристики каждого шахматного бойца.

О рокировке

Усвоение принципа рокировки тоже является частью обучения основам игры. Поясните ребёнку, что рокировка – это двойной ход, делающийся всего раз, во время которого король и ладья меняются местами. Цель – защитить венценосного правителя фигур. При объяснении вы так и можете сказать: ладья защищает драгоценного властелина.

Нюансы обучения

  • Вы учите ребёнка. Помните об этом. Никаких нудных нотаций, обучения, лекций – всё преподаётся в игровой форме, ведь шахматы – это игра.
  • Будьте спокойны. Сохраняйте уверенность и не кричите на ребёнка, если он недопонимает принципа и делает ошибки. Крик и злость убивают интерес к игре.
  • Используйте сказки. Шахматы – это древняя игра, появление которой окутано тайной. Объяснять возможности шахматных фигур можно при помощи сказочных и фантастических мотивов – это поддержит интерес обучения и превратит занятия в увлекательное путешествие.
  • Делайте перерывы. Не забывайте о детской психологии: ребёнок не может заниматься шахматами час или два подряд. Обязательно выделяйте время на отдых.

Шахматы разовьют мышление ребёнка, научат его усидчивости, вдумчивости, уважению противника.

Развивайте малыша, погрузите в сказочную атмосферу игры и проведите много незабываемых часов вместе. До свидания! До новых встреч!

И на последок видео на тему: «Как научить играть ребенка в шахматы»

Как привить ребенку интерес к шахматам

Вопрос от дедушки: Я сам люблю играть в шахматы. Хотелось бы, чтобы и мой шестилетний внук увлекся этой игрой и мы с ним сражались бы на поле битвы за шахматной доской. Как это сделать?

Ответ психолога: Замечательно, что дедушка хочет привлечь своего маленького внука к такой сложной игре, как шахматы. Кроме развития усидчивости, внимательности, умения управлять собственными эмоциями, шахматы развивают интеллект ребенка. Хочется думать, что дедушка заинтересован не только в приятном времяпровождении с внуком долгими зимними вечерами, но и думает о его развитии.

Правда, заинтересовать маленького ребенка в сложной интеллектуальной игре непросто, поэтому, дедушка, наберитесь терпения и пройдите несколько шагов, которые помогут вам решить вашу проблему.

Шаг 1: Заинтересовать ребенка игрой как таковой. Ваша цель – сделать так, чтобы внук захотел САМ играть вместе с вами. Для этого вам надо создать ситуацию, отвечающую потребностям дошкольника. Что нравится маленьким детям? Красочность, необычность, суета, веселая атмосфера игры. Соберите вместе ваших друзей-дедушек и устройте в присутствии внука шахматный турнир. Пусть ваши друзья подыграют вам и создадут необходимую атмосферу веселой суеты при игре в шахматы, чтобы ребенок захотел сам поучаствовать в ней.

Шаг 2: А теперь предложите малышу поиграть с вами, но подберите для него пока игру, доступную для его мышления, чтобы правила были им осознаны и приняты. Это могут быть шашки, пазлы, детское лото или детское домино. Играя в эти доступные игры, опять создайте атмосферу радости, привлеките для этого других детей или взрослых, чтобы они добавили шуток и приколов. Вы достигаете следующей цели – интеллектуальная игра увлечет ребенка тем, что играя в нее, он не будет привычно прыгать и бегать, а будет сидеть и думать – это пока новое для него и оно должно быть принято им.

Шаг 3: Организуйте правильный процесс игры, опираясь на природные потребности ребенка этого возраста в соревовании. Пусть будут особые правила, пусть будет борьба, победители и проигравшие. Победитель обязательно ваш внук, надо сделать так, чтобы он побеждал почаще и его все радостно поздравляли с победой. Проигравший – дедушка, надо сделать так, чтобы внук наблюдал ваше сожаление, огорчение, и чтобы был кто-то, кто бы посоветовал внуку пожалеть и поддержать проигравшего деда. Ваша цель – смотивировать ребенка на повторение ситуации эйфории при победе после напряженной интеллектуальной игры, чтобы он захотел это повторить еще и еще несколько раз.

Шаг 4: Теперь надо выработать у внука новый интерес, не только к эмоциональной составляющей игры, а еще и к потребности интеллектуального напряжения и мыслительной деятельности. Вот тот самый момент, когда вы можете легкие шашки заменить шахматами и объяснить внуку правили игры. Научите мальчика всему, что знаете сами, но так, чтобы он мог анализировать шахматные ходы во внутреннем плане действий (в уме), а похвалу давать за его понятливость и умение сосредотачиваться на анализе ходов. Теперь ваша цель – научить внука мыслить над каждым новым ходом шахматной фигуры, и своей, и чужой.

Шаг 5: Создайте ситуацию интриги, пусть ваш внук проиграет, но проиграет сильному сопернику – своему умному деду. Добавьте поддержку стороннего наблюдателя, который подзадорит малыша «А тебе слабо выиграть у деда в следующей игре?» Сделайте так, чтобы отложить игру на время, чтобы процесс ожидания своего реванша подстегнул мальчика на повторение игры. Пока ждете – проанализируйте с ним, какие ошибки он совершил при игре с вами, т.е. вы достигаете вашей новой цели – учите анализироть ребенка свои ошибки. Дополнительно – научите его проигрывать социально приемлемым способом…

Шаг 6: А теперь превратите шахматную игру в ритуал. Пусть будут особые правила, например, точное время игры, тишина или наоборот веселая публика и болельщики, добавьте еду и напитки, придумайте призы для победителей… и конечно, по вечерам сидя на диване, рассматривайте с внуком новые композиции и анализируйет его и ваши ходы, но это вне игры, потому что ваша цель – полностью погрузить ребенка в игру на уровне профессионала.

Шаг 7: Со временем вы начнете играть с внуком уже на равных, теперь и победа и поражения будут настоящие, но к этому моменту вы уже заинтересуете внука, выработаете у него потребность в игре, научите его думать, переживать радость победы, правильно вести себя при поражении, и ваша главная цель будет достигнута – внук сидит с вами за шахматной доской и одновременно развивает высокий интеллект!

................................................................................................................................................................

Скажите, если есть, что сказать! Спросите, если есть, что спросить! Мы обязательно ответим!

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре . Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  3. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  4. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  5. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  6. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
  7. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Видео: Как научить малыша играть в шахматы

В некотором царстве, в шахматном государстве

Обычно непосредственный интерес ребенка к шахматам, как правило, проявляется в тех семьях, где этой игрой увлечены взрослые или старшие братья и сестры. Но для первых занятий с малышами совсем не обязательно разбираться во всех шахматных тонкостях. Даже совсем не умеющая играть мама шаг за шагом может учиться вместе с ребенком.

Разнообразные шахматные фигурки похожи на игрушки, а в шахматных правилах таятся занимательные сюжеты, которые нужно только развить в сказочном направлении. Эти «детские» свойства взрослой игры активно используются педагогами и методистами. Множество сказочных эпизодов и игр содержит книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». Ладьи, ферзи и пешки общаются в них с Незнайкой, Дюймовочкой и другими любимыми детскими персонажами. Педагог советует начинать с игр, в которых шахматные фигурки используются не по своему прямому назначению. Например, разыграть «Колобка» или «Репку», раздав «роли» королю, ферзю, слону, коню, ладье и пешке.

С воображаемого путешествия в шахматное королевство начинает каждое занятие с трехлетками и руководитель шахматной школы «Александра» Наталья Костенюк: «Заиграла музыка, все зажмурились. Прилетели в сказочную страну. Кто в нашем царстве-государстве главный? Король. Мы его изучаем, рассматриваем, как он выглядит. Пешки – башенки крепостные, ладьи охраняют наше государство. Есть кони, боевые слоны. Про каждую фигурку рассказываем, этапы обучения превращаем в небольшие игры. «Король у нас старенький, как он ходит? Только на одну клеточку, прыгать он не может». Каждое занятие посвящено какой-то одной шахматной фигурке».

Черно-белое пространство

В других играх и упражнениях с шахматными фигурками ребенок осваивает элементарные математические понятия, учится сравнивать различные фигуры по величине, цвету и форме. И только потом можно переходить к непосредственному знакомству с шахматной доской. Черно-белую плоскость полезно изучать не только в «подлиннике», но и рисовать на листах бумаги или мелом на асфальте, складывать из кубиков контрастного цвета.

Регулярно занимаясь дома с родителями или на занятиях в группе, уже трехлетний ребенок в состоянии не только выучить все шахматные фигуры и их ходы, но и усвоить такие сложные понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ и даже запомнить шахматную нотацию с цифрами и латинскими буквами. «Конечно, малыши еще путают буквы, – продолжает Наталья Костенюк. – Например, мы любим играть в почту. Каждое поле имеет свой адрес на доске. Нужно доставить конвертик по адресу а8 или а2. Ребенок должен найти нужное поле на пересечении вертикалей и горизонталей – а это уже сложные понятия. Но есть подсказка – в искомом месте нарисована фигурка или буква, которую надо раскрасить. Дети четырех с половиной лет уже с увлечением соревнуются между собой, отгадывая, где какое поле, и даже решают задачки на мат в один ход. Ход фигуры закрепляют, рисуя на диаграммках своими значками. Малыши учатся взаимодействовать сразу с несколькими фигурками, которые они уже выучили. Допустим, на доске ладья и король. Дети самостоятельно решают, куда ладья должна пойти, чтобы напасть на короля, и как получается шах королю. Более старшие быстрее проходят материал и уже начинают разыгрывать партии.

Активные предметы для «шустрых» и «мямликов»

Главное в обучении – не заставлять детей зубрить шахматы, а увлекать их игрой, используя разнообразные приемы. Переключать внимание помогут стихи и сказки о шахматах (и напечатанные в книгах и журналах, и сочиняемые родителями вместе с детьми), рассматривание картинок, рисование, лепка и конструирование на шахматные темы и даже подвижные игры. Можно размахивать фигуркой, громко называя ее имя, или кидать-ловить мяч в ответ на правильный шахматный вопрос. Если занятие длится уже 15–20 минут и ребенок явно устал от шахмат, лучше переключить его на что-то другое. В предисловии к своей книге «Удивительные приключения в Шахматной стране» Игорь Сухин советует родителям изучать не более двух глав в неделю, занимаясь по 15–35 минут. В группах и студиях под руководством педагога, умело использующего разные дидактические задания и игры, маленькие дети могут заниматься около часа. Нерешительных детей родителям стоит подбадривать. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально «завянет» и откажется от дальнейших действий. Шустрым детям надо терпеливо разъяснять материал».

Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость, что необходимо в занятиях шахматами. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую.

Хорошо, когда дети, занимающиеся шахматами дома, играют не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В игре с равным соперником они учатся не только побеждать, но и с достоинством проигрывать. Конечно, первые проигрыши расстраивают детей. Чуткие объяснения амбициозным малышам о том, что в шахматах невозможно только выигрывать, помогут избежать и вам, и ему стрессовых ситуаций.

Правильный ход

Обучение дошкольников шахматам – процесс длительный и кропотливый. Зато эта наука – одно из лучших средств развить детское внимание, логическое мышление, память и воображение. Раннее приобщение к шахматам развивает мотивацию к учебе, ведь шахматы – это игра, учение и труд одновременно.

«Полтора года назад к нам привели невероятно гиперактивного трехлетнего малыша, – рассказывает Наталья Костенюк. – Сейчас ребенку четыре с половиной, все удивляются его феноменальной усидчивости. Мальчик уже уверенно играет, способен заниматься два часа. Конечно, он изменился не в одночасье. Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость. Очень важен индивидуальный подход. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую».

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М.: Детская литература, 1980. - Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М.: Новая школа, 1994. - Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М.: Поматур, 2000. - Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М.: Астрель, АСТ, 2000. - Ильин Е. В стране деревянных королей. М.: Малыш, 1982.

Роль шахмат в развитии детей очевидна. Наталья Костенюк убедилась в этом на своих дочерях. Обе прекрасно учились в школе. Старшая, Александра, стала профессиональной шахматисткой, чемпионкой мира. Младшая, Оксана, учится на факультете журналистики и обладает феноменальной памятью.

Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что шахматная игра – «замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль». Интерес к детским шахматам во всем мире с каждым годом закономерно повышается. И вполне возможно, что недалек тот день, когда полезный и такой интересный предмет – «Шахматы» – войдет в обязательную программу не только школ, но и детских садов.