Как принять правильное решение? Почему сложные решения рекомендуют принимать с холодной головой – сочинение Рекомендуют решать важные вопросы на холодную голову.

«Честь и бесчестие» . Направление, в основе которого лежат два абсолютно противоположных понятия. Ученик может рассуждать о сложном моральном выборе человека: оставаться верным своему голосу совести или же пойти путем бесчестия и предательства, лицемерия и лжи. Большое количество писателей в своих произведениях задавались данным вопросом: как поступит герой, предаст ли свои моральные идеалы или же решит послушать голос совести.

«Победа и поражение» . Направление, в котором выпускник может размышлять о победе и поражении, в одном случае, он может использовать какие-то отдельные исторические события, описанные в произведении, которые приводят героя/героев к победе или поражению, в другом случае о внутренней борьбе человека с самим собой, ее причинами и результатами. Многие классики нередко показывали в своих произведениях неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки» . В этом направления возможны рассуждения о ценности практического и духовного опыта отдельной личности, человечества в целом, а также о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда» . Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между людьми, их сообществами и даже целыми народами. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Где говорилось о необходимости тренировки силы правоты (что необходимо что бы донести мнение о чем-то до собеседника), здесь речь пойдет о тренировке собственного прицела (в плане «умения составлять мнение о каком либо явлении»). В управлении проектами, особенно в попытке достичь гибкости, когда вокруг все непонятно и не гибко, вполне себе правильная задача.

Здесь казалось бы для того что бы составить мнение о чем-то необходимо подходить к процессу с «холодной головой» («если уж и совершать глупость то по здравому размышлению»).

Однако, из той же предыдущей статьи можно узнать, что мозг обслуживает эмоции, правильно объясняя нам что мы тут только что решили. И в таком «холоднорассудочном процессе» как познание действительности все тоже происходит через эмоции, а вовсе не доводы разума.

Мы непрерывно генерируем определенный контекст восприятия действительности - бредем через сонмы возможностей и опасностей, а мозг при этом производит миллионы оценочных суждений, эти суждения произойдя только что в настоящем, через мгновение становятся частью задаваемого контекста. Который в свою очередь формирует наши желания, притязания, амбиции, цели наконец; и разум же в этом процессе, является надстройкой, которая включается в принятие решения лишь после того, как эмоция породила «длинный список вариантов» из условно бесконечного и совершив отсев лишних вариантов, предоставила возможность мозгу «поразбираться с коротким списком».

В нашей текущей жизни довольно много рационального (что не можешь измерить, тем не можешь и управлять). Часто весь этот «number crunching» застилает нам глаза, там где нужна адекватная обратная связь от клиента (в смысле ее надо воспринять, она обычно есть) мы ощущая кризисные явления вкладываемся в отчеты по эффективности (больше таких показателей, больше сяких… а если «квадратно-гнездовым») - в данном случае уже вся прогрессивная общественность признала финансовые показатели (что обычно составляет основу такого рода отчетов) показателями запаздывания, вещи «работающие на опережение» обычно качественны, эмоциональны и тонки.

Какие подстерегают ловушки в процессе формирования мнения о чем-то, «адекватной картины» мира, сигнала очищенного от шума и т.д. как не называйте, и как во всем этом уживаются эмоции и разум. Приведу лишь «несколько любимых» на которых сам накалывался не раз.

1. Ошибка игрока (gambler’s fallacy), кто играл обязательно попадался. Есть когнитивное искажение, что статистически не связанные события находятся все же на какой-то невидимой тугой струне и если к примеру, на рулетке, выпало черное, то уже после этого кажется, что теперь вероятность выпадения красного повышается, если еще раз выпало черное то кажется, что судьба благоволит красному еще больше, хотя на самом деле у теории вероятности нет этой тянущей струну силы, пытающейся уравновесить карму и холодная вероятность всегда 50 на 50 (в реальном казино не так поскольку есть зеро, но мы сейчас не об этом). Аналогичные тенденции происходят в деловой и личное сфере на манер «не может все время везти и не может все время не везти» (и надо сказать, что это правда). Тогда собственно в чем проблема? В эмоциональной, я бы даже сказал «кармовой» накачке ситуации. Нам не везло три раза - на четвертый «нам уже от судьбы полагается» можно тему прорабатывать чуть похуже. Нам везло три раза, сейчас точно не повезет - начинаем «тонкими сигналами» генерировать самосбывающееся пророчество.

2. С этим отчасти связана «ошибка атрибуции», у нас обычно в «нашей картине мира» нам - мешают внешние обстоятельства, другим - их внутренние психологические черты. Поэтому при объяснении ситуации, при анализе и формализации бизнес ситуаций появляется зловещий психологизм (Все плохое наследуется ребенком от другого родителя. Первый закон наследственности). Незаслуженно большое внимание к личностным чертам участников, незаслуженно маленькое внимание к побуждающим механизмам системы (сдержкам и противовесам и т.п.).

3. Проблема скрытых свидетельств (я первый раз встретил у Талеба, вполне вероятно, что автор не он) - абсолютизация, каких-то свойств, движущих тенденций людей и ситуаций. Попытка представления, каких-то черт и тем в качестве «философского камня» в погоне за успехом. Очень трудно искоренимо, вероятно на всем это держится популярный книжный жанр биографий. В карикатурном смысле, Стив Джобс носил черную водолазку - носим черные водолазки. Проблема в том, что миллионы граждан, которые не добились успеха, носили черные водолазки просто о них ничего не известно. Нет никакой волшебной таблетки, единственно правильной психологической черты, или стратегии поведения, которая приводит к успеху. Ничего не плохо или хорошо, само по себе, но все в зависимости от обстоятельств. То, что в одной ситуации является фоном, в другой может быть передним планом (сигнал и шум, меняются местами в зависимости от обстоятельств).

4. Еще одну забавную аберрацию сознания, можно прямо сейчас наблюдать на рынке недвижимости в России. Цены падают. На первичном рынке довольно быстро (однако из последних сил, застройщики пытаются не называть это падением цен, а маскировать какой-то чредой скидок и т.д.). Ну то есть попытка замаскировать устойчивый тренд, хотя силы у тренда и застройщиков явно неравны (и как в анекдоте времен СССР, про Рабиновича раздающего пустые листовки на Красной площади «а чего писать, когда все и так понятно»). Однако, как бы это не называлось - первичный рынок жилья реагирует и цены здесь «адекватно внешним условиям» падают (и будут вероятнее всего падать и дальше). Однако особенно забавно, ситуация выглядела при углублении кризисных явлений на вторичном рынке (и выглядит до сих пор). Вторичный рынок, «сломлен, но не побежден» - вплоть до явных проявлений неадекватности. Весь секрет в «волшебных пузырьках», а вернее в глубоко личном отношении к вещам, не связанным с их объективной ценностью (вторичный рынок продает, свое жилье, как бы «себе» и весь эмоциональный флер связанный с проживанием в квартире - здесь первый раз дочка поползла, здесь сына из армии встречали и т.д.). Ну то есть эмоциональный подход, подрывает возможности объективной оценки ситуации.

5. Другая ловушка, соблазн попасться в которую чрезвычайно высок. Возникает при планировании, в принципе на любом уровне - строите ли вы глобальную стратегию или просто пытаетесь оценить вероятность завершения проекта в тот или иной срок (секс барышни, от секса крестьянки отличается только качеством простыней). Возьмем, какой-то простой пример: вы рассчитали в проекте срок получения Заказчиком продукта проекта, который если «не чистая правда, то по крайней мере то во что не стыдно поверить» (находится в гарантированном интервале вероятности, не ниже 85%, соответственно обозначается Вами, как «железяка»). Если вдруг эта история не случается, появляются «труднопреодолимые соблазны» пересмотреть подход (причем огульно, несмотря на то что в вашем сценарии было честных 25% на проигрыш, но сознание упорно твердит, причем, не пытаясь реально разбираться, что вся проблемы в неправильных исходных 85%). Это хорошо, когда дело касается простых одно этапных вещей, типа срока проекта: промахнулись, «перезаложились в следующий раз» и т.д. Когда речь идет о стратегии, в отношении чего-то, которая при этом хорошо продумана (неким обратным проходом, имеет промежуточные точки, соотнесена с возможностями система, просчитана не только по выигрываемым плюшкам, но и по неизбежным «издержкам победы»). При ее реализации, неизбежно будут возникать соблазны ее пересмотреть (действия конкурентов, случайности и т.д.), на фоне вышеописанного механизма (ретроспективного искажения). То есть очень сложно, ретроспективно рассматривая ситуацию, убедить себя занять прежнюю позицию в прошлом (оценить так же шансы 85 на 25), зная о будущих переменах (особенно когда «нет фарта»). Держать строй и понимать, из каких «процентов» (85 или 25) Вам сейчас прилетело, это очень правильная задача.

Попробуем сделать пару выводов, на тему, что даже в таком рациональном, до мозга костей процессе, как составление мнения о чем-то - довольно много эмоций, как бы кому не казалось.

Человек, которому, хочется думать «что он держит контрольный пакет акций своей судьбы в свои руках» очень свойственен поиск универсально успешных ходов, аксиом, психологических черт. Мысль о том, что одно и то же действие может быть эффективным или не эффективным в зависимости от обстоятельств, ровно как одна и та же психологическая черта, быть ресурсом в ситуации, а в другой проблемой, нам очень претит.

Для неуклонного совершенствования своих способностей в области составления мнения о чем-то (любая прогностика), нам придётся столкнуться с не изживаемой эмоциональной подоплекой нашей рациональности, чувствовать и подправлять природу искажений и интерпретаций получаемых сигналов. Подружить объективную и субъективные реальности. Самодисциплина (или сила воли, кому как нравиться) позволяет поставить свое бессознательное на службу себе и принимать решения, руководствуясь собственными интересами, а не выскакивающими постоянно на поверхность, страхами и искажениями. Ее можно тренировать, ну как какую-нибудь виртуальную мышцу (и точно так же как какую-нибудь мышцу - не пытаясь поднять «вес больше пикового максимума» и измениться в одночасье став твердым, как шанкр кремень, разбивая сложные задачи на мелкие осознанные шаги, добиваясь маленьких приращений, а не кардинальных рекордных подъемов). Ну словом, кто когда-нибудь тренировал какую-нибудь мышцу тот знает. Ну например, есть меньше на один пончик в день, ну или не отклоняться от стратегии ради сиюминутной выгоды (решили, что мы играем в превосходящее качество и тут подвернулся случай сэкономить срезав угол, нет мы терпеливо инвестируем в намеченный ключевой фактор успеха). Инвестируя сразу во всё: скорость, качество, ассортимент, цену, вероятнее промахнуться или надорваться, ну или достигнуть желаемого и потеряться в сонме иных «средних вариантов» (в общем в «одно» и по чуть-чуть, важнее последовательность, а не совершенство в каждом ходе).

Мы живем в информационную эпоху (так по крайней мере говорят, я слышал - кто владеет информацией, тот владеет миром и все такое), здесь очень опасно свалиться в сторону «информация, информация больше информации хорошей и разной». Я бы тут чуть глубже отделил одно от другого, не претендуя на академичность толкования: данные - это все что валиться отовсюду; информация - это то что обладает из этого теоретической пользой; знание (то что нам действительно нужно) - это некая соотнесенная с целью правда, сигнал отделенный от шума. Например, при оценке, каких-то позиций, очень важно сразу определиться с выделение актуальных рисков из всего сонма существующих (поскольку «теоретическая слабость» нашей позиции, которую в сложившихся условиях противнику будет сложно использовать против нас, вообще можно слабостью для ясности не считать). Соответственно затраты на поиск информации по поводу этой «истории» скорее всего априори превышают ценность от нее. Для решения сложных задач, сознательно стоит ограничивать масштабы бедствия - дабы вообще иметь шанс их решить. Здесь важно понимать «на что вы смотрите», чем иметь изображение в «формате HD».

Судя по всему развитие цивилизации, это дорога в один конец - и легче не будет, в том смысле что с каждым днем, количество непонятного будет увеличиваться, и уровень неопределенности вокруг расти. Кто-то из «патриархов» (почему-то хочется думать, что это был Питерс) сказал, что побеждать будет тот, кто лучше других структурирует хаос. Стратегия все меньше становиться пунктом назначения (понятно, что если строго по «Итишному», как мы любим, то она им никогда и не была, пункт назначения - это целевая архитектура, а стратегия это обеспечение того, как туда попасть, «работа не волк, волк это гулять»), а все больше совокупностью принципов, которые при их исполнении повышают вероятность попадания в этот заветный пункт («Тактика - это знание того, что делать, когда есть что делать. Стратегия - это знание того, что делать, когда делать нечего.» Тартаковер).

И немного парадоксального напоследок (в русле преобладающего подхода management by obgectives): количество ситуаций, в которых мы будем действовать с преобладанием в них шума в данных, с течение времени, вероятнее всего, будет расти. Единственным решением в такой ситуации порой является сосредоточенность на процессе (с поддержанием в нем стратегической, информационной, эмоциональной гигиены…что бы это ни значило), а не на результате («у нас так много лекарств, что не для всех из них придуманы болезни» идея в том, что будет такое хорошее лекарство для которой болезнь обязательно появиться). Намечая маленькую «платформу» в будущем (несколько зацепок и опорных точек), начать двигаться к ней, по сути планируя путем действования (детализируя свою картину мира по мере движения - что хорошо сочетается со стратегией штанги Талеба, когда выгоды сравнительно высоки, а риски провала сравнительно «перевариваемы»). Это способно неплохо стряхивать, норавящие налипнуть на корму, аналитический паралич и прокрастинацию

Нейт Сильвер «Сигнал и шум».
- Даниэль Канеман. Думай медленно… решай быстро.
- Дункан Уоттс. Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос.
- Насим Талеб. Антихрупкость.

Вся жизнь человека состоит из перепутий из развилок: «Направо пойдешь..., налево пойдешь...». А от принятия правильного решения часто зависит наша дальнейшая судьба, поэтому мы так боимся выбора. Но делать его все равно придется, и лучше, если выбор будет именно наш, а не чей-то еще. А значит, необходимо овладеть непростым искусством, как принимать правильные решения.

Выбор - это процесс, и он может оказаться для вас легким или очень тяжелым. Однако, понять, что вы выбрали верную дорогу помогает один-единственный фактор: приняв решение, вы должны почувствовать облегчение и радость. Если ни того, ни другого нет, это может означать, что выбор был сделан неверно.

Чем необходимо руководствоваться, принимая решение?

  1. Принимайте решение всегда сами. Ситуации бывают разные, простые и сложные. Иногда трудно решиться на что-то, и мы мнемся, не зная, что предпринять. Но не стоит ждать, пока все решится само собой или кто-то сделает выбор за вас. Таким образом вы теряете контроль над собственной жизнью.
  2. Принимайте решение только на холодную голову. Эмоции - не лучшие друзья, когда вы стоите перед проблемой выбора. Успокойтесь, выдохните, прислушайтесь к своей интуиции - это единственно верный способ на пути, как принять правильное решение.
  3. Решения надо принимать быстро. Откладывая это дело в долгий ящик, мы часто только усугубляем ситуацию.
  4. Сделав выбор, начинайте действовать. Понять, как научиться принимать правильные решения, - это еще не самое сложное. Нужно научиться быстро претворять решение в жизнь. Вы четко осознали, что вам больше не нужна эта работа или в отношениях пора поставить точку - действуйте без промедления. Ведь ничто так не отдаляет вас от выбранной цели, как задержка и сомнения.
  5. Не меняйте свои решения на полпути к цели. Определившись со своим выбором, отбросьте сомнения. Достижение любой цели требует затрат определенного количества времени и сил. И если вы постоянно будете метаться и менять одно решение на другое, то все это будет напоминать броуновское движение или муравейник, где все насекомые движутся хаотично. Никакого результата ваше решение не принесет, а неудача будет означать только одно: правильный выбор вы сделать так и не смогли.
  6. Приняв решение - не жалейте о нем. Определившись с выбором, отсеките все остальные варианты и сосредоточтесь на одном единственном - своем решении. Сомнения возможны только на пути, как выбрать правильное решение. Отсутствие сожалений - показатель того, что выбор был сделан верно.

Нередко люди, остановившись на каком-то варианте из нескольких возможных, все же сомневаются: а вдруг решение было неверным. Стоит помнить, что заранее узнать, верно или неверно вы поступили, невозможно. Существует масса примеров, когда самое невыгодное решение оборачивалось в результате на пользу человеку. И наоборот, когда правильный, на первый взгляд, выбор, заводил человека в результате в тупик.

Вопрос, как найти и принять правильное решение, неразрывно связан с другим вопросом - принятия личной ответственности за собственный выбор. Решив идти по одной из множества дорог на перекрестке, отпустите все сомнения и сожаления, ведь выбранный вами путь - лишь один из многих, он не лучше и не хуже всех других путей в жизни.

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года:

    Разум и чувство
    2) Честь и бесчестие
    3) Победа и поражение
    4) Опыт и ошибки
    5) Дружба и вражда

    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    → соответствие открытым тематическим направлениям;
    → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений

2016/2017 учебный год

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

    Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

    Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

    Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

    Выбор и обдумывание темы сочинения.

    Выявление ключевых слов темы сочинения.

    Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

    Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

    Подбор литературного материала.

    Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

    Написание текста сочинения на черновике.

    Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

    Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

    Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

    факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

    общеизвестные исторические факты;

    результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

    способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

    Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

разум

чувства

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси , персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир , английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор , французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах , немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин , русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь , русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский , русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой , русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк , немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».

Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.

Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Заключение

Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.

Источники

Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.

http :// sochinenie 11. ru – все об итоговом сочинении;

http :// www . aforizmov . net – афоризмы, высказывания известных личностей;

http :// www . fipi . ru / ege - i - gve -11/ itogovoe - sochinenie - ФИПИ;

http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.

Темы по новым направлениям

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье:

чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни… Делай, что должно, и пусть будет, как будет. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений). Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте

Опыт и ошибки

Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных… Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне? Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен

. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы

Сберечь самого себя. (Пословица)

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руста

Литературные произведения по направлениям 2016-2017 г.

«Разум и чувство»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

«Честь и бесчестие »

Д.Фонвизин «Недоросль » – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».

«Опыт и ошибки»

«Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик». «Дружба и вражда» Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»; «Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»; «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».