Цветотерапия как инструмент в йоге. Женская йога "цветок лотоса" Йога и цветы

1. Растения, помогающие увеличить гибкость тела, способствующие кровообращению и стимулирующие движение энергии. Такие растения по­могают правильному выполнению асан, поскольку улучшают координацию движений и функциони­рование мускулатуры и скелета. Обычно вещества, приготавливаемые из этих растений, квалифициру­ют как противоревматические или противоартритные. В основном это растения для хатха йоги.

К типичным представителям этой группы рас­тений относятся: гуггул, шамаки, мирра, ниргунди, кур­кума, шафран, сибирский женьшень, дягиль, кава-кава, даша мула (аюрведический рецепт).

Для повышения эффективности воздействия та­ких растений их обычно употребляют (внутрь) сме­шанными с медом и теплой водой или с возбужда­ющими специями - такими, как имбирь и корица. Их применение становится еще более эффективным, если сопровождать его массажем с применением особых масел, например, кунжутного масла, сме­шанного со специальными лекарственными добав­ками, или если совмещать это с прогревательными терапиями или посещением сауны.

2. Растения, применяемые для повышения фи­зической энергии и жизнеспособности. Они усили­вают оджас и посредством этого оказывают благотворное воздействие на усвоение нашим организ­мом своей сомы, которая представляет собой высшую форму оджас, т.е. нашей жизненной эссен­ции. Вещества, приготавливаемые из этих растений, определяют обычно как препараты тонизирующего и восстанавливающего (а также омолаживающего) действия. Они имеют очень высокую питательную ценность и оказывают весьма благотворное и усиливающее действие на репродуктивную систему. Кро­ме этого, они значительно повышают запас жизненных сил и выносливость, позволяя, например, подолгу пребывать в различных йогических позах и в пранайаме.

К типичным представителям этой группы рас­тений относятся: ашвагандха, амалаки, шатавари, бала, видари, женьшень, диоскорея, капикаччу, семена лотоса, лакричника (солодковый корень), со пальметто (кар­ликовая пальма), фо ти.

Для повышения их усиливающего воздействия эти растения обычно принимаются смешанными с молоком, сахаром-сырцом, топленым маслом из мо­лока буйволицы и другими продуктами повышен­ной питательности. Они прекрасно комбинируются со свежим медом (не прошедшим термической об­работки), особенно если он не старше шести меся­цев. Лучше всего они сочетаются с применением питательной вегетарианской диеты (например, антиватной). Не стоит увлекаться применением спе­ций, поскольку в данном случае подходят из них всего лишь некоторые, например, имбирь и кори­ца, да и то в весьма умеренном количестве. Специи помогают в переваривании получившихся препара­тов, если оно оказывается несколько затрудненным.

3. Успокаивающие и очищающие тело растения. Эти растения выводят токсины из крови, тканей и внутренних органов. Обычно они имеют горький или вяжущий вкус и могут содержать довольно значи­тельное количество хлорофилла.

К типичным представителям этой группы расте­ний относятся: алоэ, гудучи, горечавка, барбарис, готу кола, брахми, подорожник, одуванчик, лист комфрея, крапива, тысячелистник обыкновенный, желтый щавель.

Употребляются эти растения смешанными с топ­леным маслом из молока буйволицы, мякотью алоэ, медом и другими уменьшающими их концентрацию веществами. Часто их комбинируют с употреблением сырых продуктов, соком зеленых овощей и фруктов и другими средствами очищения от токсинов.

Лето - это время отдохнуть и набраться сил на берегу моря, в тепле и спокойствии. Как часто, возвращаясь домой после отпуска, вы чувствуете усталость и опустошение вместо расслабления, наполненности и уверенности в себе? Чаще всего «лежачий» отпуск снимает лишь физические признаки усталости, в то время как энергия и силы так и остаются на исходе.
Полную «перезагрузку», сил и вдохновение на долгий срок дает практика йоги, включенная в программу вашего отдыха.
Йога -туры помогают отдохнуть не только телом, но и душой, ведь ваш отпуск будет наполнен не только прекрасной природой, теплым морем, но и знакомствами о с новыми людьми, и, конечно, практикой йоги под руководством опытных преподавателей. Ежедневные занятия йогой на природе наполняют нас силой, заряжают энергией, дарят вдохновение на несколько месяцев!

Женская йога «Цветок Лотоса»
На йога-туре «Цветок лотоса» мы сможем в доверительной и легкой атмосфере набраться жизненно необходимой женской энергии, побыть в кругу единомышленниц, раскрыть грани своей женской природы, узнать о себе что-то новое.
Почему это так важно?
Современная женщина наравне с мужчинами мчится в сумасшедшем ритме большого города, переживает стрессы, устает в постоянной суете. Даже самой сильной женщине необходимо восстановление от такого ритма жизни, обращение к своей природе, поиск силы и помощи в женском начале. Мы поедем на йога-тур на море, чтобы отдохнуть от города и пообщаться с природой, побыть в тишине, уделить время себе. Будем купаться в море, загарать на солнышке, гулять по лесу, медитировать в тишине природы.

Дeнь за днeм будем все глубже погружаться в атмосферу радости и счастья, соединяясь со своей женскoй природой. Вас ждет мягкая практика йоги, ориентированная на женщин, женские практики, которые помогут вернуться в своей природе, найти ответы на важные вопросы, а также лекции на тему йоги.

И самое важное, мы сделаем первый шаг к любви к себе, ведь каждая женщина хочет быть любима, а любовь внешняя всегда является отражение внутренней любви, любви к себе.

Женский йога-тур сможет помочь вам обрести:
- Более глубокое понимание себя,
- Владение своими эмоциями,
- Способность понимать свое тело и ощущать процессы, протекающие как на физиологическом, так и на психологическом уровне,
- Внутреннюю и внешнюю мягкость,
- Умение успокаиваться в сложные моменты, накапливать энергию и пускать ее в «мирное» русло,
- Улучшение женского здоровья.
Каждое утро и каждый вечер мы будем заниматься асанами и пранаямой. После каждого занятия вас ждет глубокое расслабление. При этом расслабиться не всегда так же просто, как напрячься, и именно этом мы и будем учиться на наших практиках. За время семинара мы постараемся отключиться от городской суеты и войти в состояние спокойствия.

Занятия йогой повышают нашу энергию, наверняка вы замечали это после ваших классов по йоге. Мы добавим в классическим асанам и пранаямам хатха-йоги медитации и практики, направленные на усиление женской энергии. Таким образом, наши занятия будут направлены на умение наполняться энергией более гармоничным для женщины способом.

Преподаватель - Марина Черных, 36 лет, Екатеринбург
Хатха-йога, Женская практика, Йога-нидра, Пранаяма , медитации, йога для детей (3-6 лет), йога в гамаках, парная йога.
Практикует йогу более 8 лет, преподает около 6 лет. Сертификат «Преподаватель горячей йоги» в 2013 году, сертификат преподавателя «Йога для детей 3-6 лет» в 2015 году. В 2016 году преподавательский сертификат центра Fly Yoga по направлению «Йога в гамаках».

Примерный распорядок дня

  • 7.00-9.00 Утренняя йога
  • 9.00 Завтрак
  • 9.30-12.00 Свободное время
  • 12.00 Обед
  • 12.30-15.00 Свободное время
  • 15.00-17.00 Теоретическое занятие или курс «Счастье»
  • 18.00-19.30 Вечерний йога-класс
  • 19.30 Ужин
  • 19.30-22.00 Общение, игры, обсуждения.

Место проведения
Мини-отель на 30 человек, где отдыхают только наши туристы, кто приехал позаниматься йогой, где нет никаких «случайных» отдыхающих. Общий двор с диванчиками и зонами для отдыха. Просторное вегетарианское кафе со «шведским столом». Два зала для йоги - светлые и просторные. Оборудованная детская комната и возможность воспользоваться услугами няни для ребенка любого возраста. Двухместные комнаты с новой мебелью, в каждой комнате санузел и кондиционер. Оборудованные кабинеты для аюрведических массажей и полного лечения и прохождения «панчакармы». Бесплатный Wi-Fi на территории.

Стоимость
«ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» 10 дней / 9 ночей - 29 000 рублей
- двухместное проживание в комнате «Стандарт»
- трехразовое вегетарианское питание
- йога-программа 10 дней
- индивидуальный трансфер от железнодорожного вокзала в Лоо/Якорная Щель и обратно

Не входит в стоимость:
- проезд или перелет до Сочи
- трансфер от Сочи до станции Лоо/Якорная Щель

Скидка участникам любых наших прошлых йога-туров 1000 рублей.

Растения для асан и крий

Все растения, используемые для лечения физического тела, можно применять и в практике хатха-йоги.

– Растения, увеличивающие гибкость тела, способствующие кровообращению и стимулирующие движение энергии, помогают правильному выполнению асан, поскольку улучшают координацию движений и функционирование мускулатуры и скелета. К типичным представителям этой группы относятся: гуггул, шаллаки, мирра, ниргунди, куркума, шафран, сибирский женьшень, дягиль .

– Растения, применяемые для повышения физической энергии и выносливости, позволяют подолгу выполнять различные асаны и пранаямы. Такие растения усиливают оджас и способствуют усвоению организмом своей собственной жизненной эссенции. К типичным представителям этой группы относятся: ашвагандха, амалаки, шатавари, бала, видари, женьшень, диоскорея, семена лотоса, лакричника.

– Успокаивающие и очищающие тело растения выводят токсины из крови, тканей и внутренних органов. Их прием хорошо совмещать с выполнением очистительных процедур крийя-йоги. К типичным представителям этой группы относятся: алоэ, гудучи, горечавка, барбарис, готу кола, брахми, подорожник, одуванчик, лист комфрея, крапива, тысячелистник обыкновенный, желтый щавель.

Растения для пранаямы

Воздействие растений происходит в основном на уровне пранамая-коши, или пранического тела, они могут служить связующим звеном между телом и сознанием, стимулируя течение праны по нади, или каналам тела. Ключевой аспект исцеления на внутреннем уровне заключается в поддержании правильного движения пяти пран.

– Прана. Потогонные растения-приправы, увеличивающие силу дыхания, избавляют от простудных явлений, стимулируют работу сознания и чувств и улучшают аппетит: корица, шалфей, аир, мята, чабрец, тулси, эвкалипт, чеснок, питали, шиладжит.

– Апана. Растения, обладающие легким слабительным действием и очищающие направленные вниз каналы тела, содействуют впитыванию праны через толстую кишку: трипхала, харитаки, псайлиум, семена льна, касторовое масло, алоэ, каскара саграда, асафетида .

– Самана. Растения-специи способствуют пищеварению и впитыванию саманы через тонкую кишку: кардамон, фенхель, имбирь, корица, горчица, тмин, базилик, черный перец, мускатный орех.

– Вьяна. Специи и горькие на вкус растения способствуют циркуляции вьяны в сердце, крови и костно-мышечной системе: корица, ниргунди, арджуна, девясил, шафран, куркума, сибирский женьшень, дягиль.

– Удана. Специи и растения с вяжущим вкусом усиливают голос и прекращают кашель, а также увеличивают жизнестойкость и выносливость: аир, девясил, лобелия, тулси, перечная мята, коровяк, мать-и-мачеха, кора вишневого дерева, лакричник.

Растения для медитации

Многие растения обладают свойствами, успокаивающими нервную систему и сознание. Их можно применять для практики высших ступеней йоги.

– Растения для стимуляции сознания и чувств и улучшения восприятия раскрывают каналы, улучшают мозговое кровообращение, выводят из головы шлаки. Они повышают аналитические способности и проницательность, облегчают внутреннее видение и медитацию. К типичным представителям данной группы относятся: аир, базилик, пиппал, шалфей, девясил.

– Растения для усиления сознания и разума, повышения интеллектуальных способностей. Препараты из них представляют собой «тоники» и «строительный материал» для нервных тканей и мозга. Они помогают достигать высоких степеней концентрации и внутренней удовлетворенности. К типичным представителям данной группы относятся: брахми, ашвагандха, харитаки, шатавари, бала, арджуна, семена лотоса.

– Растения, оказывающие успокаивающее действие на сознание и ослабляющие болевые ощущения, приводят к некоторому замедлению мыслительных процессов. Такие растения и благоприятны для успокоения нервного возбуждения и состояния тревоги. Типичные представители данной группы: джатамамси, валериана, мускатный орех, страстоцвет.

В выполнении асан задействованы два пути. Один путь эволюционный, выразительный или проявляющий, поднимающий внутреннюю суть к телу, к порам его кожи, к его внешним границам. Второй путь является инволюционным, интуитивным или сдерживающим, когда механизмы тела устремляются по направлению к внутренней сути. Объединение этих двух путей является божественным единением тела с душой и души с телом. Это медитация.
Во время выполнения асан нам нужно учиться выражать внешние формы и красоту позы, не теряя при этом внутреннего внимания. Кожа - это орган восприятия. Она не действует. Она получает. Любое действие воспринимается кожей, но если при выполнении асаны тело перерастягивается, его кожа теряет свою чувствительность и не посылает мозгу никаких сигналов. На Западе люди склонны к чрезмерному напряжению. Вы хотите добиться чего-либо. Вы хотите сделать это быстро. Вы хотите преуспеть в овладении позой, но вы не чувствуете реакций. Плоть настолько перерастягивается, что органы восприятия становятся невосприимчивыми и вы не чувствуете реакцию мозга на происходящее действие.
Медицина различает афферентные и эфферентные нервы. Эфферентные нервы посылают сообщения от мозга к органам действия, заставляя их работать. Афферентные нервы посылают мозгу сообщения от органов чувств о том, что они воспринимают. В йоге также существуют эти понятия, но они по-другому называются. Эфферентные нервы - это волокна плоти, или нервные каналы действия (карма-нади), а афферентные - волокна кожи, или нервные каналы знания (джнянанади). Гармония нервных систем действия и знания, функционирующих в полном согласии друг с другом, есть йога. Практикуя йогу, необходимо создавать пространство между окончаниями волокон плоти и окончаниями волокон кожи - пространство между получением сообщения от органов чувств и отправкой сообщения органам действия. Если вы делаете так - это медитация. Обычно мы не создаем такого пространства, так как нам кажется, что мы должны действовать немедленно. Это не медитация.
Вы должны знать, что, хотя мозг физически расположен в голове, ум существует во всех частях нашего тела. В тот момент, когда мозг получает сообщение, он либо немедленно посылает команду к действию, основываясь на памяти, либо приостанавливает свою работу ради анализа. Разум и мозг анализируют полученное сообщение. Вы реагируете на него. Вы размышляете о нем. Вы думаете: "Правильно ли я это делаю? Может, я делаю это неверно? Почему в этой части тела у меня возникло такое ощущение? Почему в той части тела у меня возникло другое ощущение?" Это называется рефлексией. Вы обдумываете действие, осуществленное плотью и воспринятое кожей. Вы оцениваете, является оно правильным или неправильным. Когда вы оцениваете и создаете повсюду в себе одинаковое равновесие, это дхьяна - созерцание. Это дхьяна плоти, дхьяна кожи, дхьяна ума, дхьяна интеллекта. Между этими четырьмя процессами нет различий.
Вы закончили свои рассуждения. Вы достигли состояния равновесия, и теперь вы - одно целое. Вы осознаете все свое существо, от кожи до души, от внутренней сути до поверхности тела. Теперь вы знаете, как видеть то, что снаружи, и то, что внутри. И внешний, и внутренний мир наполнены. Но, к сожалению, медитация, в той форме как ее практикуют в наше время, приводит человека к одиночеству и пустоте. Одиночество приводит к унынию, а опустошенность - к инертности. Пустота не является медитацией. Во время сна мы тоже опустошены. Если бы опустошенность являлась медитацией, то, проводя во сне восемь часов ежедневно, мы все уже давно должны были бы стать совершенными. Однако этот процесс совершенно нас не изменяет!
В эпосе "Рамаяна" рассказывается о десятиглавом короле демонов Раване на острове Шри Ланка. Его десять голов символизируют пять кармендрий, или органов действия, и пять джнянендрий, или органов восприятия. У короля Раваны было два брата - Кумбха-карна и Вибхишана. Эти три царя демонов Шри Ланки представляют собой три гуны, или качества бытия: сат-тва, раджас и тамас. Саттва есть свет. Раджас - динамика, или гиперактивность. Тамас - инерция, или пассивность.
Все три брата занимались медитацией и с ее помощью добились огромной власти и силы. Перед Кумбха-карной, средним братом, предстал бог Брахма и предложил ему исполнение любого желания, сказав: "Я наслаждаюсь твоей медитацией. Проси, и я исполню все, что ты захочешь". Кумбхакарна был настолько польщен, что не знал, о чем попросить, поэтому он выбрал нидру, сон. Бог Брахма исполнил его просьбу, и тот спал 365 дней в году. Брахма сказал ему: "Если ты проснешься сам, ты будешь бессмертен, но если кто-то потревожит твой сон, ты умрешь".
Старший брат, Равана, похитил Ситу, жену царя Рамы. Посредством своей могущественной медитации он обрел настолько мощную физическую силу, что перенес на Землю Кайласу, гору-обитель Шивы. Когда бог Шива спросил, каково его желание, Равана ответил: "Я хочу владеть тобой", именно поэтому он смог перенести его на Землю. Но даже когда в его руках был сам бог Шива, он не мог выбросить из головы прекрасную Ситу. Хотя сила его медитации была невероятна, слепое увлечение заставило его стремиться к обладанию Ситой. В одной его руке был бог Шива, а другая жаждала обладать чужой женой. Несмотря на то, что Равана достиг уровня Бога, он все еще не мог полностью контролировать свои чувства. Он выкрал Ситу и забрал ее в свое царство.
Третий брат, Вибхишана, прекрасно понимавший, что его старший брат совершил ошибку, уговаривал его вернуть Ситу назад к ее мужу: "Ты видел Господа Шиву. Зачем тебе эта простая женщина? Оставь ее. Верни ее тому, кому она принадлежит". Но Равана не послушался Вибхишану, и тогда Рама начал войну против Раваны и победил его.
Два старших брата погибли в этой войне, а Вибхишана, младший брат, сдался царю Раме со словами: "Ты добродетелен. Благослови нас, чтобы добродетель вновь вернулась и в мое царство". Рама исполнил просьбу Вибхишаны. Таким образом, только медитация Вибхишаны была чистой, саттвической медитацией. Хотя все три брата достигли высочайших вершин медитации, один из них остался в состоянии тамаса, второй - в состоянии раджаса, и только один пребывал в чистейшем состоянии саттвы.
Я рассказал вам эту историю, чтобы вы смогли определить, на каком уровне работает ваш рассудок после медитации. На уровне тамаса, раджаса или саттвы? Просто закрыв глаза, вы не узнаете, что такое медитация. Чистой медитацией является такое состояние, при котором все средства познания - органы чувств, органы действия, ум, мозг, рассудок, сознание и совесть - направлены к сути нашего существа без малейшего различия в этом состоянии. Медитация представляет собой динамическое равновесие интеллектуального и интуитивного сознания.
Возможно, вы все занимались медитацией. Я тоже практиковал ее. Может быть, вы медитировали сидя в углу, ощущая ту пустоту, которая возникает в нашем внутреннем мире, когда мы спим. Я не занимаюсь такой медитацией. Я медитирую не сидя в углу, а каждый момент моей жизни, в любом положении, в каждой асане.
Возможно, вы читали "Бхагавад Гиту", в которой говорится, что нам нужно поддерживать тело в размеренном, гармоничном состоянии, не проводя никаких различий между правой и левой, передней и задней частью по отношению к центральной линии тела, проходящей от середины горла до середины заднего прохода. Способен ли я выровнять все части моего тела, ум и рассудок параллельно этой осевой линии? Могу ли я сделать так? Это довольно легко понять, читая, но насколько же трудно этого добиться!
Направлены ли мои рассудок и сознание параллельно в моем теле, не затрагивая при этом берегов реки моего тела - его кожи? Способен ли я распространить осознание своей внутренней сути и направить его на каждую мельчайшую часть моего тела без каких-либо различий? Вот что я имею в виду, когда говорю о наполненности в медитации. Мое тело наполнено. Мой мозг бдителен. Я позволяю своему уму расширяться, проникать, охватывать различные части тела. Таким образом, я учусь, как достичь единения тела, мозга, ума, рассудка и сознания со своей душой, не проводя ни малейших различий между ними. Вот в чем заключается моя практика. Вот почему для меня нет никакого различия между асаной и дхьяной. Где есть дхьяна, там должна быть и асана. Где выполняется асана, должна быть и дхьяна.

По теории трёх Гун (вибраций энергии: Тамас, Раджас, Саттва), самой чистой и благоприятной из них является Саттва - «чистота», «благость». Именно такой энергией заряжают нас цветы! Цветок - это саттвическая часть растения (корни - «инертность», стебель - «развитие»), его суть и смысл, и прообраз нового цвета, в виде семени - своего рода микрокосм. Любоваться цветами - не просто прихоть или утонченное развлечение: по Аюрведе, это очень полезная практика, особенно если делать ее рано утром, на рассвете.

Кроме того, в цветочной пыльце содержатся сложные комбинации химических веществ, обеспечивающих человека концентрированной энергией Саттвы, чистоты и радости. В такой форме жизненная сила непосредственно улавливается организмом и усваивается тканями - получается, своего рода, «праноедение». Аромат цветочной пыльцы позволяет тонко настроить нервную систему на оптимальную «волну». Пыльца считается носителем элемента Земли (как и все запахи) в самой чистой форме, так что такое воздействие в первую очередь полезно для тканей элемента Земли в организме: волосы, кожа, кости. Известно, что у людей, которые балуют себя цветами, улучшается состояние кожи, они приобретают «цветущий» внешний вид.

Некоторые боятся, что цветы «вампирят» энергию, это не так. Действительно, живой цветок улавливает некоторое количество энергии человека, которая так и так «излучается» в пространство. Но он потом возвращает благотворную энергию своей окраски - как бы делится своим качествами красоты и привлекательности.

Цветы напрямую воздействуют на центры человека, связанные с сексуальностью. При этом они полезны не только женщинам: наличие живых цветов в доме повышает сексуальность и выносливость у обоих полов, увеличивает чувственность.

Цветы также обладают свойством растворять негативные влияния, излечивают сотни разных болезней.

Известно, что далеко не все цветы обладают сильным запахом, некоторые очень яркие, красивые цветы почти не пахнут. По Аюрведе, самыми ценными для нас являются неяркие, светлые цветы с сильным ароматом (лотос, ландыши, шиповник, лилии, и др.).

Очень полезен шиповник: его аромат благотворно влияет на сердце, причем и в переносном смысле тоже, его цветы (их вид а аромат) дают облегчение «разбитым» сердцам. Полезна и натуральная «розовая вода», при употреблении внутрь она полезна для сердца и для глаз, а также для пищеварения.

Попробуйте использовать цветы: глядеть на них в свободную минутку, носить в петлице или на головном уборе, ставить живые цветы на стол в офисе и дома, украшать ими интерьер. В Индии, на родине Аюрведы, даже бедные люди могут позволить себе купить целую гирлянду цветов. Неужели мы, здесь на Западе, не достойны хотя бы иногда «заряжаться» энергией цветов, здоровьем, привлекательностью?

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga