Сторителлинг: как правильно рассказывать истории. Как научиться рассказывать истории интересно? Рассказчик рассказывает

Согласитесь, одна и та же история, рассказанная двумя разными рассказчиками, звучит по-разному. У одного ― это будет скучное повествование, которое не очень хочется слушать до конца. Другой его расскажет так, что оставит неизгладимое впечатление. Некоторым людям этот дар заложен от природы, а другие должны изрядно потрудиться для развития указанного навыка. Но, шаг за шагом, следуя нижеприведённым советам, вы быстро научитесь искусству риторики, увлекая своими рассказами окружающих. О том, как рассказывать истории правильно, поговорим ниже.

Постижение основополагающих принципов увлекательного рассказа

Чтобы получить желаемый эффект от повествования, вам необходимо.

Примером могут послужить :

  • Для сказки: «Давным-давно, с незапамятных времён, когда повсюду было волшебство, а звери умели говорить…».
  • В забавной истории: «Я очень спокойный, домашний, как кот, да? А мой лучший друг постоянно попадал в курьёзные истории».

Как пример используйте

  • Сказка: «Высокая белая свеча полыхала всей своей красотой. Мотылёк подлетел к ней и почувствовал мощный удар в животе. Любовь проснулась в нём. Как известно, спасение принцесс героями в один день невозможно. Так и Мотылёк провёл много прекрасных ночей. Всё больше влюбляясь в Пламя».
  • Смешной рассказ: «После Нового года мы переехали жить в другой район. Он был милый, но…опасный. Мне приходилось жить в постоянном напряжении. Хороший заряд энергии».

  • моралью: «Это, уважаемые слушатели, говорит о том, что спешить с выводами не стоит»;
  • вопросом: «Не страшно ли это? Пережить такого я больше не хочу».

Замедление речи на конце рассказа поможет понять, что это завершение.

Что необходимо для улучшения истории?

Используя несколько простых рекомендаций, вы сможете сделать ваш рассказ ярче. Поговорим о них в отдельности.


Секреты применение голоса и языка тела

Немаловажным для создания хорошего впечатления о рассказанной вами истории есть то, как вы двигаетесь, говорите. Специалисты советуют прибегать к следующим техникам.

Самое страшное на первом свидании – когда темы для разговора исчерпаны и наступает неловкое молчание и Вы не знаете, что еще можно рассказать её, чтобы она заинтересовалась. Если Вы с детства не наделёны даром быстро подбирать тему для разговора, то Вам обязательно пригодятся наши 5 идей для интересного рассказа. Они универсальны, их можно использовать в любой момент для общения с любой девушкой.

Смешные истории из детства

Истории о том, как симпатичный девушке мужчина лазал по заборам, носил колготки и приносил домой бездомных кошек, растопят сердце любой барышни.

Рассказывая о детском саде и школе, можно ничего не утаивать, и даже серьёзные неудачи и промахи не будут выставлять мужчину в невыгодном свете. К детству относятся как к другой жизни, поэтому чем более смешной случай рассказать, тем лучше.

Исключение составляют только попытки мучить животных или издеваться над более слабыми ребятами. А в остальном у мужчины полная свобода действий, и копилка воспоминаний на его стороне.

Википедия – источник полезной информации

«А ты любишь Википедию?» — эта фраза может стать отличным продолжением разговора, если все популярные темы уже поднимались, и повисло неловкое молчание.

Все, что нужно – заглянуть на главную страницу – там собраны выборочные интересные факты обо всём на свете. Женщинам нравятся мужчины, которые превосходят других в чем-то. Не можете похвастать идеальными физическими данными? Почему бы не показать что Вы умнее других? Можно при случае поразить её рассказав несколько интересных фактов о Петре первом, австралийских утконосах или спутниках Юпитера.

Идеально подходит для общения в интернете, например в ВК. Достаточно просто свернуть разговор и загуглить любую интересующую тему.

Главное не переусердствовать, иначе девушка может подумать что Вы – ботаник.

Девушка просит рассказать что-нибудь интересное? Почему бы не рассказать о своих путешествиях? Забавные или шокирующие случаи из путешествий всегда привлекают внимание. Людям нравится узнавать о чужом опыте, строить будущие маршруты и узнавать полезные нюансы.

Расскажите, как у Вас в аэропорту потеряли багаж, и неделю пришлось отдыхать на море в одних шортах и банном халате из номера.

Попробуйте испугать девушку тем, что на одном азиатском рынке друзья уговорили попробовать засушенных или жареных насекомых.

Конечно, если всё это на самом деле было . Если нет – то можно рассказать случаи из жизни своих друзей и сообщить, что это только в планах. В любом случае, каждый опыт становится источником ценной информации и позволяет быть подготовленным к любым неприятностям.

Подборка полезных советов о том, : с чего начать, как избежать ошибок, где этому можно научиться.

Не знаете о чем говорить с девушкой? Как найти общие точки соприкосновения? мы сделали в отдельной статье.

Нельзя, чтобы разговор превращался в монолог одного человека. Вы постоянно говорите, а она молчит? Почему бы не перебросить мяч на её поле? Для этого идеально подходят открытые вопросы. О том, что это такое, и как их использовать в разговоре с девушкой с примерами реальных разговоров вы узнаете из .

Если не знаете о чем говорить, еще один беспроигрышный вариант – .

Не знаете как правильно сделать комплимент, чтобы девушка не подумала, что Вы ей просто льстите? О том, .

Хотите научиться флиртовать? В все играет свою роль: слова, интонация, жесты, мимика, положение тела. Подробный обзор с примерами можно найти в статье на нашем сайте.

Особенности разных стран и культур

Эта тема носит скорее энциклопедический характер , если только Ваша работа не связана с постоянными командировками.

Наверняка Вы знаете о чём-то необычном, что совершенно нормально для других народов, но странно в России . Есть ли у Вас любимая страна, в которую всегда мечтали отправиться? Почитайте о ней подробнее, узнайте местные традиции и обычаи, и поделитесь этой информацией с девушкой.

Любимая литература и факты о писателях

Еще один способ показать свое превосходство над другими – показать ей, что Вы любите читать. Мужчины редко любят читать, а даже если делают это, то читают типично мужские книги: фантастику, детективы и инструкции к бытовой технике.

О чём не стоит рассказывать девушке

Есть несколько тем на которые не следует распространятся в разговорах с девушкой:

Свои глобальные планы на жизнь. Эта тема, пусть даже Вы всё давно распланировали в деталях от имени собаки и до номерного знака своего авто, для ранних этапов знакомства не подходит.

Отношения с бывшими. Если ей не было 6, а Вам 7, когда случилась любовь (Вы приносили ей из дома конфеты, а она позволяла держать себя за руку), то лучше ничего не рассказывать. Расскажите про хороший опыт отношений – девушка будет нервничать, что у Вас всё ещё остались чувства, начнет сомневаться. Расскажите про плохой опыт – девушка будет нервничать, что Вы так же будете потом рассказывать про неё;

Болезни. Здоровых людей почти не осталось, но рассказывать о своих болячках стоит, когда дело уже идёт к свадьбе. Можно рассказать, как в 7 лет заболели ветрянкой и от скуки раскрасили кошку зелёнкой, но об остальном лучше промолчать;

Неудачи и поражения. Вопрос, конечно, в том, как информацию преподнести, но в начале отношений это действительно не лучшее время.

Если все же от разговора не уйти, то рассказывать о ситуации нужно кратко и с юмором.

Еще много интересных тем для разговора с девушкой Вы сможете найти на видео:

И последний совет по теме – думайте не только о том, что девушке было бы интересно услышать, но ещё и том, о чём Вам действительно хотелось бы рассказать. Если человек чем-то сильно увлечён и горит делом, о котором повествует, даже рассказ об объёмах двигателя может заинтересовать девушку так, что она будет готова слушать об этом часами.

Но если у Вас нет такого хобби, и Вы не имеете представления, что рассказать именно этой барышне, то не лишним будет у неё спросить, о чём бы она хотела, чтобы Вы рассказали. В этом нет ничего плохого, и будет хуже, если она весь вечер прослушает о заграничных путешествиях, а сама признаёт только отдых внутри страны с палатками…

Искусство сторителлинга прочно входит в арсенал умений профессионального менеджера. История является мощным инструментом влияния. Она воскрешает память компании, дает людям образцы поведения в лице корпоративных героев, очерчивает опасную зону ("помнится, был у меня подчиненный, которого я уволил за то, что…"). История лечит душу оказавшегося в беде сотрудника, но в то же время может нагонять на него страх ("мне рассказывали, что в этой компании бьют на собеседовании"). Можно ли научиться рассказывать истории так, чтобы влиять на людей? Марк Кукушкин, генеральный директор компании "Тренинг-Бутик", считает, что это возможно. Как? Читайте отчет обозревателя HEADHUNTER::Magazine Дмитрия Лисицина о тренинге Марка Кукушкина "Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент менеджера и тренера".

Курочка-ряба для топ-менеджеров

Готовясь к походу на тренинг генерального директора компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина , посвященный искусству рассказывания историй, я задавал себе вопрос: почему люди любят рассказывать истории, а главное, какие цели преследуют рассказчики? Пытаясь найти ответ, я перебирал возможные варианты.

Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием.

Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей в совершенно новую общность и поэтому используются во внутреннем брендинге, в частности при осуществлении процедуры ингейджмента. Рассказы повествуют о прошлом, но их возможно применять и при управлении будущим. Например, подготовить сотрудников к изменениям, рассказывая им о том, что в прошлом все было не так, как сейчас.

Ценность историй давно поняли во многих компаниях: там есть собственные сторителлеры, которые рассказывают разные случаи на корпоративных вечеринках. Примером такого рассказчика служит «директор по воображению» Рольф Йенсен, владелец и основатель «Компании мечты» (Dream Company ) . Однако повествования бывают разными: они способны не только помогать и лечить, но также вредить. Есть немало примеров, когда человек под воздействием нарратива совершал абсолютно не нужные ему поступки.

Получить тайную власть над людьми не так-то просто: далеко не всякая история вызывает желаемую реакцию, ведь даже хороший на первый взгляд сюжет может оказать эффект, совершенно противоположный желаниям рассказчика. И наоборот, банальность, подобная речи Стива Джобса , способна заставить аудиторию сопереживать автору. Другой пример привел сам Кукушкин уже на тренинге. Он рассказал историю о том, как некие люди зарабатывали деньги в Америке, рассказывая сказку о Курочке Рябе. Начали они с кухонь, а закончили стадионами!

Все это было мне известно так же, как и вам. На тренинг Марка Кукушкина я пошел не для того, чтобы послушать рассказ о важности и ценности историй в современном мире, а с конкретной надеждой стать эффективным рассказчиком. Тренинг как способ повышения своей квалификации был выбран мной отнюдь не случайно. Известно, что комната для тренинга – отличное место для рассказывания историй, а последние – это мощный педагогический ресурс. Некоторые тренеры строят почти все свои тренинги на рассказывании историй. Одним из них является Дэвид Шмальтц, подаривший нам образец сторителлерской мысли – книгу «Слепые и слон» .

Не могу сказать, что тренинг сделал меня новым человеком, но кое-какие доселе неведомые навыки удалось приобрести.

Итак, я на тренинге

Выясняется, что моя цель – научиться рассказывать истории – оказывается на фоне намерений других участников довольно скромной. В частности, один из коллег в своем вступительном рассказе признается в том, что ищет секрет физического бессмертия. Я в недоумении, но тренер обнадеживает меня заявлением, что история является мощным инструментом влияния, и участникам нужно научиться владеть им. Инструментальная направленность не покидает тренинг Кукушкина до самого конца, что, не скрою, вызывает у меня положительные эмоции, поскольку инструменты можно демонстрировать, оценивать и работать с ними, чего никак не сделаешь с эмпатией.

На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций Марк выбирает триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Упражнение на вызывание эмоций заставляет меня морщиться. Тренер просит рассказать историю, которая вызвала бы жалость ко мне, да еще и со стороны девушки. Давя негодование и смущаясь, я рассказываю давно стертую непроизвольным одитингом (процедура сайентологов, когда тебя заставляют пересказывать неприятные случаи из собственной жизни до полного к ним отвращения) историю о потерянном паспорте и всех злоключениях, которые выпали на долю нерадивого гражданина. Разжалобить партнера удается только со второго раза. Марк разъясняет мои ошибки: эмоция должна быть акцентирована, выделена, чего я не сделал. А главная причина моей неудачи состоит в неправильном стратегическом подходе. Надо самому себе разрешить рассказывать истории, что для меня тоже было проблемой. Свое собственное повествование я рассказывал как вор, озираясь, как бы кто не подслушал и не отобрал украденное мной чужое имущество.

Таким образом, искусство сторителлинга по Кукушкину начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Нужно создавать банк историй – своеобразное виртуальное (или даже реальное) хранилище рассказов. Структура банка может быть совершенно разной, например, я разделил свой собственный банк по типам людей, с которыми приходится общаться.

Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять.

Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную бизнес-ситуацию и доставаться из банка в нужный момент как туз из рукава. Опытные сторителлеры, по утверждению Марка, могут «показать на своем теле, где какая повесть живет». В качестве такого туза требуется стратегическая эмоциональная история о главном, которая содержала бы сильные эмоциональные метафоры. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс негатива и позитива. Марк настаивает на том, что позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале сторителлера должно быть больше. Однако никогда нельзя забывать о негативе. Всегда должен быть определенный запас «страшилок», который способен создать имидж интересного рассказчика.

Закончив со стратегией, наш тренер переходит к тому, как правильно рассказывать историю. В качестве инструментария для рассказчика предлагается схема RAFT. Сначала необходимо выбрать роль, которую играет рассказчик (Role). Например, можно играть роль проповедника или эпического рассказчика. Затем необходимо определиться с аудиторией (Audience). Далее – выбрать формат ситуации (Format). Если выбрана роль проповедника, то будет как минимум странно, если рассказчик начнет «травить» анекдоты. И, наконец, важно подобрать тему истории (Topic).

В заключение Кукушкин открывает секреты владения наиболее важным компонентом сторителлинга – составлением самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должны присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Марк Кукушкин считает, что для рассказчика наиболее полезна схема Найджела Уоттса , которая, как мне кажется, заимствована у исследователя волшебных сказок В.Я. Проппа : 1) Статус-кво – знакомство с героем; 2) Поворотный момент – герой утрачивает нечто; 3) Поиск – его реакция на утрату; 4) Сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату; 5) Точка выбора – дилемма; 6) Кульминация – выбор героя; 7) Перемена – последствия выбора; 8) Развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой. Согласно точке зрения Кукушкина, рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешении конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, например «главные дела нужно делать сначала», отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.

Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.

Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.

Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Чистая правда

Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.

Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.

Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.

Суть и детали

В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:

Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.

В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.

Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.

В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.

Голос

Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.

Мимика и жесты

Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.

Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.

  • Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
  • Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
  • Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.

Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.

Эмоции

Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?

Способность вести увлекательную беседу всегда была в цене: от древних времен до современности.

Это умение - признак образованности и высокого уровня интеллекта.

Интересный собеседник - центр любой компании, который легко общается с малознакомыми людьми.

Занимайтесь чтением и написанием текстов

Читайте классику

Покажется странным, но научить красивой и правильной устной речи может чтение и письмо. Классики мировой литературы бесспорно научат интересно рассказывать даже о самых обыденных вещах.

Чтение специальной литературы расширит кругозор и лексический запас. Прочитайте работы по риторике, старайтесь запоминать слова, которые вам незнакомы, используйте новые речевые обороты, подслушанные где-то.

Ведите дневник

Это тоже научит вас рассказывать истории интересно. Скорее всего, вы не станете великим писателем, но ведение личного дневника или блога поможет отточить навыки рассказа.

Красочно описывайте эмоции, пишите о самом необычном и интересном, что произошло за последнее время. Дневниковые записи поддерживают мозговую активность, поэтому и старческое слабоумие вам грозить не будет.

Учите стихи и читайте их вслух

Проявите интерес к поэзии, учите наизусть. Читайте стихи с выражением. Такие тренировки разовьют память, умение ценить красоту, расширит общий кругозор. Запоминайте изречения известных личностей, скороговорки, пословицы, анекдоты. Вашим друзьям может понравиться их применение в беседе в правильный момент.

Научитесь управляйть беседой

Используйте методы аутотренинга

Стоя перед зеркалом, рассказывайте истории на разные темы: от садоводства до астрономии. Зеркало поможет скорректировать мимику и жесты, если это покажется необходимым. Для их отработки изучите специальную литературу о языке жестов.

Используйте диктофон для самозаписи

Резюмируйте беседу

Нужно научиться выделять главное. Это одинаково относится и к письменным источникам, и к устной речи. Подводите итог сказанного собеседником. Такой прием превратит вас в незаменимого слушателя, который действительно умеет слышать речь другого человека.

Будьте уверены в себе

Аудитория не посчитает интересной речь, если тот, кто ее произносит, не чувствует себя уверенно. Запинки, слишком затянувшиеся паузы, блуждающий взгляд, дрожащий голос свидетельствуют о страхе и нервозности. Особенно важен зрительный контакт со слушателями, это признак уверенности в себе и своих словах.