Как развить речь и научиться говорить красиво. Учимся говорить

Современному человеку важно уметь лаконично и ясно высказывать мнение. Ведь сложно оценить гениальность идеи, если ее создатель не в состоянии грамотно изложить суть словами, донести до оппонента основную мысль. Это важно для представителей тех профессий, чья работа связана с людьми.

Грамотно поставленная речь помогает произвести положительное впечатление на собеседника.

Ораторское искусство легче освоить, если разделить поставленную задачу на два этапа. Первый посвящен вопросу, как научиться правильно выражать свои мысли. Второй – тому, как грамотно говорить, изъясняясь простым языком.

  • Расширение словарного запаса. Формулировать суть разговора или отдельного предложения сначала мысленно, а потом рассказать устно помогут книги. Классическая художественная, научно-публицистическая литература не только пополнит словарный запас, но и расширит кругозор.
  • Тренировка памяти. Очень часто в разговоре собеседнику не удается подобрать подходящее слово. Множество вариантов крутятся в голове, а нужное, как назло, забывается. Для тренировки памяти подходят четверостишья, комбинации цифр.
  • Умение сконцентрироваться на конкретной мысли. Это важно для того, чтобы четко и понятно воспроизвести смысл. В данном случае полезно перед разговором задать себе несколько вопросов – что (то, о чем пойдет речь), где и когда (подробности), зачем (конечная цель разговора).

Когда мысли приведены в порядок, следует усовершенствовать свои ораторские способности.

Концентрация внимания

Для оратора важно не только умение сконцентрироваться в нужный момент, но и суметь удержать внимание слушателей до конца выступления. Каким способом вызвать интерес и завладеть вниманием аудитории поведает наука риторика.

Чтобы научиться управлять собственным вниманием, применяют простую технику. Сначала тренировки можно проводить в тишине, затем усложнить процесс, проделывая тоже в людном месте или на улице. Искусство концентрации оттачивается с помощью йоги.

Цель методики – научиться концентрировать внимание на определенном образе, находясь в любых условиях. Для этого нужно:

  • мысленно проговорить слово, например, стол;
  • осмыслить его значение (для чего нужен стол, где можно его поставить);
  • визуализировать образ (ясно представить конструкцию стола, его цвет, размер, расположение в помещении, другие подробности).

В ходе выполнения упражнения возникают отвлекающие факторы – посторонние звуки, действия людей, прочее. Нужно удерживать свое внимание на придуманном слове в течение нескольких минут, периодически повторяя его. Сначала рекомендуется тренироваться дома. Концентрировать внимание на улице или в людном месте гораздо сложнее. Однако освоив данный навык, человек сможет свободно формулировать мысль, в дальнейшем – ясно излагать смысл, грамотно и убедительно говорить.

Составляющие красивой речи

Публичное выступление считается удачным, если речь оратора обладает следующими характеристиками:

Прорабатывая каждую составляющую по отдельности, следует помнить об уверенности в себе во время разговора.

Техники для развития красноречия

Развить навыки свободной речи помогает ораторское мастерство и риторика. Уверенно держаться перед публикой и выступать перед многочисленной аудиторией слушателей учат на курсах актерского мастерства. На практических занятиях прорабатывают дикцию, сценическую речь, интонацию. Если понятия ораторского и актерского мастерства ясны, то значение риторики вызывает некоторые вопросы.

Риторика – это научная теория, изучение которой позволяет освоить ораторское искусство. Данную филологическую дисциплину в обязательном порядке изучают все актеры, общественные деятели и другие специалисты, чья профессия связана с публичными выступлениями. Риторика изучает влияние, оказываемое речью оратора на оппонента.

Самостоятельно улучшить дикцию можно с помощью скороговорок и специальной логопедической гимнастики. Скороговорки сначала проговариваются медленно, по слогам, постепенно увеличивая темп и добавляя интонацию. Помимо дикции, это тренирует память. Зарядка для проработки речевого аппарата состоит из простых упражнений:

  • Кончиком языка дотронуться поочередно до неба, дотянуться к основанию языка, к внутренней стороне каждой щеки.
  • Пропеть все гласные звуки, вытягивая губы.
  • Протянуть шипящие согласные, звук «р».

Что поможет говорить грамотно и красиво

Умение правильно и доходчиво излагать мысли можно развить, пройдя курс ораторского мастерства. Прослушав несколько лекций можно узнать, как научиться красноречию. Самостоятельно развить навыки поможет:

  • Запись собственной речи на диктофон. При прослушивании можно составить объективную оценку ораторскому выступлению, учесть недочеты, исправить ошибки.
  • Игры с использованием различных слов, описаний (подбор синонимов, характеристика предметов);
  • структурирование речи. При выступлении или в обычном разговоре следует выделять главные моменты, четко и ясно формулировать второстепенную информацию, опускать ненужные детали.
  • Увеличение активного лексикона. Каждый день нужно подбирать 2-3 слова, которые редко применяются в повседневной речи, и активно использовать их в разговоре.
  • Контроль над жестами и мимикой. Неумение правильно формулировать мысль приводит к излишней жестикуляции и мимике во время разговора. Нужно избавиться от этой вредной привычки, которая отвлекает от основной мысли, вызывает раздражение оппонента. Развитая мимика лица помогает более убедительно выступать перед аудиторией. Оттачивать искусство речи полезно перед зеркалом.
  • Уверенность в себе. Важно научиться контролировать собственные эмоции, справляться с волнением, которое возникает перед публичным выступлением. Говорить убедительно, способен только оратор, который уверен в себе.

Важно излагать свою точку зрения так, чтобы оппоненту было ясно, о чем идет речь. Поэтому лучше говорить простым языком, не используя сложные речевые обороты и научные термины.

Правильная, грамотная речь – основа взаимопонимания и главный инструмент обмена информации между людьми, который используется в профессиональной деятельности и при повседневном общении. Навыки устного изложения идеи и лаконичной передачи смысла важны для представителей профессий, связанных со сферой обслуживания, торговли и других областей.

Речь – прекрасный и красивый способ обмена и пополнения информацией. Слушая выступление оратора, который с легкостью варьирует своими словесными оборотами, невольно начинаешь завидовать, а потом подумывать о том, как научиться красиво говорить.

Положительные эмоции, присутствующие при разговоре с таким человеком подталкивают совершать невероятные поступки для собственного развития. Чтобы не запрятать желание на неопределенное время скажите: «Я тоже хочу говорить красиво», – и немедленно приступайте к занятиям.

Лаконичность мысли, сформированный красивый навык разговорной речи требует большого терпения, выделения определенного промежутка времени, перемены устоявшегося образа жизни, признания допустимых ошибок.

Если вы готовы кардинально перевернуть стиль мышления, научиться прислушиваться чужих рекомендаций – это верный путь. В дальнейшем, когда первые успехи будут видны и выступление принято слушателями, можно выработать иную схему обучения.

Ниже рассмотрим каждый совет более подробно.

Расстановка будущих слов

Возьмите себе за правило – каждое занятие начинать с проговариванием фразы: «Я мечтаю, хочу говорить красиво». , обязательно превратятся в реальность, а правильные действия по продвижению мечты в жизнь примут особый настрой.

Итак, переходим к первому пункту, который приблизит к пониманию главной задачи:

  • Построение предложений важно для общения и осмысления. Рассказчик, сообщая окружающим информацию, должен мысленно расставить происходящие события в хронологической последовательности, чтобы не нарушить тему.
  • У людей, не имеющих опыта, мысли могут путаться, и выступление получится несвязным, нелогичным. Поэтому заведите дневник, где на страницах описывайте услышанные диалоги, интересные детали, дневные размышления, внутрисемейные отношения.
  • Бумага, скрывая нелепые выражения, постепенно преподнесет красивый сюрприз. Выстроенные красивые высказывания лягут в толковое содержание с красноречивыми цитатами, обоснованными оборотами, логичными фразами. Забитый ненужным «мусором» мозг, освобождаясь от большого количества новостей, историй, переживаний, даст волю для нового потока мыслей, приближая вас к ответу на вопрос: «Как научиться говорить правильно и красиво».

Пополнение словарного запаса

Увидев незнакомое слово, непременно определите его значение. В толковом словаре дается их подробная разъяснительная характеристика, область применения. С представителями разных профессий, вековых категорий и социальных слоев редкие слова имеют свое особое положение.

Накапливая новые знания, наращивается статус, возникает серьезное уважение, приобретаются интересные знакомые. Как научиться красиво говорить не стоит уже неразрешенной дилеммой, потому что красивый слог и удивительные словосочетания проскальзывают в вашей беседе, становясь прекрасным фундаментом.

Чтение книг

Желание – хочу говорить красиво – не возникает просто так. Классические произведения способствуют появлению чистых, красивых речевых оборотов, заложенных известными писателями.

Воспевая каждое слово, обыгрывая различные допустимые сочетания, авторы старались донести до читателя гармоничность, уникальность, грамотность.

Великий язык остался примером для многих поколений, жаждущих научиться и познать наслаждение от письменных сюжетов, разборов характеристик героев, выведенной морали.

Нельзя, конечно, полностью отрицать современную литературу, нарушающую созданные веками стереотипы, дающую молодость, неизведанный поток воздуха.

Любая книга подталкивает к обдумыванию, человек незаметно может научиться мыслить и разговаривать по-другому. Но сравнивая классический и современный роман, знаток того, как научиться красиво и грамотно говорить с большим уважением посмотрит на старинный затертый переплет.

Публичные выступления

Наступает ответственный момент, когда ваше выступление рассчитано на большую аудиторию:

  • Здесь желательно продумать все диалоги, реплики. Запишите пункты плана. По плану постепенно развивайте тему разговора.
  • Свое выступление запишите на диктофон. Прослушивая выступление несколько раз, вам станут заметны слабые выражения. Подготавливайте выступление заблаговременно, чтобы хватило времени исправить пробелы и тогда девиз дня: «Хочу говорить красиво», – станет незаменимым спутником.
  • Научиться красиво говорить без публики невозможно. Близкое окружение привыкает к стилю общения, погрешности в речи не замечает. Незнакомые слушатели сразу же отреагируют на неинтересный рассказ, покажут это поведением и заметным шумком. Перед выступлением важно знать возрастные особенности предстоящих собеседников.
  • Советуйтесь с друзьями, которым пришлось выступать на публику. Учитывайте их красивые выступления, речь, отмечайте ключевые моменты, используйте в качестве «волшебной палочки» полученные сведения.
  • На ожидаемые вопросы подберите ответы, чтобы научиться направлять выступление в правильное русло. Проштудируйте книги по тематике, выпишите крылатые фразы, известные цитаты. Основывайтесь в докладе на знакомые имена. С такой основой ваше выступление примет научный и фундаментальный вид.
  • Для искусства говорить нужны обязательные тренировки. Вначале соглашайтесь на маленькую и знакомую аудиторию. Выработав навыки общения с группой людей, увеличивайте постепенно их количество, чтобы научиться изменять подачу разговора и тематическую направленность.

Наличие жестов и мимики

Живой разговор всегда предполагает движение рук и тела. Сухая подача материала без ярко выраженного эмоционального окраса скучна, неправдоподобна.

Докладчик, живущий содержанием выступления, заставляет зрителей присоединиться к тому, что ему дорого, близко. Это не просто неуклюжие взмахи. Любой жест у него красивый, логичный. Под влиянием искренности получается насыщенный, открытый диалог совершенно чужих людей.

Тренировать жестикуляцию и мимику полезно перед зеркалом. Сразу видны недочеты, какие-то излишества в движениях. Открытый, красивый взгляд помогает справиться с лишними и глупыми жестами, не вписывающимися в общую картину.

Иногда сопровождающие жесты кажутся неуместными, вызывающими. Но холодное выражение лица склонно к отталкиванию и непониманию. Найдите гармонию слова, тела, голоса.

Упорство и желание

Хочу говорить красиво – это не просто красивый лозунг. Длительные, повторяющиеся изо дня в день упражнения помогут научиться и приведут к положительному результату благодаря большому желанию, усидчивости, терпению. Намеченная определенная цель, ради которой вы намеренно отказываетесь от свободного часа, будет путеводителем в сложном ораторском искусстве.

Раскрасьте занятия играми. Например, начните описывать любой предмет без остановки. Неважно, что вы произнесете. Главное, исключая паузы, научиться говорить не задумываясь. Постепенно «бред» перерастет в связный красивый рассказ. Детализация развивает внимание, речь, мышление. Меняется отношение к внешнему миру.

Воспитание уверенности

Когда отсутствует уверенность, невозможно научиться красиво говорить. Страх сжимает мышцы, голос начинает предательски дрожать.

Чтобы , постарайтесь обратиться за советом к специалисту или почитайте литературу по психологии. Они раскроют истинную причину, снимут зажимы. Интернет наполнен пособиями и тренировочными упражнениями, простыми и понятными.

Заниженная самооценка провоцирует нежелание побороть чувство страха. Человеку кажется невыполнимым такое избавление и неприступный барьер увеличивается. Полюбите все, чем вы занимаетесь. Необходимо научиться работать над собой. Отпустите прошлое, живите здесь и сейчас. Начните жизненную повесть с чистой страницы.

Каждый голос красивый и уникальный. Не стесняйтесь его, каким бы он ни был. Сумейте заворожить правильной подачей. Слушатель примет любой необычный тембр, когда тема доступна и интересна. Поэкспериментируйте. Простое предложение «хочу говорить красиво» скажите в разных диапазонах: высоких, низких, средних. После варьирования вы заметите особую утонченность и с радостью отметите, что ваш голос самый лучший.

Выделение главного

В искусстве говорить уделяется значение контакта со слушателями. Когда происходит выступление, опытный оратор моментально чувствует любое отклонение от намеченного хода повествования, вовремя поправляет себя.

Хочу говорить красиво – чудесный старт в красивый мир культуры и этики. Следя за своей речью, можно научиться говорить без лишних слов, стать воспитанным, умным, грамотным.

В ходе занятий записанные на диктофон записи сохраняйте, красивый словесный оборот выписывайте и используйте, когда будете составлять следующее выступление.

Умение красиво говорить выделяет человека из общей массы и дает ему преимущества. Он способен совершать великие дела, вести за собой толпу. Пусть желание – хочу говорить красиво, навсегда перевернет сознание и придаст силы в выступлениях.


Мы живём в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится прежде всего профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаёшь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приёме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно . Даже если его профессия не связана с публичными выступлениями.

Умение убеждать

Что касается публичной деятельности, то правильная и красивая речь – это гарантия эффектного выступления. Речевые ошибки выдают либо не слишком образованного и некомпетентного человека, либо неуверенного в себе выступающего; такому горе-оратору вряд ли хочется довериться. Получается, знание орфоэпии – это не просто показатель «общей грамотности», но и выгодная вещь – с её помощью можно убеждать публику в чём угодно.

Политтехнологи, подготавливающие политиков к выступлению и кандидатов к предвыборной кампании, много внимания уделяют именно речи своих «подопечных». Во многом благодаря хорошей речи наша нынешняя «политическая элита» пришла к власти и надёжно её удерживает, несмотря на сомнительные профессиональные и моральные качества и образование.

Не исключено, что свержение Януковича состоялось благодаря его неграмотной речи. В самом деле, тотальная безграмотность украинского «президента в законе» как в русском, так и в украинском языке была известна на всю страну и за её пределами. О ней сочиняли анекдоты; и вопиющим недоразумением казался тот факт, что Янукович официально был признан самым плодовитым и высокооплачиваемым украинским писателем, его «труды» издавались большими тиражами. Способность разговаривать у Януковича невысокая, ведь с детских лет его школой и университетом была знаменитая ОПГ «Пивновка», в которой он «совершенствовался как личность». Если бы он овладел (на худой конец – поработал над орфографией и орфоэпией), у него наверняка было бы больше шансов остаться у власти. Неграмотный лидер страны не устраивал даже тех, кто был лоялен к режиму и извлекал из него пользу: Янукович портил имидж своей страны и партии, своей речью обнажал всю сущность украинской (как, в общем-то, и российской) политической системы, поэтому на своём посту выглядел неубедительно.

Мы видим, к каким последствиям может привести неграмотная речь. Тем более важно умение в сферах, далёких от «дел государственных».

Правильная речь и единство народа

Язык – это часть менталитета того или иного народа, он хранит мысли и образы, которыми народ жил веками. Демонстрируя умение говорить на своём языке, оказывает, что он не отдаляется от своих слушателей и от сограждан в целом. Правильная речь устраняет социальные, профессиональные и прочие барьеры, разделяющие общество. В самом деле, говорящего на профессиональном жаргоне специалиста широкая публика не поймёт, а может и смутиться – ведь собеседник выставил слушателей идиотами, неспособными понять «простые вещи».

Таким образом, литературный язык – это всеобщий язык страны, которым пользуются (во всяком случае, должны пользоваться) граждане всех возрастов, профессий, социальных групп и прочих категорий для взаимопонимания.

Портит ли речь жаргон?

К жаргонным словам консервативные исследователи относятся с неодобрением, считая, что они только портят речь выступающего. Однако понятие о «красоте» в этом случае чисто субъективное; более того, «литературный» язык часто может быть недостаточно выразителен, иметь устаревшие или неактуальные для данной ситуации единицы и конструкции. Так что такая формально правильная речь на деле окажется некрасивой, неумелой и уродливой. Подобный педантизм в речи характерен для людей лицемерных или имеющих завышенное самомнение.

Некоторые виды жаргонов в наше время полностью или частично понятны основной массе российских граждан. Это молодёжный сленг, блатная «феня», ряд профессиональных слов из речи программистов и др. Такое стало возможным благодаря современной культуре, для которой характерны доступность высоких технологий, сложившийся ещё в советское время «лагерный» менталитет и бурное развитие поп-культуры. Разумеется, перенасыщать элементами этих жаргонов свою речь не следует, но и совсем отказаться от них не получится – без них невозможно ясно и доходчиво выразить мысль, кроме того, они позволяют сделать речь более яркой.

Кто создаёт правила?

Не так давно общество бурно обсуждало постановление наших политиков – узаконить средний род слова «кофе» параллельно с мужским. Некоторые восприняли этот указ правительства в штыки, другие одобрили его – дескать, давно пора; есть и такие, кто одобрил бы указ, если бы он исходил от маститых учёных-русистов, а не от циничных и безграмотных политиков.

И вот тут встаёт резонный вопрос: а кто, собственно, сочиняет все эти правила? Почему говорить «килограмм помидоров» — правильно, а «килограмм помидор» — неправильно? Ответ: «Потому что так учат в школе» — неверный: со временем стандарты и орфоэпии меняются, что нетрудно пронаблюдать, открыв какую-нибудь книгу, скажем, 50-х годов. В знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище» 1953 года издания о холодильнике сказано, что это бытовой прибор, который «работает электричеством»; в наше время такой речевой оборот считается грубой ошибкой, а носителями языка воспринимается как дикая невежественность. Современный читатель морщится от слов «диэта», «диэтические продукты». Если покопаться, то можно в этой книге найти ещё немало устаревших написаний и речевых оборотов.

Конечно же, учёные никакие правила не изобретают. Наука, как всегда, выступает лишь сторонним наблюдателем процессов, происходящих в обществе. Язык изменяется постоянно и бесконечно, и «автором» новых правил выступает сам народ. Если говорить точнее, то за основу правильного произношения берётся речь «образцовой» части населения; новые правила закрепляются в произведениях «большой» литературы и публицистики, авторы которой обслуживают эту часть населения. Под эту группу подстраивается остальное население, чтобы получить профессию, доход, приобщиться к научным и культурным достижениям и т. д. До революции «образцовой» социальной группой было дворянство, оно и выстраивало языковые нормы. В советское время это положение должны были занять квалифицированные рабочие, крестьяне и свободная интеллигенция, однако де-факто формирователем языкового кода выступала партийная номенклатура. Постсоветские годы – весьма трудный период для русского языка, поскольку кардинально меняется социальная структура общества, а сам язык воспринимает очередную волну иноязычных и внутренних (из жаргонов, просторечия и т. д.) заимствований. Внимание общества, в том числе новой криминально-политической «элиты», к собственному языку очень низкое; но с другой стороны, потребность во взаимопонимании и развитом языке осталась, вследствие чего и происходят изменения в лексике, произношении, а иногда и в – наиболее устойчивых пластах языка. Общество создаёт новые, более удобные формы устной и , и науке остаётся только фиксировать их. Разумеется, постоянный пересмотр правил не имел бы смысла, в этом случае язык как система перестал бы существовать.

Можно сказать, что в последние годы формирователями новых правил и норм являются средства массовой информации. Литература, даже современная и коммерческой направленности, всё-таки пользуется ограниченным спросом, а вот телевидение, газеты и особенно интернет-сайты просматривают едва ли не все граждане страны.

Возвращаясь к узаконенному среднему роду слова «кофе», следует отметить, что это наверняка не единственное новшество в . Изучая пространство Рунета, можно предположить, какие новые постановления нас ожидают в будущем. К примеру, ошибочное, но невероятно популярное словосочетание «килограмм помидор» может быть узаконено одним из первых, ведь значительная доля населения, в том числе экономически активная, не знает правильного варианта – «помидоров».

ЗвОнит или звонИт?

Приведённые ниже примеры как раз иллюстрируют, насколько правила русского языка (в данном случае – постановки ударения в глаголах) непостоянны и подвижны.

В наше время чаще всего можно услышать вариант «звОнит». Однако все словари и учебники настойчиво призывают говорить «звонИт». Откуда же взялась ошибочная форма? Традиция ставить ударение на первый слог живёт в разговорном языке уже около сотни лет; и по правилам начала ХХ века ударение в этом слове было именно таким.

Похожая ситуация со словом «вклЮчит/включИт». Основные словари считают нормативным именно второй вариант, однако около года назад Большой орфоэпический словарь внёс первый вариант в качестве допустимого, что вызвало бурю неодобрительных эмоций у образованной общественности. Составители словаря оправдывались: «Что делать? Раз люди так говорят, значит, это надо зафиксировать». Совершенно правильная для учёных точка зрения: не устанавливать правила, опираясь на некую «традицию», а фиксировать явление живого языка.

Вообще со времён А. С. Пушкина идёт медленная тенденция переносить ударение в таких глаголах с окончания на основу. Проще говоря – было время, когда говорили «курИт», «варИт», «поИт»; множество примеров этого можно найти в произведениях русских поэтов. Перенос ударения происходил постепенно, и словари фиксировали и узаконивали всё новые и новые формы – сначала с пометой «разговорное», а затем и без неё.

Свидетель «переходного» этапа – мультфильм «Пластилиновая ворона», в котором персонажи не могли понять, «Подарок сразу врУчат» или «вручАт». Путаница в этом слове имеется и в наше время, поскольку разные словари считают правильным то первый вариант, то второй.

Для слова «ржаветь» «Словарь образцового русского ударения» М. А. Штудинера считает правильным только ударение на втором слоге, а вот упоминавшийся уже Большой орфоэпический словарь допускает ударение и на первом, и на втором слоге.

Карлсон в советском мультфильме допускает ошибку, когда говорит: «А мы тут плюшками бАлуемся». Однако Большой орфоэпический словарь в наше время считает такой вариант допустимым, но приоритетным всё равно объявляет «баловАться».

«ДождАлись», «собрАлись» и другие подобные варианты основные словари считают грубой ошибкой: только «дождалИсь» и т. д. Но совсем недавно Большой орфоэпический словарь узаконил этот вариант в качестве допустимого.

«ОблЕгчить», «углУбить»: неправильное ударение в этих словах стало популярным благодаря выступлениям Михаила Горбачёва. Некоторые ими даже пользуются, однако чаще всего эти варианты фигурируют в ироническом контексте (например, в анекдотах); словари по-прежнему не желают фиксировать «нововведение» Горбачёва как разрешённый вариант.

«ТанцовщИк», «танцовщИца»: словарь Ушакова считает такое ударение допустимым в разговорной речи, однако в литературной правильный вариант всё-таки на втором слоге. Другие словари считают правильным только второй слог. «Неверное» ударение можно услышать в песне Розенбаума «Вальс Бостон».

Как правильно сказать?

Однако немало правил произношения жёсткие и однозначные. «ТОрты» — так и только так. И при склонении это слово также имеет ударение на первом слоге. То же касается и слов «бант», «порт» и других. Но вот «мостЫ», «мостА» — здесь правило другое. Возможно, неправильное ударение в вышеуказанных словах в разговорной речи появилось в результате аналогии с «мостАми».

«КрасИвее» — ещё одно слово, не терпящее другого ударения. Однако многие люди привыкли говорить «красивЕе».

«СвЁкла» — ударение на первом слоге. Просторечный вариант «свеклА», возможно, пришёл из южнорусского говора.

«КаталОг» , «некролОг» . Неверный вариант «катАлог», может быть, появился под влиянием «анАлога». А «некрОлог» — в результате сближения с «биОлогом».

«ДоговОр» — только так. Сотрудники «органов» давным-давно привыкли говорить «дОговор», однако все словари считают этот вариант неверным. То же самое и со «средствАми» — словари настойчиво требуют лишь «срЕдства».

«ЖалюзИ». Слово французское по происхождению и несклоняемое, в переводе означает «ревность» (их изобретатель изготовил их для того, чтобы прохожие мужчины не могли любоваться красотой его жены, пока он на работе). Откуда появился неуклюжий вариант «жАлюзи» — непонятно.

«СтолЯр». Однако даже в советской поэзии нередко встречалось «стОляр».

«ТУфля». Знаменитая фраза из фильма: «Чей туфлЯ? – Моё!» — иронически показывает неграмотную речь.

«КвартАл». Популярное «квАртал» словари считают неправильным.

Вариант «маркЕтинг» сегодня многие считают общеупотребительным. Но большинство словарей предписывают лишь «мАркетинг», как и в языке-источнике – английском.

«КОлледж» — слово, пришедшее из английского, в котором на первый слог падает ударение в большинстве слов. Его французский аналог – «коллЕж»; во французском языке ударение падает всегда на последний слог, причём не слова, а фразы.

«СупЫ, сОусы». Повара, продавцы в продовольственных магазинах часто говорят «супА», «соусА»; некоторые даже оправдываются, называя это профессиональным жаргоном (также как и «дОговор» у полицейских). Однако литературная речь требует только первый вариант.

Как научиться правильно и красиво говорить?

Вот несколько советов тому, кто желает усовершенствовать свою речь.

Чтобы быть уверенным в своей правоте и нести свет знаний и культуры в массы, начать придется с себя – подчистить «огрехи» собственной речи. Наша редакция решила прежде всего взяться за ударения, и у нас получился своеобразный рейтинг из 30 слов, с которыми чаще всего возникают «ударные» затруднения. Вот он в алфавитном порядке и с подсказкой правильного ударения:

баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны )

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи )

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (оба варианта равноправны )

тирамисУ

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать

Что написано пером…

Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

#графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение »), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина - орфоэпия (от греческого orthos - правильный и epos - речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков , проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире : государственных деятелей , лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, - весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:

¦ усвоить основные правила русского литературного произношения;

¦ научиться слушать свою речь и речь окружающих;

¦ слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

¦ осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

¦ исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного , рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

§ 235. Произношение гласных звуков

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции . Существуют два типа редукции - количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей - во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у] не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.

1. Гласные в 1-м предударном слоге:

а) после твердых согласных на месте о и а [а] : в[а]да?, н[а]га?, М[а]сква?, с[а]ды?, з[а]бо?р ; после твердых шипящих ж и ш на месте а и о также произносится ослабленный звук [а] : ж[а]ра?, ж[а]нглёр, ш[а]ги?, ш[а]фёр .

Примечание 1 . После твердых шипящих ж , ш и после ц перед мягкими согласными произносится звук типа [ы] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ] : ж[ы э ]ле?ть, к сож[ы э ]ле?нию, ж[ы э ]ке?т , в формах множественного числа слова лошадь : лош[ы э ]де?й, лош[ы э ]дя?м и т. д… в формах косвенных падежей числительных на - дцать: двадц[ы э ]ти? , тридц[ы э ]ти? и т. д.; в редких случаях звук э ] произносится на месте а в положении перед твердыми согласными: рж[ы э ]но?й. ж[ы э ]сми?н .

Примечание 2. Безударное [о] произносится в союзах но и что , а также допускается в некоторых иноязычных словах, например: б[о]а?, б[о]мо?нд. рок[о]ко?. Ж[о]ре?c .

Примечание 3. Сохранение о в безударных слогах является чертой областного произношения, поэтому произношение М[о]сква?, п[о]ку?пка, п[о]е?дем, в[о]зи?тъ. в[о]кза?л не соответствует норме ;

б) после твердых шипящих ж, ш и ц на месте е произносится редуцированный звук типа [ы] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ]: ж[ы э ]на?, ш[ы э ]пта?ть, ц[ы э ]лу?й ;

в) после мягких согласных на месте букв я и е , а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ] : м[и э ]сно?й, Р[и э ]за?нь, м[и э ]сти?, ч[и э ]сы?, щ[и э ]ди?ть , а также в формах множественного числа слова площадь: площ[и э ]де?й, площ[и э ]дя?м и т. д.;

г) на месте я и е в начале слова произносится звук [и] с призвуком [э] , обозначаемый э ] в сочетании с предшествующим [й]: [йи э ]зда?, [йи э ]нта?рь, [йи э ]йцо?.

Примечание. Сохранение [а] в безударном слоге после мягких согласных является чертой областного произношения, поэтому произношение [в’а]за?ть, би?на, ч[а]сы?, [йа]йцо?, [йа]ви?ться не соответствует норме.

2. Гласные в других безударных слогах:

а) в абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [a]: [а]рбу?з: [а]кно?, [а]втомоби?ль, [а]тклоне?ние;

б) после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а и о произносится редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ы] [ъ]: г[ъ]лова?, к[ъ]ранда?ш, я?бл[ъ]к[ъ] ;

в) после мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между [и] и [э] , краткий по длительности, обозначаемый условно [ь]: [п’ь]тачо?к, [л’ь]сору?б, вы?[н’ь]су, ч[ь]лове?к .

3. Гласный и в начале корня после приставки или предлога, оканчивающихся на твердые согласные, произносится как [ы] : из института - и[зы]нститута , с Игорем - [сы]горем ; сохранение в этой позиции [и] и смягчение согласного перед ним является областной чертой произношения и не соответствует норме .

4. Ударные гласные звуки на месте е и ё . В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё , т. к. для их обозначения употребляется только буква е (кроме учебной литературы для младших школьников и иностранных учащихся). Такое положение приводит к искажению не только графического, но и фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:

а) с буквой е , на месте которой звучит [э] : афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец ), леска, небытие, недоуменный, неоцененный, опека, оседлый (оседлость), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;

б) с буквой ё , на месте которой, звучит [о] : безнадёжный, вёдер, гравёр, жёлчь (допустимо желчь ), жёлчный (допустимо желчный ), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза ), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), щёлка и др.

(/) непрерывная косая линия указывают на обязательные паузы , (¦ )прерывистая косая линия - на возможные, факультативные паузы;

- нисходящая интонация (понижение тона);

- восходящая интонация (повышение тона);

(") - логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах).

Диктор Центрального Телевидения СССР Валентина Леонтьева

Звук - И

Ударный звук [и] произнос и тся на месте и в начале слова после паузы, и в с ер едине слова после мягких согласных: иволга - [и]волга, ис ти на- [и]стина, Иматра- [и]матра, линия- "и]ния, пески - пес[к"и], старинный - ста[р"и]нный, Вильнюс - [в" и] льнюс, Лима - [л"и]ма, Сириус- [с" и]риус.

В начале мес т оимений их, им, ими, по нормам орфоэпии, произноситс я гласный [и], а не сочетание [йи]: [йих], [йим], [йим"и] - как это был о принято в старомосковском произношении.

После согласных [ш], [ж], [ ц] на месте гласной и произносится [ы]: ш ин а - [шы] на, ширь - [шы]рь, шить- [шы]ть, Шипка - [шы]пка, Ши ллер - [шы]ллер, Граши - гра[шы]; жить - [ж ы] ть, жидкий - [жы]дкий, ножи - но[жы], Жиздра - [жи]з др а, Житковичи - [жы]тковичи, Жижка - [ жы ]жка; цинк - [цы]нк, цифра - [цы]фра, Цильма- [цы]льма, Ци ру лис- [цы]рулис.

На месте гласной и в нач ал е слова произносится [ы], если между ним и пред ш ествующим словом, который оканчивается на твёрдый сог ла сный, нет никакой паузы: с изве ст ью - [с-ы]звестью, над изгородью - на[д-ы]згородью, в Инсбр уке - [в-ы]нсбруке, над Ильмень-озером - на[ д-ы] льмень-озером, к Ирвингу - [к-ы]рвингу.

В случаях, когда между с ло вами есть хоть небольшая пауза, на месте г ла сной и произносится [и]: с идефикс - с [и]дефикс, к иди ос инкразии - к[и]диосинкразии, в Икше - в [и ше, над Иматрой - над [и]матрой, с Ибсеном - с [и]бсеном. На те левидении и радио такая пауза иногда и спо льзуется дикторами перед произношением имён нарицат ел ьных, которые употребляются не ча с то. Также, паузу используют перед именами собственными, ч ащ е всего иноязычными, чтобы точно перед ат ь звуковой облик.

Звук - Ы

[ы] звучит на месте ы : вы иг рать-в[ы]играть, мыс - м[ы]с, скворцы - скворц[ы], на пыщ енный - нап[ы]щенный, Ылыч - [ы]лыч, Быстрица - б[ы]ст ри ца, Вычегда - в[ы]чегда, Надым - над[ы]м, Сы з рань - с[ы]зрань, Исаклы - исакл[ы].

Звук - У

Гласный [у] под ударе н ием произносится на месте у и ю : улица - [у]лица, утро - [ у] тро, лагуна - лаг[у]на, научный - на[у]чный, п олу чим - пол[у]чим, Углич - [у]глич, Калуга - кал[у]га, На ур у - на[у]ру; юнга - [йу]нга, юрта - [йу]рта, дюна - [д"у]на, люди - [ л "у]ди, поют - по[йу]т, Юдино - [йу]дино, Д ю рер - [д"у]рер, Лютер - [л"у]тер.

Орфоэпия. Произношение сочетаний предударных гласных

На месте соче тан ий аа , ао , оа , оо в предударных слогах произносится [аа]:

аа : за адвоката - [за-а]двоката, на алебастре - [на-а ]ле бастре, Чаадаев - [чаа]даев, Заалайский хребет- [заа]лайский хребет, Саар бр юккен - [саа]рбрюккен, Шаартуз- [шаа]ртуз, за Ан дреем - [за-а]ндреем, на Алтае - [на-а]лтае.

Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов

ао : баобаб - [баа]баб, гаолян- [гаа]лян, заодно - [заа]дно, наобещать- [наа]бещать, на океане - [на-а]кеане, Заозерный - [заа]зёрный, на Окинаве- [на-а]кинаве, за Онегой- [за -а ]негой.
В некоторых редких им е нах собственных сохраняется буквенное произноше ни е такого сочетания гласных: остров Аогасима - [ао]га си ма, город Аомынь - [ао]мынь, город Баотоу - [ ба о]тоу, река Таохэ - [тао]хэ;

оа : коагулятор- [каа
]гу лятор, по академии - [па-а]кадемии, до арби тр ажа - [да-а]рбитража, про Азов - [пра-а]зов, про Антар к тиду - [пра-а]нтарктиду, по Алатау- [па-а]латау.
нн ых сохраняется произнош. сочетания гласных [оа]: го ро д Оахака- [оа]хака, город Моаскар - [моа]скар;

оо : вообразить - [
ваа ]бразить, пообедать - [паа]бедать, соотнести - [ са а]тнести, про односельчан - [пра-а]дносельчан, по Оке ани и - [па-а]кеании, про Олёкму - [пра-а]лёкму, п ро Остраву - [пра-а]страву.
Исключением быв ае т случай, когда перед словом, начинающимся с гласной а или о , ст о ят союзы то , но : "я её окликнул, но она не слы ха ла"; "если вы не хотите, то она не по йд ёт туда". В союзах произносится звук [о].
В малоупотребите ль ных именах собственных возможно про и знош. на месте оо гласных [оо], например, в названии Моонзундские острова - [моо]нзундские острова, остров Моореа - остров [моо]реа.

На месте еа и ео в предуда рны х слогах, по нормам орфоэпии, произносится [ьа]:

еа : неандерталец - [н" ьа] ндерталец, неаккуратно - [н"ьа]ккуратно, неапп ет итный - [н"ьа]ппетитный, реабилитировать - [р"ьа]билити ро вать, реагировать - [р"ьи]гировать, Беатриче - [б"ьа]триче;
ео : география - [г"ьа]графия, л е опард- [л"ьа]пард, Леонардо - [л"ьа]нардо, нео ло гизм - [н"ьа]логизм, Неонила - [н"ьа]нила, реостат - [р"ьа]стат, Рео мю р - [р"ьа]мюр, теодолит - [т"ьа]долит, Феодосия - [ф"ьа]досия.

На месте еи в предудар
ны х слогах произносится сочетание [ьи], очень близкое к с оч етанию [ии]: неизвестно - [н"ьи]звестно, неизгладимый - [н"ьи гладимый, неинтересный - [н"ьи]нтересный, неиссякаемый- [н"ьи]ссякаемый.

На месте гласных ее в предуда рн ых слогах произносится [ьйь], также близкое к [ии]: нее ди нодушно- [н"ьйь] динодушно, неестественно - [н"ьйь] стё ств енно.

На месте сочетаний гласных аи и ои в пред уд арных слогах произносится [ъи]:

аи : гаитянин - [гъи]тянин, каинит - [къ и] нит, наибольший - [нъи]больший, Заилийск ий Алатау - [зъи]лийский алатау;
ои : во избежание - [въ-и]збежа н ие, доиграть - [дъи]грать, поименно - [пъи] м енно.
В иностранных именах соб ст венных возможно произнош. сочетаний без редукции пе рв ого гласного: Каинда- [каи]нда, Таиланд - [таи]л а нд, Паизиелло - [паи]зиелло, Коирала - [кои]рала.

На месте гласных ау и оу в предуда
р ных слогах произносится [ъу]:

ау : гауптвахта - [гъу]птвахта, к ау чуконос - [къу]чуконос, Заунгузское плато - [зъу]нгуз ск ое плато, на Уэлене - [нъ-у]элене;
оу : соученик - [съу]ч ени к, поудить - [пъу]дить, поутру - [пъу]тру, Коунрадский рай он - [къу]нрадский район, по Уганде - [пъ-у]ганде, про Уленш п игеля - [пръ-у]леншпигеля.

Произношение звуков ау и оу встр
еч ается в малоизвестных заимствованных им е нах собственных: Баунагар - [бау]нагар, Ваупес- [в ау ]пес, Гауришанкар - [гау]ришанкар, Даубихе - [дау]бихе, Д оу лет-Яр - [доу]лет-яр, Лоуривал - [лоу]ривал, "Роушан ф екр" - [роу]шанфекр, "Тоуфик" - [тоу]фик.

На месте уа и уо в предудар ны х слогах, по правилам русской орфоэпии, произносится [уа]:
уа : вуалировать - [вуа]лировать, дуализм - [дуа]лизм, куафер - [ку
а] фер, пуансон - [пуа]нсон, уанстеп - [уа]нстеп, у артистов - [у-а]ртис то в, Буало - [буа]ло, Вуадиль - [вуа]диль, Гуантанамо - [гуа]нтанамо, Пуатье - [пуа]тъе, Туапсе - [туа]псе, Хуанхэ - [хуа]нхэ.

уо : дуоденальный - [дуа]денальный, у огня - [у- а] гня, у обелиска - [у-а]белиска, Муостах - [муа]стах, у Овидия - [у-а]видия. Иногда на месте уо возможно про изн ошение [уо]: луораветланы - [луо]раветланы, "Куотидиано" - [куо]тидиано.

Также читайте - нормы

О том, что такое орфоэпия, можно узнать из словарей и справочников литературного языка. Все языки мира имеют определенные лексические нормы, являющиеся образцом правильного употребления слов.

Наука орфоэпия

Орфоэпия изучает законы и правила произношения слов. Она очень похожа на орфографию, которая рассматривает законы правильного написания слов. Термин «орфоэпия» включает в себя два греческих слова: orthos - "верно", "правильно", "прямо" (направление) и epos - "речь", "разговор". Поэтому на вопрос о том, что такое орфоэпия, можно дать ответ, прямо переведенный с греческого языка: правильное произношение.

Правила орфоэпии

Различные отклонения от норм употребления и произношения мешают общению, отвлекают слушателя от смысла произносимой речи и значительно затрудняют усваивание произносимого текста. Соблюдения норм произношения слов также важно, как и придерживание норм правописания. Правильность произношения той или иной лексической единицы расскажет орфоэпия. Правила этой науки позволяют определить, как нужно произносить то или иное слово, и область его лексического применения. Ведь в мире, где устная речь является средством широкого общения, она должна быть безукоризненной, с точки зрения правил орфоэпии.

История русской орфоэпии

Русская орфоэпия сложилась уже в середине 17 века. Тогда были утверждены правила произношения тех или иных слов, закладывались нормы построения фраз и предложений. Центром нового литературного языка стала Москва. На основе северорусских говоров и южных диалектов было сформировано московское произношение, которое взято за основу лексической нормы. Наука о том, как правильно произносить то или иное слово, шла из Москвы до отдаленных глубинок России.

В начале 18 века центром политической и культурной жизни страны стала новая столица России - город Санкт-Петербург. Постепенно нормы произношения поменялись, среди интеллигенции стало правилом четкое, побуквенное произношение слов. Но среди широких слоев населения нормой продолжало считаться московское произношение.

Орфоэпия изучает такие нормы произношения русского языка, как ударение, норма произношения отдельных звуков и сочетаний, мелодичность и интонацию разговорной речи.

Ударение

О том, что такое орфоэпия, можно рассмотреть на правилах постановки ударения в русских словах. Вопрос не так прост, как может показаться. Во французской речи в подавляющем большинстве случаев ударение ставится на последний слог. В русском языке ударение подвижное, может падать на произвольный слог, менять свое месторасположение в зависимости от рода и падежа данного слова. Например, гОрод, но городА, пОезд, но поездА, прИмут, но принялА.

Иногда неправильное произношение настолько въелось в разговорную речь, что требуется немало усилий, чтобы искоренить ошибку. Например, повсеместно мы слышим звОнит вместо звонИт, дОговор, вместо правильного договОр. Орфоэпия слова настаивает на: каталОг, некролОг, квартАл вместо устоявшихся неверных версий этих слов.


Иногда исправить ударение помогает неожиданность. Например, в середине 50-х 20 века было широко распространено употребление слова «мОлодежь» вместо правильного «молодЕжь». Исправить ошибку помогла широко популярная песня «Гимн демократической молодежи». Песня была создана композитором Новиковым на стихи поэта Ошанина. В припеве гимна были слова: «Эту песню запевает молодЁжь». Распространенное «мОлодежь» не укладывалось ни в ритм, ни в текст этого музыкального произведения, поэтому неправильное произношение популярного слова было вытеснено верным.

Транскрипция

Произносимое слово можно записать при помощи транскрипции. Так называется запись слышимых слов и звуков языка. В транскрипции наряду с обычными литерами используются и специальные, например, литера [æ] обозначает открытый ударный гласный, нечто среднее между «а» и «э». Этот звук в русской речи не употребляется, но часто встречается при изучении языков германской ветви.

В настоящее время поставить правильное ударение в слове помогут специальные словари.


Произношение отдельных звуков

Объяснить, что такое орфоэпия, можно на примере произношения гласных в словах русского языка. Например, нормой в русском языке является редукция - ослабление артикуляции гласных в некоторых словах. Например, в слове «коробОк» четко слышится лишь третий звук «о», а первый произносятся приглушенно. В итоге получается звук, напоминающий одновременно и [о], и [а].

Если безударное [o] стоит в начале слова, оно всегда произносится как [а]. Например, в словах «огонь», «окно», «очки» четко в первом случае поизносится [а]. Ударное [о] не меняет своего значения: слова «облако», «остров», «очень» произносятся с выраженным [о] в начале.


Звучание некоторых согласных звуков

В существующих правилах орфоэпии сказано, что звонкие согласные в конце произносимых слов звучат как парные им глухие. Например, слово «дуб» произносится, как [дуп], «глаз» - [глас], «зуб» - [зуп] и так далее.

Словосочетания согласных «зж» и «жж» произносятся как двойное мягкое [жжь], например, пишем приезжаю, произносим [приежжьяю], дребезжание - [дребежжьание] и так далее.

Точное произношение того или иного слова можно узнать из специальных орфоэпических словарей.


Например, достаточно серьезную работу по орфоэпии представил Аванесов. Интересны глубоко проработанные издания языковедов Резниченко, Абрамова и других. Орфоэпические словари можно легко найти в Интернете или в специальных отделах библиотек.

Каждый хотя бы несколько раз в жизни сомневался, как правильно произнести слово, куда поставить ударение, ведь русский язык - один из самых сложных языков.
Сложности возникают по нескольким причинам.

В русском языке нет общего правила сохранения ударения, оно может стоять в любой части слова, в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог.

Ударение играет смыслоразличительную роль. В зависимости от ударения меняется значение слова, это можно наблюдать в словах-омонимах, а точнее, в омографах (словах, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат): па рить и пари ть, а тлас и атла с, кре дит и креди т.

В нашем языке очень много иностранных слов, заимствованных из других языков. Это, с одной стороны, обогащает язык, а, с другой, рождает трудности произношения и написания. Особенно часто сложности возникают с буквой «е»: пишется «е», а произносится «э» (партер, секс, тире).

Существует множество территориальных разновидностей русского языка - диалектов, - которые тоже влияют на произношение. Так, в Санкт-Петербурге и в Москве по-разному назовут мясо, приготовленное на вертеле: шаверма и шаурма.

Огромное влияние на носителей русского языка оказывает общение со славянскими «братьями». Даже дикторы телевидения стали произносить многие слова на украинский манер, тем самым допуская речевые ошибки. Чаще всего я слышу такие ошибки в ударениях глаголов: на чала вместо начала , по няла вместо поняла и т. д.

Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь - это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский - родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?

Давайте говорить правильно!

Этой статьей я открываю серию текстов, посвященных правильному произношению.

Для начала вот такой набор слов, вызывающих сложности в ударении .

Одна из самых распространенных ошибок - ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (об этом я написала уже выше, но повторю):

Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА, понялА, взялА, бралА и т. д. Но в мужском роде : нАчал, пОнял, сОздал.

Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИть, звонИт, звонЯт.

Можно купить срЕдства и пользоваться срЕдствами, но не средствАми.

Ребенка в детстве надо баловАть.

В Украине говорят на украИнском языке. Кстати, как правильно «в Украине» или «на Украине» вопрос остается открытым, общего мнения нет.

Учитесь грамотно, правильно произносить, писать слова русского языка.

Поверьте: в любом обществе, с кем бы Вы не общались, очень важно произносить слова как надо.

Ваша речь – Ваше лицо.

Вы не знаете, как правильно произносить или писать слова? Ознакомьтесь с нашей статьей.

Самые распространенные ошибки, которые мы делаем в словах

  1. Сомневаетесь, как надо говорить: «приД ти» либо «приЙ ти»?

Только «приЙ ти»!

  1. Ждете в кафе «эК спрессо»? Ну, логично: быстро приготовленный напиток – «экспресс-кофе». Нет! Он называется «эспрессо». И дело не в том, что его быстро делать. В переводе с итальянского это означает «выдавленный» - способ его приготовления.

Кстати, «кофе» - слово мужского рода. И пить Вы будете не «горячЕЕ », а «горячИЙ эспрессо».

  1. Не знаете, как надо: «побеДЮ », «побеЖУ », «побеЖДУ »?

Не ломайте голову: все три варианта неправильны.

Глагол «победить» не имеет формы I лица единственного числа будущего времени. Просто замените его синонимом – русский язык ими богат - «смогу, сумею победить», «одержу победу», «выиграю», «стану победителем», «буду лучшим, первым».

  1. Это же относится тосту «За сбытие мечт!».

Слово «сбытие» означает «распродажа», «избавление от чего-то». А у «мечты» не бывает формы единственного числа родительного падежа.

  1. Запомните: в русском языке нет слов «вобщем», «вообщем» - существует только «в общем» или «вообще». Не нужно объединять их.
  2. Часто задумываетесь, что правильно: поставить в документе свою «ПОД пись» или «РОС пись»?

Запоминайте: когда Вы расписываетесь, ставите «ПОД пись».

А «РОС писью» можно полюбоваться на стенах храмов, архитектурных объектов.

  1. Лексически словосочетание «самый лучший» не может существовать. Это логическая тавтология, «масло масленое»: оба слова стоят в превосходной степени. Как можно говорить, например, «максимально огромнейший», «наиболее чистейший»? Звучит? Конечно, нет!

Получается, что режиссеры, снявшие «Самый лучший фильм», перестарались с названием.

  1. Вам срочно понадобились деньги, а их не хватает? Вы их «занимаете», правильно? И просите друга: «Займи мне денег».

Так не говорят: «занять» означает «взять взаймы». То есть, «занять» можете только Вы, а друг Вам «одолжит».

Поэтому если Вы просите, говорите: «Могу я «занять» у тебя денег?» либо «Одолжи мне».

  1. Пишите правильно: «в течениЕ » означает «в продолжениЕ определенного промежутка времени». А «в течениИ » говорится о движении речки, жидкости.

И помните: оба слова пишутся раздельно.

  1. Популярное, мало кому понятное выражение «аД ронный коЛЛ айдер».

Не существует «аНД ронного коЛ айдера» - это не имя человека; «адронный коллайдер» - техническое оборудование. «адроны» (греческое слово, означающее «тяжелый») - класс элементарных частиц; «коллайдер» - это кольцеобразный тоннель, он ускоряет заряженные частицы, разгоняет протоны.

  1. Писать следует «выИ грать», а не «выЙ грать». Слово образовано от существительного «И гра». А «Й гра» - это что?
  2. Как только не коверкают слово «ехать».

Не знаете, что правильней: «едь», «езжай»? Оба варианты не верны. Повелительная форма глаголов «ехать», «поехать» - «ЗА езжай», «ПО езжай», «ПРИ езжай» и т.д.

В отдельных случаях допускается форма слова «езжай» - в специальных литературных приемах, однако не в разговорной речи.

  1. Нет слова «ихНИЙ »! Это звучит также ужасно, как «отсюдОВА , оттудОВА ».

Союза «еслиФ » в природе не существует, только «если».

Слово «коР идор» пишется и произносится с «Р ». Что такое «коЛ идор»?

Таких «словЕЙ » в русском языке нет.

  1. Всем, кто пишет «извЕ ни», советуем еще раз пройти курс начальной школы. Глагол «извИ ни» проверяется словом «повИ нный».
  2. Ваш молодой человек написал в сообщении, что Вы «симпО тичная девчЁнка»? подумайте хорошо, стоит ли продолжать с ним общаться, если он не в состоянии подобрать проверочное слово к прилагательному «симпА тичная»?

А Вы его знаете? Это «СимпА тия». В некоторых вариантах допускается жаргонное слово «симпО тная», но такой сленг оценит не каждая.

С существительным «девчО нка» все сложнее – правописание «О-Ё » после шипящих проходят в начальной школе. Интересно? Откройте учебник, ознакомьтесь.

  1. Думаете, что Вам «О деть» на свидание? Ничего! «О деть» можно лишь кого-то, а самим следует «НА деть» на себя одежду.
  2. Слова «извините» и «извиняюсь» имеют немного разный смысл.

«Извините» - Вы просите извинения у человека, хотите, чтобы он Вас простил.

«Извиняюсь» означает, что Вы начали говорить слова прощения. «Я же перед тобой извиняюсь! Чего тебе еще надо?» - смысл именно такой.

  1. Написание «Ь » в глаголах грамотного человека в тупик не поставит, зато как раздражает, когда читаешь: «Он не хочет «делиТ ся» со мной» и «Он сказал, что «поделиТЬ ся» со мной»!

Запомните:

(что делатЬ ? что сделатЬ ?) – «делиТЬ ся», «поделиТЬ ся».

(что делаЕТ ? что сделаЕТ ?) – «делиТ ся», «поделиТ ся».

Сложно? Нет!

  1. «Вы откуда?» «С Москвы!»

Не верьте! Живущие в Москве прибыли «ИЗ Москвы».

Говорите на правильном, литературном русском языке:

я ИЗ Ташкента, ты ИЗ Тулы, он ИЗ России.

  1. «По-вашЕ му», «по-моЕ му», «по-твоЕ му» пишите всегда через дефис и с «Е » в середине.

Ну что это за помои - «помоЙ му»?

  1. Знайте: поздравлять нужно с (чем?) « с днем» (чего?) «рожденИЯ »; идти (куда?) «на день» (чего?) «рожденИЯ »; был (где?) «на дне» (чего?) «рожденИЯ »; пришел (откуда?) «со дня» (чего?) «рожденИЯ ».

Ни «быть на», ни «поздравлять с», ни «ходить на» день «рожденИЕ » нельзя!

И еще: все слова в словосочетании «день рождения» надо писать с маленькой буквы.

  1. Есть лакомство «мороЖЕНое », «пироЖН ое», а не «мороЖН ое, морожЕНН ое», «пироЖЕНН ое».

К стати, это словарные слова, которые учат в третьем классе.

  1. Просто заучите, как правильно это пишется:

все- таки; вряД ли; пОТ ихоньку; ВК ратцЕ ; иЗР едкА ; неужТО ; как будтО ; ВП оследствиИ .

  1. Задумываетесь над написанием: «как- то – каКТ о», «кто- либо – ктОЛ ибо», «кое- что – коЕЧ то», «чем- нибудь – чеМН ибудь»?

Все очень просто: частицы -то, -либо, кое-, -нибудь пишутся через дефис.

  1. Любите сосиски? Произносите правильно: «сосиСК и», а не «сосисЬ ки». Их же изготавливают из мяса животных, а не из выдающейся части человеческого женского тела, правда?
  2. С ударениями тоже многие «не дружат».

Как следует говорить: «лО жить» либо «ложИ ть»? Верно будет: «ПО ложИ ть» - это слово без приставки не произносится. Его можно заменить синонимом «класть» (к нему приставка не нужна).

  1. Также плохо обстоят дела со словом «звонить».

Правильно будет сказать «звонИ т», а не «звО нит» - глагол образован от существительного «звонО к», а не «звО нок»; «позвонИ шь», но не «позвО нишь» - от слова «звонИ ть», а не «звО нить».

  1. Говорится «красИ вее», а не «красивЕ е», поскольку есть слово «красИ вый», а не «красивЫ й».
  2. Неправильно поставленное ударение, неверное окончание «режет» слух грамотного человека, как нож.

Просто выучите:

Всегда говорите правильно! Никому еще не помешала грамотная речь.

Слова, произнесенные человеком, отражают его внутренний мир. А о его богатстве как нельзя лучше скажет наша грамотность.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!